Вчера Летний международный музыкально-поэтический фестиваль начал движение «В сторону Выборга». Первым пунктом фестивального маршрута стал Сестрорецк: уютный городок, радующий глаз ухоженными клумбами и округлыми купами ив, склоненных над водами. Здесь, на берегу озера, в киноконцертном комплексе «Курортный» состоялось официальное открытие, сопровожденное всеми приличествующими случаю речами.
Маленький, стильный, камерный, с негромкой доверительной интонацией: таким получился фестиваль «В сторону Выборга», поддержанный, с одной стороны, Комитетом по культуре Санкт-Петербурга, а с другой – Институтом Финляндии и администрацией Курортного района. Организатором и вдохновителем относительно нового начинания – фестивалю исполнилось пять лет – стал пианист Алексей Гориболь, придумавший фабулу, сюжет, программу и географию восьмидневного концертного цикла, маршрут которого пролегает от Санкт-Петербурга по побережью Финского залива по самым что ни на есть финским местам: Сиестарйоки, Куоккала, Келломяки, Терийоки, Виипури. Финские названия городов и поселков заявлены в афише на равных с русскими: Сестрорецк, Репино, Комарово, Зеленогорск, Выборг. Тем самым устроители всячески подчеркивают культурную амбивалентность этих мест, некогда принадлежащих Финляндии, а позже отошедших «под руку» России. В этом мерцании культур, собственно, и заключается специфика фестиваля, его смысл и негромкий пафос.
Магия места диктует выбор сочинений: природа, погода и люди, которые годами писали здесь музыку и сочиняли стихи. На границе Репино и Комарова, в Доме творчества композиторов работал Шостакович: его «Пробуждение весны» на стихи Саши Черного прозвучало на открытии в Сестрорецке. Здесь же Белла Ахмадулина, подолгу жившая в пятом коттедже ДТК, написала свой «Дом с башней»: «Дом выспренний на берегу залива…» Одряхлевший, скрипучий, он рвал душу запустением, хлопал висящими на одной петле ставнями в ветреную погоду и весело блестел цветными стеклышками витражей в солнечную. Стеклышек, впрочем, с каждым годом оставалось все меньше – они выпадали, свидетельствуя о неумолимости времени. Стихотворение прочла Вера Павлова – поэт-резидент фестиваля.
Неподалеку, в Вырице жил Исаак Шварц и писал музыку к многочисленным кинофильмам: фортепианный фрагмент из раннего «Станционного смотрителя» исполнил сам Алексей Гориболь, бессменный концертмейстер фестиваля. Глубоко, сильно и проникновенно спел романсы Шварца Петр Мигунов, отрекомендованный Гориболем как «лучший бас России». Худрук фестиваля, заметим, отнюдь не скупился на лестные эпитеты и превосходные степени, представляя публике участников концерта. Впрочем, вряд ли его можно в этом упрекнуть. Певцов он подобрал, действительно замечательных: тонкая, изысканная Юлия Корпачева, победительное меццо - Олеся Петрова, деликатный, камерный тенор Эндрю Гудвин.
И в этом – весь Гориболь: он остается верен избранному кругу друзей-музыкантов, регулярно приглашая их на концерты и фестивали, к которым причастен. Круг с годами расширяется, но селекция производится тщательно. На концерте в Сестрорецке, например, публике был представлен совсем еще молодой баянист, студент консерватории Владимир Розанов, эффектно исполнивший пьесу финского автора Петри Макконена «Танго-токката». Это была российская премьера сочинения.
Музыкальные скрещенья русской и финской культур - один из основных мотивов фестиваля: от русской «представительствовали» Чайковский и Шостакович, от финской – конечно же, Сибелиус, учившийся, в свое время в Петербургской консерватории и воспринявший многое от русской композиторской школы. Квартет Сибелиуса исполнили четверо ребят из Академии Сибелиуса, составившие Norde Stelo Quartet. Увы, их выступление стало главным «проколом» программы. Невыносимо беспомощное исполнение, хлипкий, шатающийся звук, и весьма сомнительная по чистоте интонация. Ребята играли, будто букварь по складам читали: ни артистизма, ни пластичности, ни глубины. Будто всех четверых разом сковал страх и неуверенность.
Зато второе отделение удалось на славу. Особенно тронул вокальный цикл Таривердиева на стихи Беллы Ахмадулиной в исключительно тонком и точном исполнении Юлии Корпачевой: пробудил воспоминания о сожалениях юности и хрупкой первой любви. Окончательно же сразил зал Эндрю Гудвин, тенор из Сиднея, учившийся в Петербургской консерватории. Культура звука, изящество фразировки, чувство стиля: нечасто встретишь у нас такое бонтонное исполнение немецкой музыки: «Аделаида» Бетховена прошла выше всех похвал. Романс Неморино порадовал гладкостью и ровностью вокала и подлинностью чувства. Точнее – чувствительностью: сердца присутствующих растаяли, и певец был вознагражден дружными овациями.
Михаил Кузмин был представлен в концерте и как поэт, и как композитор. Его стихотворение «Если бы я был древним полководцем» из цикла «Александринские песни» прочла Вера Павлова, щеголяя четким ритмом строк и рафинированной монотонностью тембра. А вокальная поэма «Хождение Богородицы по мукам» оказалась довольно затянутым, заунывным опусом, в котором автор попытался воспроизвести квазирусскую, былинную манеру сказителя, стилизуя подачу под церковный стих. Даже Олеся Петрова не смогла разнообразить три строфы поэмы богатыми тембральными красками своего чудесного меццо-сопрано.
Передвижной фестиваль «В сторону Выборга» Гориболь удачно сравнил с выставками передвижников. Между прочим, передвижникам в нем тоже нашлось место: второй концерт фестиваля пройдет в музее-усадьбе «Пенаты», где до конца дней своих жил Илья Репин.
Гюляра Садых-заде,
«Фонтанка.ру»
Фото: Институт Финляндии в Петербурге