Новости

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
 08 августа 2011 07:00      512

Календарь: 8-14 августа

Чего хорошего ждать от фестиваля «Окно в Европу», где посмотреть на Павла I, кто лучше – смурфики или телепузики, как уравняли святых и диких зверей, куда приезжает легенда поп-панка, каково пришлось двойнику сына Саддама Хусейна и что общего у Джеймса Бонда с Индианой Джонсом. Наиболее важные события культурной жизни Петербурга этой недели: самые интересные, на взгляд наших обозревателей, новые выставки, концерты, театральные и кинопремьеры.


Понедельник 8 августа

Не прошло и месяца после Петербургского кинофорума, а кинообщественность снова мигрирует в наши широты – правда, теперь несколько севернее. В Выборге открывается 19-й по счету фестиваль «Окно в Европу» – вполне статусный смотр и вторая по значимости ревизия отечественного кино после «Кинотавра». В первый конкурсный день фестиваля в кинотеатре «Выборг-Палас» показывают «Бездельников» – дебют тридцатилетнего документалиста Андрея Зайцева в игровом кино. Весьма своевременный – как раз к очередной годовщине гибели Виктора Цоя подоспел фильм, если верить синопсису, «по мотивам песен группы “Кино”». Начало сеанса в 17.00.

Там же в 19.30 демонстрируют «Криминальные обстоятельства» – новый фильм режиссера Владимира Карабанова, дебютировавшего оставшейся незамеченной, но всё же довольно милой лирической комедией «Слон» про больного слона, которого везет убивать дальнобойщик, чью роль исполнил Сергей Шнуров. На сей раз Карабанов снял совсем не такой безобидный фильм: сюжет строится вокруг киднеппинга с целью вымогательства. Правда, жанр обозначен как криминальная комедия – стало быть, похищать будут всё время кого-то не того.


Вторник 9 августа

На выборгском кинофестивале «Окно в Европу» показывают «Елену» – фильм, окончательно перевернувший представления критиков и зрителей о режиссере Андрее Звягинцеве как о производителе артхауса на экспорт и Тарковском для бедных. Оказывается, у Звягинцева есть и чувство меры, и самоирония, и – о боже – чувство юмора. И, как следствие, способность снять действительно серьезный и важный фильм – про то, как на смену сверхчеловекам приходит мелкая шушера с пивком и любовью к телепередаче «Давай поженимся». Начало сеанса в 13.30.

Галерея «Борей» представляет выставку Мурада Гаухмана-Свердлова, художника, чья живопись напоминает чудесный мир внутри вулканического жерла. На его картинах пастозная фактура абстрактного экспрессионизма с элементами коллажа и инсталляции облечена в кроваво-золотой колорит, отчего возникает странное ощущение, будто краски плавятся и сохраняют неостывающий жар. В то же время композиции нередко вызывают в памяти иконографию святых: только Гаухман пишет богов Древнего Египта, саламандр, драконов. Выставка названа загадочно – «Доспехи Бо». Можно предположить, что это незаконченная ссылка на гонконгский боевик с Джеки Чаном «Доспехи бога», или же автор подразумевает ритуальный наряд бразильских аборигенов бо, а то и вовсе припоминает об одноименном титуле знати в средневековом Китае.

На «Окне в Европу» – новый фильм экс-директора Ялтинской киностудии и ученика Алова и Наумова Валерия Пендраковского «Ушел и не вернулся». Несмотря на мрачное название, вовсе не криминальная драма, а поэтическое повествование про человека, оказавшегося между вымыслом и реальностью. Начало сеанса в 16.30.


Среда 10 августа

В Выборге на фестивале «Окно в Европу» показывают «Бориса Годунова» Владимира Мирзоева – снятую одним из лучших русских операторов Павлом Костомаровым осовремененную экранизацию пушкинской трагедии. С Максимом Сухановым в роли рефлексирующего олигарха, у которого мальчики кровавые в глазах, и пугающе похожим на Димона Ошпаренного из «Бумера» Лжедмитрием. Ну еще бы – играет его всё тот же артист Андрей Мерзликин. Начало сеанса в 16.00.

В корпусе Бенуа Русского музея открывается выставка Константина Коровина (1861-1939), главного русского импрессиониста, невиданного для России художника, который был уверен, что его задача – передавать ощущение счастья, не пуская печаль в свое искусство. Покажут 250 произведений из разных российских музеев: от первых портретов и жанровых картин 1880-х годов, поразивших современников яркими красками и живыми эмоциями, разительно отличавшимися от бурого колорита и скучного морализма передвижников, до шедевров 1900-х и живописи 1920-1930-х – периода жизни в эмиграции в Париже, когда французское искусство ушло к экспрессионизму, а Коровин пытался его догнать. Особое место на выставке займут работы для театра и панно, написанные художником для русского павильона на Всемирной выставке в Париже в 1900 году.

На «Окне в Европу» – «Шапито-шоу» Сергея Лобана, обещанное, но так и не показанное на Петербургском кинофоруме. Надеемся, покажут и еще, ведь это первый за долгое время отечественный фильм, который можно смотреть по нескольку раз и неизменно кайфовать. Начало сеанса в 21.30.


Четверг 11 августа

На киноэкраны выпускают кинокомикс «Ковбои против пришельцев» («Cowboys & Aliens»), снятый автором «Железного человека» Джоном Фавро. С Джеймсом Бондом, то есть Дэниелом Крейгом, в главной роли и Харрисоном Фордом, то есть Индианой Джонсом, на подтанцовках – что еще нужно для счастья?

На хвост ковбоям с пришельцами наступает еще одна нечаянная радость: в широком прокате – «Смурфики» («The Smurfs»), полнометражная мультипликационная киноинкарнация самых дурацких комиксовых персонажей всех времен и народов, которые, казалось, годятся только для шуток в «Южном парке». Как ни странно, кино получилось вполне успешным: во всяком случае, от телепузиков смурфики выгодно отличаются.

В прокат выходит «Двойник дьявола» («The Devil's Double») – приключенческий фильм режиссера Ли Тамахори про некоего Латифа Яхию, двойника одного из сыновей Саддама Хусейна. Фильм снят на основе мемуаров Яхии, ставших бестселлером.

Киноцентр «Родина» начинает показывать «Осатаневшую» («Kim Bok-nam salinsageonui jeonmal») – волшебный корейский хоррор, эдакий кровожадный «Догвиль» и «Добрый человек из Сезуана» в одном флаконе, только безо всякого отстранения. Прекраснодушную молодую девушку здесь разделывают как бог черепаху и никаких домиков мелом на полу не рисуют.

В Мраморном дворце можно увидеть живопись Григория Дембовского, московского художника, использующего приемы русского авангарда первой трети ХХ века и экспрессионизма. Выставка названа «Охота на волка» и включает более 50-ти картин 1980-2000-х годов из частных коллекций: жесткие сцены, на которых люди с ружьями целятся в зверя, шествия неизвестных в ярких одеждах, схватки ангела с быком, распятие и тайная вечеря. Дембовский погружает своих персонажей в белое марево, которое может прочитываться как снег или песок, а также как божественный свет – эта белизна уравнивает святых и диких зверей, усиливая драматическое впечатление от работ художника.

В музее современного искусства «Эрарта» играют самобытные, легко узнаваемые Iamthemorning. Необычный состав: скрипка, альт, виолончель, пианино и вокал солистки Марьяны. На первый взгляд, не подходящий для стандартной клубной сцены набор – тем паче подавляющее большинство музыкантов группы обременено консерваторским образованием. Однако Iamthemorning с трудом, но выдерживают непростой баланс между академической композиторской сложностью и яркой цепкой поп-мелодикой. Прог-фолк корнями в Porcupine Tree и Рахманинова – сочетание неожиданное, но на удивление легко перевариваемое. Начало концерта в 20.00.

Музей истории Петербурга представляет фотопроект Татьяны Федоровой «Восток - Запад. Лицом к лицу». Это полсотни репортажных фотографий 2005-10 годов, на которых сцены из жизни европейцев сопоставлены со сценами, снятыми в Азии и Африке. Получились пары, где сюжеты похожи (свадьба, мотоциклисты, служители культа, дети) и при этом очевидна разница между культурами, – из сочетания сходства и отличия возникает смысловое поле работ Федоровой.

В Выборге показывают революционную драму «Око за око» Геннадия Полоки, самого безумного советского режиссера, кабаретного диссидента и создателя «Республики ШКИД» и «Интервенции». Нынче он снял нечто менее увлекательное: по крайней мере, все, кто уже видел «Око за око», вспоминают о фильме с содроганием. Начало сеанса в 13.30.


Пятница 12 августа

На выборгском кинофестивале «Окно в Европу» показывают фильм Бакура Бакурадзе «Охотник» – один из главных фестивальных хитов этого года, успевший засветиться и в Каннах, и на «Кинотавре», и на Кинофоруме в Петербурге. Самый европейский из российских режиссеров, сумевший создать идеальный отечественный эквивалент мирового фестивального кино, в «Охотнике» выступил, кроме того, законченным оптимистом. И если кому-то фильм не приглянется, стоит отдать ему должное хотя бы как примеру позитивного мировоззрения. Начало сеанса в 13.30.

В Выборге можно увидеть еще один новый и важный отечественный фильм – «Два дня» Авдотьи Смирновой, историю нисхождения русского чиновника в русскую же глубинку и растворения в ней, эдакий ремейк «Юрьева дня» Кирилла Серебренникова, только про мужчину и смешной, даром что главную женскую роль опять играет Ксения Раппопорт. Начало сеанса в 22.00.

На «Окне в Европу» показывают и «Землю людей» Сергея Говорухина: сын известного режиссера и ветеран Чеченской войны снял фильм про человека, вернувшегося с Крайнего Севера в московский мир наживы и чистогана. Начало сеанса в 17.00.

Калининградский драмтеатр на российской театральной карте ничем замечательным не выделяется. Кроме приобретенной недавно репутации оазиса оголтелого ханжества. Общими усилиями калининградских зрителей, чиновников и театральных деятелей из Калининградской драмы был выдавлен яркий и талантливый режиссер Евгений Марчелли, ныне возглавивший Театр им. Федора Волкова в Ярославле. Совершенным анекдотом явилось заведенное на Марчелли уголовное дело: в его спектакле «Дачники» по Горькому некие бдительные граждане разглядели порнографию. Калининградский театр приезжает на гастроли в Петербург с новым худруком и свободным от порнографии репертуаром кристальной нравственной чистоты, что заметно уже по названиям: «Хомо эректус, или Обмен женами», «Шерше ля фам, или Ключ для двоих». Припасть к источнику невинности можно в Театре им. Комиссаржевской с 12 по 19 августа.


Суббота 13 августа

В последний день выборгского кинофестиваля «Окно в Европу» в конкурсе показывают «Сибирь, mon amour» Славы Росса – второй фильм зарекомендовавшего себя симпатичнейшим гуманистом режиссера комедии «Тупой жирный заяц», на сей раз вполне серьезный и никакого отношения ко всяким «Нью-Йорк, я тебя люблю» не имеющий. Начало сеанса в 11.00.

Музей-заповедник «Гатчина» празднует День Павла I, приуроченный к 160-летней годовщине со дня открытия памятника императору на плацу перед Гатчинским дворцом. Праздник начнется в полдень с исторической реконструкции церемонии развода караула и выступления духового оркестра. Далее обещаны концерты, катание на лодках и какие-то особенные экскурсии. А в 20.00 Псковский драмтеатр покажет спектакль «Павел I» в постановке Иосифа Радуна, причем действие развернется на Иорданской лестнице дворца, а зрителей рассадят на Серебряном лугу, под открытым небом.

На закрытии «Окна в Европу» демонстрируют новый и первый за тридцать лет фильм советского киноклассика, автора «Белорусского вокзала» Андрея Смирнова «Жила-была одна баба» – в точности, историю одной деревенской бабы и четырех ее мужиков, которым, в полном соответствии с самым страшным из древнеяпонских проклятий, выпало жить во времена перемен. Начало в 16.30.

Москвичи Pompeya выступают в летнем кафе «Голландия» (набережная Адмиралтейского канала, 2). Они играют до тошноты слащавую, бесхребетную полутанцевальную музыку в пастельных тонах, да еще и радикально модно выглядят – что называется «в тренде». Pompeya – самый что ни на есть мейнстрим без страха и упрека, без единой собственной мысли, срез субкультуры, демонстрирующий не то чтобы ее несостоятельность, но уж точно – бесперспективность. Начало концерта в 20.00.


Воскресенье 14 августа

Сорокапятилетний Майк Херрера стоял у истоков американского поп-панка – тех самых привязчивых трехаккордовых погремушек с отчаянными перегрузами и перекрикиванием друг друга. Поп-панк в 90-х разделил США на Калифорнию и остальные штаты. Майк относится как раз к панк-провинции: первую и главную свою группу MxPx Херрера собрал в поселке Брементон, штат Вашингтон. Брементон может гордиться своим сыном: MxPx сделали достойную, хотя и не пестрящую топами и рекордами продаж 17-летнюю карьеру и прочно вошли в учебники поп-панка. Но два года назад Майк решился на перемену участи и сперва собрал группу Tumbledown, черпающую вдохновение у Джонни Кэша и записавшую два альбома душевного кантри-блюза, а теперь и вовсе катается по миру с акустической гитарой. На концерте в клубе Dusche у Херреры будет несколько групп в суппорте, но смотреть там стоит только на него самого: такие живые легенды встречаются в непосредственной близости и шаговой доступности чрезвычайно редко. Начало концерта в 19.00.


Над материалом работали: Ольга Лузина (выставки), Андрей Пронин (театр), Михаил Рудин (музыка), Иван Чувиляев (кино).

Количество символов после анонса означает рейтинг ожиданий обозревателя: по пятибалльной шкале.

Фото: okno-filmfest.ru, «Централ Партнершип», Lionsgate, myspace.com/iamthemorningband, tumbledownhq.com.

«Фонтанка.ру»