В петербургском клубе «Зал ожидания» прошел концерт американской группы Xiu Xiu (читается как «Шу-шу») в усеченном составе. Впрочем, главные фигуранты – вокалист Джейми Стюарт и инструменталистка Анджела Сео – на сцену поднялись. И, как обычно, довели до исступления себя и публику.
Практически каждый общавшийся с Джейми Стюартом в спокойной обстановке за пару часов до или после концерта замечает очевидное несоответствие между ироничным разговорчивым парнем, рассуждающим обо всем подряд с немалой долей сарказма, и трагическим героем, сквозь силу стеснительно улыбающимся публике и раздающим автографы трясущимися руками. Старожилу музыкальной журналистики Андрею Горохову несколько лет назад удалось расколоть Джейми: в блоге «Музпросвет» есть заметка о Xiu Xiu с прямой речью Стюарта, эмоциональной и нервной исповедью. Возможно, дело в том, что Горохов безжалостно мучал Джейми сразу после выступления, еще до переключения в режим «душа компании». Кажется, что наиграны здесь как раз дружелюбие и общительность, Джейми старается быть вежливым с интервьюерами, а своих родных внутренних демонов придерживает для сцены.
Xiu Xiu приехали в Петербург вдвоем: сам Стюарт с любимой гитарой и Анджела Сео, виртуозная мульти-инструменталистка. Их двоих действительно было вполне достаточно. Отыграли чуть меньше часа, на бис не вышли – Стюарт обмолвился днем, что в этом туре каждый бис для них заканчивался неудачно и он не хочет лишний раз испытывать судьбу. А еще рассказал, что программа у них очень строгая и не подлежит изменениям и дополнениям.
Звучали Xiu Xiu на «отлично»: кроме сильно расстроившего Джейми сбоя драм-машины в композиции «Gray Death», заметных технических неполадок не наблюдалось. В клубе «Зал ожидания», несмотря на простор, было на удивление уютно – людей пришло побольше, чем на концерт Xiu Xiu в «А2» пару лет назад, но аншлага не получилось. Впрочем, на него никто и не рассчитывал, да и в таком составе и с таким материалом сами Xiu Xiu не пробили бы плотную массу слушателей. В разреженном пространстве клуба-тысячника около 400 человек получали и отражали от себя энергию Стюарта, его звериное отчаяние, грохот барабанов, окружающих Анджелу, гитарные переборы, по недоступной простому смертному логике переходящие в перегруженный рев. Новые синглы, костяк альбома «Dear God I Hate Myself» и пара отступлений в сторону лучшего раннего – грамотно выстроенный сет-лист.
Глядя на то, как Джейми с напряжением выдыхает слова, как изо всех сил старается не замечать аплодисментов и не потерять настроения, не сбить темп, понимаешь, где черпает вдохновение для живых выступлений Дельфин: у них на самом деле много общего. Голые провода и злая истерика, тексты навзрыд, звук наотмашь – подавление публики тяжелыми словами и высокими частотами. Xiu Xiu, в принципе, играют такую музыку, что хочется выйти на воздух, выключить колонки, вынуть наушники, остановить, прекратить – но едва это желание исполняется, становится неожиданно и неприятно пусто. В этом есть волшебство – грубоватое, местами неряшливое, фокус не всегда удается. Но Стюарт слишком искренен на сцене, чтобы презрительно отвернуться, увидев неловкий жест или заметив краешек карты в рукаве.
Около одиннадцати в опустевшем клубе дуэт собирает аппаратуру и неспешно выдвигается к машине, которая отвезет их в отель. На улице Xiu Xiu встречают задержавшиеся поклонники: семья – мать, отец и сын. Сын стоит в стороне, он выглядит стильным мальчиком, попавшим на концерт благодаря модным интернет-порталам, возводящим Стюарта в ранг суперзвезды новой волны инди-рока. Молодой человек, кажется, слегка озадачен услышанным и увиденным. Родители не очень трезвы. Женщина троекратно целует смущенного краснеющего Стьюарта, мужчина трясет ему руку и хлопает по плечу. Они высказывают Джейми и от греха подальше спрятавшейся в машине Анджеле восторги на русском языке, громко и отчетливо выговаривая слова, с наивной надеждой, что музыканты их поймут. Удивительно, но этой паре очевидно понравилось выступление, их зацепило, задело за живое, укололо – людей совсем не того поколения и не той аудитории, которую обычно приписывают Xiu Xiu. Та аудитория, ребята-хипстеры двадцати с небольшим лет и гордые меломаны-знатоки того же возраста, стояла перед сценой с горящими глазами и внимала каждой ноте, это было предсказуемо. Но если оценивать силу творчества – подобная реакция сторонних незаинтересованных очевидцев стоит много дороже.
Перед концертом Джейми Стюарт дал корреспонденту «Фонтанки» блиц-интервью:
– Каково вам с Анджелой выступать вдвоем?
– С Анджелой вместе мы сыграли уже около двухсот концертов, она – потрясающая, один из лучших музыкантов, с кем мне приходилось работать. Я ведь много где поиграл, групп пятнадцать было, я думаю. Но это всё даже близко не походило на Xiu Xiu. У тех команд никогда не было толковых записей, никаких туров, и все они закономерно распались, а Xiu Xiu – нет.
– И в чем отличие Xiu Xiu от этих групп?
– Xiu Xiu – это то, что я всегда хотел попробовать сделать с музыкой. Те группы никогда не замахивались на подобное. Я буду заниматься этим, пока у меня будет хватать сил на самобытное творчество. Когда закончатся силы, тогда закончится Xiu Xiu. Я вряд ли перестану писать музыку, но буду просто вынужден найти новый способ выражения целей, идей и кредо Xiu Xiu.
– Вы записали свой вариант песни Рианны в этом году, у вас выходил отличный мини-альбом кавер-версий Tu Mi Piaci. Вам нравится играть чужие песни?
– Мы играли живьем песни New Order и Трэйси Чапмен, но где-то после 2007-го перестали. Мы просто очень любим эти песни, мы не пытаемся их как-то переосмыслить или улучшить. Tu Mi Piaci было безумно приятно записывать. Мы вообще сыграли в своей жизни много чужих вещей, но исключительно чтобы высказать наше восхищение ими, сказать спасибо самим песням. Понимаешь, чтобы сама песня знала, насколько она затронула наши сердца.
Михаил Рудин,
«Фонтанка.ру»
Фото: «Зал ожидания».
Анонсы концертов, репортажи, рецензии и интервью с музыкантами читайте в рубрике «Музыка»