Новости

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
 01 августа 2011 13:45      278

Воздушный капкан для туристов

Лето-2011 может стать рекордным по количеству опоздавших самолетов: в июне с задержками вылетело из российских аэропортов более трех тысяч рейсов, а в июле сообщения об опозданиях на десятки часов приходят ежедневно. Но очень редко авиакомпании и турфирмы готовы добровольно выплачивать пострадавшим путешественникам компенсации за испорченный отпуск, потерянное время, иногда суточные ожидания в накопителях аэропортов и причиненный моральный вред. Хотя закон позволяет туристам получить солидную компенсацию.

На минувшей неделе тысячи пассажиров пострадали из-за банкротства авиакомпании «Континент». В пятницу на рейс «Уральских авиалиний» в Черногорию оказалось продано больше билетов, чем свободных мест. В тот же день самолет этой же компании на Шарм-эль-Шейх вылетел более чем с десятичасовым опозданием. Рейс из Антальи авиакомпании Utair 1 августа задержался как минимум на шесть часов.

Сразу два громких инцидента в Санкт-Петербурге были связаны с авиакомпанией «Татарстан»: 18 июля рейс в Грецию улетел с задержкой более чем на 10 часов, в течение которых пассажиры были фактически заперты в тесном накопителе аэропорта Пулково. А накануне самолет этого же перевозчика вернулся в Северную столицу без багажа, который туристы смогли получить только через шесть дней.

В целом же, по данным Росавиации, в июне своевременно не вылетело почти 1,3 тысячи чартерных и 1,8 тысячи регулярных рейсов, причем 669 самолетов задержалось более чем на шесть часов. На своем сайте «Татарстан» заявляет о вхождении в тройку самых пунктуальных перевозчиков, однако данные надзорного ведомства говорят о прямо противоположном: эта авиакомпания с задержкой отправляет более 12 процентов рейсов и занимает в «черном рейтинге» восьмую строчку. К числу самых непунктуальных относятся также работающие в Санкт-Петербурге SkyExpress, «Вим-Авиа», «Уральские авиалинии», «Авианова» и т.д.

Торможение в небесах

В большинстве случаев туроператор «сваливает» вину в задержке рейса на авиакомпанию. Основной правовой аргумент – наличие билета (который, правда, выдается примерно за сутки до вылета) является прямым договором между пассажиром и перевозчиком. А Воздушный кодекс РФ предусматривает право пострадавшего от опоздания на получение специальной неустойки – аж 25 рублей за час задержки. Причем оговаривает ее выплату многочисленными «реабилитирующими» авиакомпанию условиями: они освобождаются от ответственности, если задержка связана с необходимостью ремонта самолета, форс-мажорными или иными не зависящими от перевозчика обстоятельствами. Причем на практике авиакомпании уклоняются от выплаты даже такой мизерной компенсации – требуют от пассажира разного рода документы, месяцами задерживают ответ и т.д.

В то же время и российский закон предусматривает, что неустойка в 25 рублей в час – лишь минимальная компенсация за причиненный пассажиру ущерб. Турист вправе требовать полного возмещения всех убытков. Например, можно взыскать часть стоимости путевки, пропорциональную количеству потерянных дней отдыха, компенсацию морального вреда и т.д.

Такие же требования можно и нужно предъявлять и туроператору, в том числе при неплатежеспособности перевозчика (как в случае с компанией «Континент»). В Роспотребнадзоре убеждены, что именно он несет полную ответственность за надлежащее исполнение обязательств.

«Прямые правоотношения между перевозчиками и потребителями-туристами не исчерпывают ответственности туроператора за надлежащее исполнение договора о реализации туристского продукта. Например, при задержке вылета туроператор обязан предоставить клиенту размещение на время ожидания рейса, связаться с иностранным партнером и перенести сроки проживания в гостиницах по маршруту, изменить даты экскурсий и т.п.», – констатирует глава надзорного ведомства Геннадий Онищенко в официальных разъяснениях.

Эксперты рекомендуют пострадавшим не вникать в юридические тонкости и предъявлять такие иски одновременно и к туроператору, и авиакомпании: «Турист не должен разбираться, кто виноват, – убеждена Татьяна Касьянова, возглавляющая Балтийскую ассоциацию защиты прав туристов. – Добросовестный туроператор сам принимает участие в разрешении конфликта, а не «сваливает» вину на авиакомпанию».

Эти выводы подтверждаются и судебной практикой - именно туроператор отвечает практически за любые нарушения, а уж потом должен сам разбираться со своими партнерами (авиаперевозчиками, отелями и пр.). Например: самолет ГТК «Россия», которым с греческого острова Родос в Санкт-Петербург должна были возвращаться чета Бобко, вылетел на 14 часов раньше. И авиакомпания, и турфирма «Калипсо-мир путешествий», не уведомившие туристов об изменении расписания, отказались возмещать убытки (стоимость нового билета, оплату гостиницы за дни вынужденного проживания в Греции), перекладывая вину друг на друга. Но суд пришел к выводу, что именно «Калипсо», не сообщившая своим клиентам о переносе времени вылета, виновна в создавшейся ситуации. В сумме вступившим в законную силу решением с нее было взыскано более 46 тысяч рублей – почти двукратная стоимость всей путевки!

Требуйте и получите

Также пассажиры имеют право на получение компенсации за задержку в доставке багажа (также по 25 рублей в час), но и в доказанных случаях перевозчики не спешат ее выплачивать. Так, авиакомпания «Татарстан» согласилась заплатить пассажирам, чей багаж из Греции прилетел только на пятые сутки, аж по 1500 рублей. Хотя по закону даже минимальная неустойка за 120 часов опоздания составляет 3000 – объяснить методику расчета пресс-служба перевозчика не смогла. Не планирует эта компания выполнять и другую возложенную на них обязанность – доставлять опоздавший багаж на дом пассажирам: бывшие туристы сами и за свой счет вынуждены забирать его из Пулково.

По действующим уже более двух лет Федеральным авиационным правилам, при задержке рейса более чем на два часа авиакомпания обязана предоставить каждому пассажиру напитки и возможность бесплатно совершить два телефонных звонка или отправить электронное письмо. Если через четыре часа после назначенного вылета самолет все еще находится на земле, то перевозчик должен накормить всех пострадавших горячим обедом, а еще через два часа ночью или через четыре днем – заселить в гостиницу.

Однако многие авиакомпании не считают нужным исполнять подобные обязательства перед пассажирами. Попытка Роспотребнадзора привлечь перевозчиков к административной ответственности за необеспечение пассажиров соответствующими услугами провалилась: рассматривая спор с авиакомпанией «Трансаэро», Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленобласти пришел к выводу, что «невыполнение обязанности по оказанию комплексной услуги по обеспечению пассажиров прохладительными напитками, горячим питанием, доставке транспортом от аэропорта до гостиницы и обратно, не образует объективную сторону правонарушения».

Либеральная ответственность авиакомпаний за нарушения прав пассажиров предусмотрена не только законодательством России – специальный регламент Европейского союза требует от перевозчиков даже меньше, чем российские правила: «В то же время сложившаяся судебная практика и отчасти национальное законодательство европейских стран направлены на защиту прав пассажиров, – отмечает Роман Захаров, главный редактор отраслевого журнала «Линия полета». – В итоге именно авиакомпания должна доказывать, что предприняла усилия для доставки пассажира с минимальной задержкой в пункт назначения. В случае задержек регулярных рейсов пассажирам стараются предложить альтернативный вариант перевозки, чартерных - поскорее назначить вылет. И тем не менее, суды в странах ЕС сплошь и рядом назначают солидные компенсации за задержки, исходя из принципа: все, что потерял пассажир из-за авиакомпании, – будь это день отдыха или упущенный контракт из-за опоздания на деловую встречу, – должны возместить авиакомпании», – констатирует Роман Захаров.

В то же время ситуация в России может вскоре измениться: в Госдуму уже внесены поправки, ужесточающие ответственность перевозчиков: за отказ в посадке, отмену рейса или задержку его более чем на три часа авиакомпании придется выплатить пассажиру штраф в сумме от 10 до 24 тысяч рублей в зависимости от дальности полета. Еще до 40 тысяч рублей за каждого пассажира составит административный штраф. Таким образом, задержка того же Boeing 737 (до 170 мест) может стоить его владельцу 8,5 млн рублей. «Принятие законопроекта позволит установить и гарантировать соблюдение минимальных прав пассажиров на уровне мировых стандартов и одновременно предотвратить или значительно снизить количество таких негативных явлений, как избыточное бронирование, отказ в посадке пассажира, задержка и отмена рейсов», – отмечает в пояснительной записке автор внесенного законопроекта – депутат Госдумы Анатолий Иванов. Удастся ли парламентариям преодолеть лобби авиакомпаний и принять такие поправки – пока неизвестно.

Павел Нетупский, «Фонтанка.ру»