Новости

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
 25 июля 2011 07:00      299

«Последний мамонт Франции»: Никто не хотел вымирать

Покатавшись по кинофестивалям (Берлин, Лондон, Вологда), до российского проката добрался «Последний мамонт Франции» («Mammuth»), пронзительное и безумное роуд-муви о запоздалых духовных поисках.

«Ну, и что ты теперь будешь делать? Сидеть дома целым днями?» – беспокоится Катрин (Иоланда Моро), супруга Сержа Пилардосса, работника скотобойни, только что спроваженного на пенсию. «Не знаю, на первое время есть, чем заняться» – пожимает плечами огромная волосатая туша Серж по прозвищу Мамонт (Жерар Депардье), опасливо рассматривая пазл из 2000 фрагментов, жестокий подарок от бывших коллег. «Не опаздывал, не болел, не причинял неудобств» – минутой раньше бубнит по бумажке роботический босс под равнодушное чавканье сослуживцев: прощальная речь звучит как эпитафия и, судя по потерянному виду Сержа, вполне рискует ею стать.



С пазлом у героя сразу не заладится, как и с остальными пенсионными радостями: выкинутый за ненадобностью с трудового конвейера длиною в жизнь, Серж «на воле» оказывается беспомощен и незащищен, как отпущенный умирать домой зэк, проспавший в своей одиночке полвека научно-технических завоеваний, или сбежавший из цирка депрессивный хорек, рожденный в неволе. Простейшие задания жены оборачиваются катастрофическими последствиями, любые контакты с внешним миром провоцируют отторжение или враждебность. А тут еще напасть: чиновники «динамят» героя с пенсией, не хватает документов, подтверждающих трудовой стаж. Серж извлекает из гаража доисторический мотоцикл «мамонт» и отправляется в ностальгическое путешествие по дороге былых трудовых подвигов. Документы приходится красть и выпрашивать, места бывшей работы не отыскать: скелет стен вместо ресторана, студия 3D-анимации – там, где в 70-х был огромный завод. Заброшенный парк аттракционов, завод, церковь, ферма – трудовая биография «мамонта» отличается впечатляющим разнообразием. Одинаково везде лишь чудовищное равнодушие окружающих, и вот уже просьбы срываются на крик, а на смену энтузиазму приходит отчаяние. Чем не иллюстрация горькой беспросветности существования угнетенного пролетариата?



Тоскливый злободневный контекст, однако, не должен убаюкать внимательного зрителя, а тем более знакомого с кинематографическими опытами неразлучных режиссеров-подельников Бенуа Делепина и Гюстава де Керверна. Французы, давно уже заслужившие славу борцов с социальной несправедливостью, этаких анархистов-революционистов от кинематографа, со всбесившейся расфокусированной камерой в дрожащих руках, не смущаются доводить любой протест до логического абсурда, выворачивая сюжет наизнанку, шокируя и размахивая пиратским флагом черного юмора. Прославившая режиссерский тандем «Авида» начиналась с кражи глухонемым смотрителем зоопарка собачки, но вскоре превращалась в карнавальный ад.



И в тот самый момент, когда ситуация грозит взорваться, границы размываются, повествование перемещается в плоскость сюрреального, позволяя Сержу ускользнуть на время из абсурда действительности в царство жизни-как-поэзии. Настойчиво преследуемый окровавленным призраком бывшей возлюбленной (Изабель Аджани), которую когда-то неудачно покатал на мотоцикле, герой находит убежище в доме племянницы Соланж, специализирующейся на изготовлении домиков для тараканов. Роль эксцентричной художницы исполнила непрофессиональная актриса Мисс Минг, в реальной жизни – аутистка и поэтесса. Жизнерадостность, легкость, сумасбродство Соланж и ее друзей меняют Сержа, он постигает нехитрые истины хиппизма, освобождается от груза вины и обид и делает бутерброды из собранных документов.



Последние сцены фильма с переодевшимся в хламиду Депардье так и вовсе повергают в изумление: впору рыдать от смеха, но что-то мешает, впрочем, как и на протяжении всего фильма. Немало способствует изумлению и виртуозная игра мамонта французского кинематографа, подтвердившего догадку о том, что предлагающие Депардье роли всяких Обеликсов ушлые продюсеры актера просто не будят: так он и играет во сне, но вот когда просыпается, то доказывает скептикам, кто тут на самом деле вымер, а кто живее всех живых. В фильме присутствуют, конечно, несколько безоговорочно смешных ситуаций, но в основном это не слишком веселая история о том, что жизнь – дерьмо, в котором никогда не поздно научиться плавать. Не важно, что там у тебя в качестве плавсредства: украденный из магазина бассейн, мотоцикл или собственная фантазия.



Елена Иванова,
«Фонтанка.ру»

Фото: Ad Vitam Distribution.

О новостях кино и новинках проката читайте в рубрике «Кино»