Новости

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
 17 июля 2011 18:00      533

Календарь: 18-24 июля

Что за сон воплощает наяву Валерий Гергиев, из какого сора растут стихи, каково в Архангельске девушке из Швейцарии, что за новые роли у Хелен Миррен и Жерара Депардье, кто закроет фестиваль «Звезды белых ночей» и как поздравят с днем рождения директора петербургского клуба. Наиболее важные события культурной жизни Петербурга этой недели: самые интересные, на взгляд наших обозревателей, новые выставки, концерты, театральные и кинопремьеры.


Понедельник, 18 июля

В Белом зале Большого Петергофского дворца – очередной концерт фестиваля «Большой вальс». После прогулки в парке Петергофа очень кстати послушать популярную классику. Концерт озаглавлен «Сказки венского леса», приурочен к 25-летию оркестра «Классика», за пультом – главный дирижер оркестра Александр Канторов (на фото). Прозвучат сочинения Моцарта, Бетховена, Вебера, Дворжака, Брамса, Зуппе, конечно же, вальсы Вальдтейфеля, а также отца и сына Штраусов. Начало в 19.00.


Вторник, 19 июля

Музей Ахматовой приглашает на выставку Георгия Постникова, петербургского скульптора и медальера. Арт-объекты, сделанные из всяческих обломков, осколков, рухляди, выглядят забавно и остроумно: грушевое дерево из перевернутой четырехногой опоры, «дамоклово» перо над головой горгоны Медузы, топор в полене, окруженный фонтаном щепок. Эти вещи участвовали в ряде выставочных проектов последних лет, а теперь воплощают ахматовскую строку: «Когда б вы знали, из какого сора...».

На хоровом фестивале «Академия православной музыки» в зале Капеллы выступает ансамбль из Грузии Chanters Group Tbilisi. Основанный в 1994 году при церковном хоре cобора Святого Пантелеймона Целителя, где работал регентом нынешний руководитель ансамбля Бадри Джимшелеишвили, Chanters Group активно гастролирует, концертирует и на эстрадах, и в приходских храмах, исполняя грузинские фольклорные песни, церковные песнопения VII - XVIII веков, а также сочинения современных авторов. Начало в 20.00.

Галерея «Борей» представляет выставку швейцарской фотохудожницы Клементин Боссар «Russia: Out of the Blue. По ту сторону зимы». Деревянные дома-бараки с удобствами во дворе, девушки с березовыми вениками в бане, развалившиеся заборы и никому не нужная земля – всё это она увидела в Архангельске, куда приехала работать в театр в прошлом году. И все это свалилось на 25-летнюю Боссар «как снег на голову», «как гром среди ясного неба» – таково, собственно, значение изящного выражения out of the blue.

Настоящий «Венский вечер» обещают устроить в Эрмитажном театре. На фестивале «Большой вальс» выступают Государственный симфонический оркестр Санкт-Петербурга под управлением швейцарского дирижера Рето Паролари и солисты из Австрии Марчелла Черно (сопрано) и Михаэль Хайм (тенор). Они споют арии и дуэты из популярнейших оперетт Штрауса, Кальмана и Легара: песню Сильвы из оперетты «Королева чардаша», дуэт из оперетты Легара «Страна улыбок». Вокальные номера перемежаются оркестровыми: пронесется галоп «Бандиты» Штрауса, прогремит полька «Гром и молния», чеканно пройдет марш Штольца «Привет из Вены», закружится «Медленный вальс» Зельвеккера. Начало в 19.00.

Музей сновидений Фрейда показывает фотовыставку Элис Кампински «Скрытые пространства». Технические тоннели метро, коллекторы подземных рек, потайные бункеры – ходы и помещения сложной формы и загадочного назначения притягивают не только ощущением таинственной изнанки жизни мегаполиса, но и своим сходством с лабиринтами бессознательного.


Среда, 20 июля

В изящном Павильоне роз, что расположен в сердце Павловского парка, в рамках фестиваля «Большой вальс» пройдет концерт «Привет из Вены» – беспечная музыка, задорные польки и вальсы. Сольные номера из классических венских оперетт Кальмана, Легара, Досталя и Штрауса прозвучат в исполнении австрийских певцов Марчеллы Черно (на фото) и Михаэля Хайма. За пультом ГСО Петербурга – швейцарский дирижер Рето Паролари. Начало в 19.00.


Четверг, 21 июля

Последняя премьера сезона в Мариинском театре – опера Бенджамина Бриттена «Сон в летнюю ночь» – запланирована на самый финал фестиваля «Звезды белых ночей» и состоится на сцене концертного зала. Ставит «Сон» кинорежиссер и сценарист Клаудия Шолти – внучка великого дирижера сэра Георга Шолти. Эта опера никогда не шла в Петербурге. Бриттен вместе со своим другом и возлюбленным Питером Пирсом создал либретто по канве пьесы Шекспира и написал феерическую музыку, полную лукавых стилизаций, в которой расцветают прекрасные любовные дуэты, проникнутые исступленной нежностью. Будем надеяться, что волшебство не исчезнет в постановке Шолти: ей приходилось ставить драмы, однако она еще ни разу не заходила на территорию оперы. Режиссера наверняка подтолкнет в верном направлении художник-постановщик – опытная Изабелла Байуотер, много работавшая в оперных театрах Цюриха, Мюнхена и Лондона. Дирижирует премьерой Валерий Гергиев. Начало в 19.00.

На киноэкраны выходит фильм «Последний мамонт Франции» («Mammuth») с Жераром Депардье в главной роли. Актер здесь играет работника бойни, который отправляется на пенсию, но выясняет, что платить ее не будут, так как работодатели всю жизнь забывали его регистрировать. И пенсионер пускается в путешествие по своей трудовой биографии – то есть по тем самым работодателям, дабы вытребовать у них справки о том, что он-таки работал, а не валялся всю жизнь на диване, как некоторые.

В прокате появляется «Мисс Никто» («Miss Nobody») – злобная офисная комедия, снятая дебютантом Тимом Коксом. Офисные будни тут показаны как череда увечий и убийств, а тихие менеджеры среднего звена – как бывалые душегубы из коза ностры.

В рамках Года культуры Италии в «Манеже» показывают современное итальянское искусство на выставке «Viva Italia!». Сюрреализм и абстракция, манекены и персонажи комедии дель арте, гладкие скульптуры и колючие инсталляции: около 400 работ художников из разных городов – от Милана и Турина до Рима и Катании – представляют искусство Апеннин за последние два десятилетия.

В прокат выходит «Буря» («The Tempest») Джули Теймор, экранизация шекспировской пьесы, в которой собственно пьеса – не главное. Главное – бенефис выдающейся британской актрисы русского происхождения Хелен Миррен, одной из королев (в том числе в буквальном смысле – всё-таки играла Елизавету у Стивена Фрирза) английского экрана. Ну и да, как нетрудно догадаться, изображает она не юную Миранду, а опытного волшебника Просперо, по такому случаю переименованного в Просперу.

В клубе Dusche играют два дружественных коллектива: My Private Hospital и Gender ID. Проект поп-джаз-певицы Нины Карлссон My Private Hospital – дуэт с электронщиком и гитаристом Володей Боровиковым, несдержанный грязный инди-рок с аллюзиями в шугейз. Gender ID – чуть ли не единственная оставшаяся в живых на петербургской сцене электро-рок-группа с уклоном в нью-вейв. Начало в 20.00.

В прокат выходит «Мой парень из зоопарка» («Zookeeper») – дарвинистская комедия про то, что брачный период у людей и горилл выглядит примерно одинаково. Главный герой работает в зоопарке и в определенный момент решает, что хватит ему ходить бобылем, а надо бы жениться. Подопечные зверюшки принимают в судьбе жениха живое участие.

В Русском музее открывается выставка «Выдающиеся собиратели народного искусства». От икон и резьбы по дереву до кружев и лаковой миниатюры – во второй половине XIX и начале ХХ века было составлено множество коллекций предметов народных промыслов и старины, впоследствии поступивших в музеи. Выставка включает вещи из различных частных собраний – в частности монархиста и черносотенца Николая Лихачева, наследника барона Штиглица Александра Половцова, купца Федора Плюшкина, в чьем частном музее в Пскове хранился без малого миллион экспонатов, вплоть до булыжников и чучел гусей и уток.

На экраны выпускают «Ларри Крауна» («Larry Crowne») – полнометражный дебют Тома Хэнкса в режиссуре, с собой любимым в заглавной роли. Заслуженный Форрест Гамп мирового кино снял очередную историю осуществления заветной мечты, только на новый лад и в формате «учиться, учиться и учиться»: грянул кризис, хорошего специалиста поперли с работы, а он не расстраивается – идет повышать квалификацию и меняет жизнь к лучшему, влюбившись в преподавательницу.

AL Gallery приглашает на выставку Марии Арендт «Шито-крыто»: картинки, вышитые на ткани, на первый взгляд совершенно невинны, но подписи из первых строк непристойных частушек радикально меняют их смысл. Италия рифмуется с гениталиями, ворон на березе оказывается занят кровавым делом. Работы Арендт напоминают портьеры в аристократических спальнях эпохи маньеризма – за плотной тканью скрывались эротические картины, призванные вызывать возбуждение.

На экраны кинотеатров выходит «Пеликан» («Nicostratos, le Pélican») – фильм французского режиссера Оливье Орле, примечательный в первую очередь тем, что одну из главных ролей в нем играет Эмир Кустурица. Его персонаж – мучающийся депрессией гражданин, переживающий смерть жены и потерявший из-за этого общий язык с сыном. А мальчик борется со своими переживаниями, предавшись дружбе с пеликаном.

В Павильоне роз Павловского парка в рамках фестиваля «Большой вальс» проходит концерт «Звезда пленительного счастья», посвященный Исааку Шварцу. Отдавая дань памяти известному петербургскому композитору, написавшему музыку для более чем сотни кинофильмов, Российский оркестр синематографа под управлением Игоря Пономаренко сыграет монографическую программу. Прозвучат Концертная сюита из музыки к фильму «Мелодии белой ночи», увертюра и вальс из «Звезды пленительного счастья», мелодия из фильма «Не стреляйте в белых лебедей», вальс и финал из «Ста дней после детства». Начало в 19.00.

В кинопрокат выпускают «2199: Космическую одиссею» («Space Battleship Yamato»). Нет, это не ремейк шедевра Стэнли Кубрика. У мастера аниме-фильмов японского режиссера Такаси Ямадзаки сюжет несколько иной: Земля почти полностью уничтожена войной с пришельцами и заражена радиацией, и немногие выжившие ее жители отправляются на далекую планету Искандер за нейтрализатором, который может их спасти.

Немного неправдоподобно звучит, но тем не менее в честь дня рождения основателя клуба Jagger в этот самый клуб приезжает с концертом Кен Хенсли, гитарист и клавишник Uriah Heep. Видимо, новый менеджер Хенсли, которого сам музыкант именует не иначе как «великим», не чурается корпоративов. Между тем Хенсли в мае выпустил альбом со своей новой группой Live Fire и вполне способен был бы собрать в Петербурге площадку побольше. Кроме Хенсли этой ночью в Jagger заявлены Pushking и Billy's Band. Начало концерта в 20.30.


Пятница, 22 июля

В рамках фестиваля «Академия православной музыки» в зале Капеллы – концерт ансамбля древнерусской духовной музыки «Сирин». Созданный в октябре 1994 года Андреем Котовым – певцом, хормейстером и фольклористом, он назван именем райской птицы, что поет «неизреченные песни о спасшихся душах». Звучание ансамбля отличает особая манера: тут сочетаются приемы мастеров аутентичного исполнения, яркий, насыщенный обертонами звук и утонченная мелодическая эстетика. Ансамбль исполняет древнерусские богослужебные песнопения XV - XVIII веков: одноголосные распевы, раннее русское многоголосие, партесные концерты, а также духовные стихи. Начало в 20.00.

Группа Markscheider Kunst выступает в клубе «Грибоедов» с любимым народным ска-регги. Обязательные «Кваса Кваса» и «Моряк» гарантированно прозвучат. Начало в 20.00.

Неудивительно, что проект Zorge не получил награду на премии «Степной волк» в номинации «Дебют»,– удивительно, что они вообще попали в список. Какой уж тут дебют? Zorge – самая очевидная из ныне существующих реинкарнация Tequillajazzz, как минимум за счет присутствия в группе вокала Евгения Федорова. Концерт в клубе «Цоколь» называется «Традиционным», и всем понятно, что это за традиция. Начало в 20.00.


Суббота, 23 июля

Фестиваль «Большой вальс» представляет «Вечер с примадонной». В Большом зале Екатерининского дворца в Царском Селе воцарится блистательная Елена Образцова, окруженная фрейлинами вокала – певицами Динарой Алиевой и Евгенией Ширинянц. Вместе с тенором Дмитрием Хромовым дамы исполнят фрагменты оперетт Легара, Штрауса, Оффенбаха и Целлера: например, Песнь Марицы из оперетты «Марица», выходную арию Сильвы из оперетты «Сильва», дуэт Данило и Ганны из «Веселой вдовы», арию Джудитты из «Джудитты», арию принца Су-Шонга из «Страны улыбок» и многое другое. Играет Государственный оркестр Санкт-Петербурга, дирижирует прибывший из Вены Святослав Лютер. Начало концерта в 19.00.

В клубе «Цоколь» Markscheider Kunst выступают под вывеской Tres Muchachos & Companeros, и сайд-проект самой солнечной петербургской группы, признаться, выглядит поинтересней основного состава. Tres Muchachos играют очаровательную латину и самбу, перепевают классику жанра и приспосабливают под нее русские шлягеры, с ними на концертах зычным басом голосит Саша Лушин, а в зале танцуют подобающие танцы. Начало в 20.00.

Пока Markscheider Kunst будут играть в «Цоколе» музыку Карибского бассейна, бывший участник группы Серафим Макангила (на фото) со своим проектом Simba Vibration займется примерно тем же самым неподалеку – в «Китайском летчике Джао Да». Simba Vibration не столь многогранны, как Tres Muchachos & Companeros, их главное преимущество – иноземные корни Серафима, уроженца Конго. Серафим пишет песни на пяти языках: лингала, суахили, французском, английском и русском, музыку – на всех языках мира, но в основном всё-таки на языке регги. Начало в 20.00.


Воскресенье, 24 июля

На закрытие «Звезд белых ночей» в Петербург пожалует старший из дирижерской династии Ярви – знаменитый эстонец Неэме Ярви, очень крупная фигура в музыкальном мире. Он более 15 лет возглавлял оркестр в Детройте – один из самых сильных и богатых музыкальных коллективов США, 22 года руководил Гетеборгским симфоническим оркестром, с 2005 года возглавляет гаагский Резиденц-оркестр, переняв его после Евгения Светланова. С прошлого сезона Неэме взял под свою руку Эстонский национальный симфонический оркестр, словно совершив полный круг творческой биографии: он руководил этим оркестром до 1980 года, пока не был вынужден покинуть Эстонию из-за идеологических разногласий с начальством. Неэме Ярви учился в Ленинградской консерватории у выдающегося педагога и дирижера Николая Рабиновича и бережно сохраняет «русскую» манеру дирижирования. В петербурге маэстро выступит с оркестром Мариинского театра на сцене Концертного зала Мариинки. В программе: симфоническая поэма эстонского композитора Хайно Эллера «Рассвет», Пятая симфония Чайковского и его же Первый фортепианный концерт. За роялем – феноменально виртуозный русско-израильский пианист Александр Маркович. Начало в 20.00.

Хоровой фестиваль «Академия православной музыки» представляет на сцене Капеллы румынский хор Byzantion из города Яссы. В его репертуаре – музыка святых отцов Восточной церкви, исполняемая в западноевропейской манере. Румынский историк Николае Йорга назвал этот хор «Византия после Византии». Художественный руководитель коллектива – Адрин Сирбу. Начало концерта в 20.00.


Над материалом работали: Ольга Лузина (выставки), Михаил Рудин (современная музыка), Гюляра Садых-заде (театр и академическая музыка), Иван Чувиляев (кино).

Количество символов после анонса означает рейтинг ожиданий обозревателя: по пятибалльной шкале.

Фото: philharmonia.spb.ru, пресс-службы Музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме, галереи «Борей», hermitagemuseum.org, mariinsky.ru, Miss Nobody Productions, myspace.com/myprivatehospital, larrycrowne.com, Sarafan, sirinensemble.ru, mikhailovsky.ru, jahrastafari.ru.

«Фонтанка.ру»