В рамках II Санкт-Петербургского кинофорума было подписано соглашение о проектировании и строительстве общественно-делового центра «Дворец искусств». Новый объект культуры должен появиться на Васильевском острове, на месте бывшего трамвайного депо. Осуществить проект планируется в рамках государственно-частного партнерства. Одна из крупнейших девелоперских компаний Восточной Европы Trigranit Development Corporation инвестирует в строительство и оснащение площадки порядка 250 миллионов евро. О проекте рассказал «Фонтанке» основатель и владелец компании-инвестора Шандор Демьян.
– Вам не кажется, что всё хорошее в Петербурге уже построено и самые выгодные инвестиции здесь не в новое строительство, а в охрану шедевров старины?
– Всей душой я люблю старинные города. Среди моих фаворитов – Сиена, Зальцбург, Вена, Казань… Санкт-Петербург занимает среди них особое место. Мне нравится здесь весь городской ландшафт: каналы, мосты, прекрасные соборы, естественное соединение разных архитектурных стилей – от барокко до конструктивизма. Но судьба сложилась так, что я строю современные сооружения. Мир меняется, и мы не можем остановить эти процессы, мы должны им соответствовать. И всё же главная задача, которую ставит перед собой наша компания, где бы мы ни работали – а мы много работаем в Центральной и Восточной Европе с её богатейшим архитектурным наследием, – это бережное отношение к историческому облику каждого города и квартала. Соединяя прошлое и будущее, мы зачастую получаем неожиданный и блестящий результат. Поэтому строить театры и культурные центры я люблю больше, чем торговые комплексы, хотя последнее проще и выгоднее. Но для меня это не только вопрос бизнеса. Среди самых любимых проектов – Центр конгрессов и Национальный театр в Будапеште, современная киностудия, которую мы построили в Венгрии. Так что у нас большой опыт подобной работы. И Дворец искусств, который мы хотим построить в Петербурге, должен отвечать всем самым современным требованиям к такому сооружению. Должен быть красивым, современным, комфортабельным, многофункциональным.
– Но в Петербурге достаточно много действующих концертных и театральных площадок, и в ближайшие 5 - 10 лет появятся новые. Много лет строится новая сцена Мариинского, новая сцена Александринки, наоборот, возводится быстрыми темпами, начато строительство Академии балета и Дворца танцев для Театра Эйфмана. Вас не пугает конкуренция?
– Я недостаточно хорошо знаком с этими проектами. Но считаю, что появление в Петербурге современных концертных и театральных площадок пойдет на пользу всем. Здесь множество талантливых музыкантов, творческих коллективов, проходят культурные мероприятия, вызывающие интерес во всем мире, – такие, как Кинофорум, на который я приезжаю уже второй раз. Но я считаю, что мероприятия в области культуры должны вызывать не меньший интерес и ажиотаж у публики, чем Олимпийские игры или чемпионат мира по футболу. Для этого необходимы технически оснащенные, готовые к приему большого количества зрителей многофункциональные площадки. Сегодня их в вашем городе практически нет. Да, в Петербурге есть старинные концертные залы с великолепной акустикой, но они не предполагают тех комфортных условий, к которым приучают современного зрителя кинотеатры и развлекательные комплексы. Вы заметили, что в Филармонии люди часто засыпают прямо в креслах? Они делают это не от скуки, а от недостатка кислорода. А устроить систему кондиционирования в старинном зале невозможно – пропадает акустика. Мы хотим построить такой концертный зал, который отвечал бы самым современным мировым стандартам, уровню «пять звезд», создать великолепное акустическое пространство и все возможности для комфорта как зрителей, так и артистов. При этом сделать наш Дворец искусств социально значимым центром культуры.
– В последнее время вопросы культуры и благотворительности в российском обществе часто вызывают споры. Как выясняется, разные люди на эти вопросы смотрят очень по-разному.
– Это важные вопросы, я всегда уделял им много внимания. Я строил свой бизнес без чьей-либо поддержки, и как только у меня появились первые деньги, я начал помогать другим. Делаю это и в своей стране, и завещаю на благотворительность – в фонды поддержки культуры и помощи детям.
– Ваши наследники не против этого?
– Нет. Моя дочь – состоявшийся человек, у нее есть собственное дело. А двое внуков получат возможность чего-то добиться в жизни, если докажут, что они хотят и могут работать. Не очень люблю говорить об этом. Но, например, мой старший внук, студент, зарабатывает деньги на карманные расходы своим трудом. Из моего благотворительного фонда я выплачиваю стипендии талантливым студентам, но мой внук не получает от меня таких средств. И он с пониманием относится к этому. Мне кажется, это правильно, состоятельные люди не должны оставлять наследников-дармоедов. У моих внуков должен быть стимул к личностному и профессиональному росту, здоровое честолюбие. Хочу, чтобы они сами чего-то добились в жизни, чтобы уважали себя. И ценили деньги, которые не достаются даром.
Ольга Погодина,
«Фонтанка.ру»
Фото: Михаил Садчиков-младший.
О новостях кино и новинках проката читайте в рубрике «Кино»
Досье «Фонтанки»
Среди проектов Trigranit Development Corporation: реконструкция Национального театра в Будапеште, строительство крупных торгово-развлекательных комплексов в Будапеште, в Бухаресте, в Москве, развитие курортных зон в Загребе и на Сейшельских островах. С 2007 года компания работает на российском рынке. Объем предполагаемых инвестиций в российскую недвижимость должен составить порядка $ 5 млрд. Строительство Дворца искусств на Васильевском острове планируется завершить в 2013 году. По планам инвестора, общая площадь сооружения составит более 80 000 кв. метров. Здесь появится современный выставочный комплекс, концертный зал на 1600 мест, мультимедийная студия и деловой центр.