Аванпорт Бронка под Ломоносовом, активное строительство которого началось в июле 2011 года, будет принимать не только грузы, но и пассажиров. Как говорят в компании «Феникс», которая ведет этот проект, после введения первой очереди в 2014 году через Бронку в Петербург смогут прибывать около 50 - 100 тысяч туристов на собственных автомобилях или «домах на колесах». Главное, чтобы пункт пропуска позволял им оформлять безвизовый въезд на 72 часа – сейчас в грузовой порт уже приезжают иностранцы на паромах компании Finnlines, но пускают их только с визами.
О том, что в Бронку будут прибывать не только грузы, но и пассажиры, журналистам сегодня рассказал исполнительный директор компании «Феникс» Алексей Шуклецов («Феникс» является основным инвестором проекта; принадлежит холдинговой компании «Форум», которую возглавляет влиятельный бизнесмен Дмитрий Михальченко).
Аванпорт Бронка под Ломоносовом задумывался прежде всего как грузовой терминал, который будет принимать на себя часть судов, раньше направлявшихся в главный морской порт в центре Петербурга. В частности, согласно проекту, здесь построят 3 причала для приема накатных грузов, то есть автопоездов, трейлеров, автомобилей и т.д. А для доставки накатных грузов используются, в том числе, и грузопассажирские паромы, которые, как следует из их названия, способны перевозить не только товары, но и людей.
Как рассказал корреспонденту «Фонтанки» Алексей Шуклецов, после начала работы порта (ожидается, что первая очередь будет запущена уже в 2014 году) через него в год смогут проходить около 50 - 100 тысяч туристов. По его словам, особой инфраструктуры для этого не нужно: необходимо только, чтобы зоны пограничного и таможенного контроля были готовы для приема пассажиров, а это в проекте предусмотрено.
Правда, как полагает Алексей Шуклецов, речь идет в основном о тех, кто будет прибывать в Петербург на собственном транспорте – автомобилях или так называемых «домах на колесах». Учитывая, что площадка, где будет находиться аванпорт, расположена совсем рядом с КАД, они смогут быстро выехать на объездную трассу и направиться в Петербург либо через южное полукольцо, либо по дамбе через Кронштадт (тоннель под судопропускным сооружением С-1, который замкнет кольцо КАД, обещают открыть 12 августа текущего года). Туристам без личного транспорта неудобно выбираться из Бронки: все-таки это прежде всего грузовой порт, не предназначенный для того, чтобы по нему ходили путешественники с чемоданами. Исключение составят только туристы, объединенные в группы: их с территории порта сможет вывозить автобус, который также прибудет на пароме. «Это будет маленькая «Торфяновка», – говорит господин Шуклецов.
Желание привозить в Бронку не только грузы, но и иностранцев высказывает финская транспортная компания Finnlines. Как рассказал глава представительства перевозчика в Петербурге Вилфрид Андерс, в компании рассматривают вариант, при котором 3 раза в аванпорт будут приходить грузопассажирские паромы класса Finnstar (длина – 218 м, ширина – 30 м), которые способны доставлять до 500 пассажиров. Кроме того, 3 раза в неделю может прибывать паром Finnhansa (длина 183 метра, ширина 30 метров), на борту которого помимо экипажа могут разместиться еще 114 человек. Как говорит Вилфрид Андерс, если эти планы будут реализованы, то при средней заполняемости летом на судах этой компании еженедельно в Петербург смогут приезжать около 800 человек, зимой – 300. Отметим, что при полной заполняемости в неделю в Петербург будут прибывать 1850 туристов.
Кроме того, как говорят игроки рынка, привозить в Бронку помимо грузов еще и туристов, скорее всего, захотят и другие компании, во флоте которых есть соответствующие суда, – например, датская DFDS. Хотя понятно, что по степени комфортабельности грузопассажирским паромам не сравниться с круизными лайнерами, которые сейчас ходят в Хельсинки, Таллин и Стокгольм от «Морского фасада».
Нужно отметить, что та же Finnlines и сейчас привозит пассажиров в Петербург на своих паромах: 3 раза в неделю к причалам 2-го района Морского порта из немецкого Любека приходит судно типа Finnhansa, то есть в неделю это около 340 человек. Правда, несмотря на закон, по которому пассажир, прибывающий в Россию морским путем, может находиться на суше без визы 72 часа, иностранцы с этих рейсов вынуждены заранее оформлять визы. По словам Вилфрида Андерса, это связано с тем, что пункт пропуска, через который проходят пассажиры паромов, не входит в список пунктов, на которых оформляется безвизовый въезд. Данный перечень составляется Росграницей, и, как говорит господин Андерс, в лучшем случае пункт во 2-м районе порта попадет в него в декабре текущего года. Однако, по словам Алексея Шуклецова, Бронке такая проблема не грозит: туристы, которые будут прибывать в этот порт, смогут находиться в России без визы 72 часа – для этого будут проведены все необходимые мероприятия.
Оговорим также, что на грузопассажирских паромах перемещаются не только туристы, но и водители транспортных средств, которые перевозит судно. Как говорит Вилфрид Андерс, сейчас на линиях компании между европейскими городами из всех пассажиров примерно 80% являются туристами и 20% – водителями. На линии Любек – Санкт-Петербург это соотношение выглядит иначе – 50 на 50.
Напомним, что в Бронке планируется построить порт для перевалки грузов с автомобильного транспорта на судно и обратно. Для того, чтобы сюда могли приходить суда, будет проложен морской канал: сразу после прохода судопропускного сооружения С-1 они смогут поворачивать на Бронку, а не идти в Морской порт в центре Петербурга, что станет одним из конкурентных преимуществ проекта.
Первую очередь порта планируется ввести в 2014 году: ожидается, что на этой стадии здесь будут обрабатываться 1,45 млн TEUs контейнерных и 260 тыс. единиц накатных грузов. В дальнейшем планируется увеличить мощность комплекса до 1,9 млн TEUs контейнерных и 260 тыс. единиц накатных грузов в год. Инвестиции в проект оцениваются в 59,6 млрд рублей: 16 млрд будут выделены из федерального бюджета на строительство подходного канала, 44 млрд вложат частные инвесторы. Как рассказал сегодня Алексей Шуклецов, 20 - 30% выделит компания «Феникс», остальные средства будут заемными. Отметим, что, хотя строительство подходного канала предусмотрено федеральной целевой программой развития транспорта, соответствующей строки в бюджете еще нет.
Хотя разговоры о строительстве аванпорта в Бронке ведутся очень давно, активные работы начались только в этом году: в июле были забиты первые сваи в основания 3-го и 4-го причалов. При этом причалы порта разместятся на намывной территории, по периметру которой в акватории уже возведены валы, которые должны предотвратить попадание мутной воды в залив.
Правда, экологи все равно выступают против проекта: так, специалисты биофака СПбГУ даже предлагают построить искусственный остров, на котором смогут гнездоваться птицы. Помимо птиц инвесторам придется разобраться с 100 жителями поселка Ольгин Канал, расположенного рядом с будущим портом: по словам Алексея Шуклецова, им предложено переехать, хотя с этим вариантом согласны далеко не все. Жители 3 домов уже получили двухкомнатные квартиры в Ломоносове.
Андрей Захаров,
"Фонтанка.ру"
Эксперты Циан.Аналитики выяснили, как за это время изменились спрос, ставки и объем предложения на рынке долгосрочной аренды в крупных городах РФ.