Спустя месяц после беседы премьер-министра Владимира Путина у костра стройотряда в Краснодарском крае, когда его спросили о законности взимания платы за проезд по построенному на бюджетные деньги Западному скоростному диаметру, стало известно, что обещанной проверки деятельности петербургской администрации на этот счет не будет. Федеральные власти удовлетворились справкой от ОАО «ЗСД», в которой были перечислены варианты объезда скоростной магистрали по городским улицам.
О том, что проверять законность взимания платы с автомобилистов за проезд по ЗСД Владимир Путин не будет, сообщил журналистам глава ОАО «ЗСД» Игорь Лукьянов. Он отметил, что после известного заявления премьер-министра, организация, управляющая магистралью, составила справку, в которой перечислила все возможные бесплатные варианты объезда.
«Это не составило труда, так как мы изначально рассчитывали все возможные пути проезда, альтернативные нашей дороге. Иначе нам бы просто не позволили открыть платный проезд по ЗСД. В законодательстве запрещена платная эксплуатация безальтернативных трасс», - отметил Лукьянов.
К альтернативным вариантам Лукьянов, кроме уже названного ранее проспекта Стачек, добавил улицы Маршала Говорова и Кубинскую. При этом автомобилисты, живущие в южных районах города, отмечают, что эти улицы, особенно в часы пик, вовсе не являются альтернативой скоростной трассе, которая позволяет проскочить «пробочный» участок за 5 минут.
В ОАО «ЗСД» отмечают, что автомобилистов, делающих выбор в пользу платного, но быстрого способа добраться до места назначения становится все больше. Средняя загруженность диаметра сейчас составляет 35 тысяч автомобилей в сутки (из них около 5 тысяч — грузовики). При этом в пятницу, когда на ЗСД выезжает больше всего машин, это число постоянно увеличивается.
За июнь — первый полный месяц, в который за проезд по ЗСД взималась плата, доход от эксплуатации 5-километрового участка от развязки КАД на юге города до Благодатной улицы с выходом в район Большого порта Санкт-Петербург, составил более 40 млн рублей. (При сохранении такого дохода, в течение года власти смогут оправдать расходы на строительство 1 км скоростной трассы).
Однако рассчитывается, что поступления от ЗСД будут расти. В частности, как отметил Лукьянов, постоянно увеличивается число заявок от автомобилистов на приобретение транспондеров — средств бесконтактной оплаты проезда. В обращении уже находится 3 тысячи таких устройств, еще 6 тысяч поступили в Петербург и проходят таможенный контроль, еще около 10 тысяч ОАО «ЗСД» заказало у европейских производителей. Ожидается, что до осени они также поступят клиентам.
Популярность ЗСД вызывает настоящую гордость у городских чиновников. Ведь, напомним, они открывали платный проезд по построенному участку скорее не для того, чтобы возместить затраты на возведение магистрали, а чтобы показать потенциальным инвесторам (частные компании должны принять участие в строительстве самого дорогого — центрального участка ЗСД) перспективы проекта.
Как подтвердил 7 июля глава КИСП Алексей Чичканов, сейчас консорциумы, которые заявили о желании войти в проект, ведут конкуренцию между собой за право строить ЗСД. Того из них, кто предложит лучшие условия, планируют выбрать на открытом конкурсе уже 29 июля. Контракт с победителем, как и предполагалось, заключат до конца 2011 года.
Между тем, несмотря на успехи в эксплуатации, трасса ЗСД продолжает быть дотационной, а не доходной. Серьезные инвестиции требуются городу, чтобы вовремя закончить строительство северного участка диаметра, выходящего на трассу «Скандинавия». В 2011 году строители рассчитывают соорудить развязку с КАД на севере и выходы в промзону Каменка к автозаводу «Хендай». В 2012 году весь участок должен быть сдан в эксплуатацию.
Для компенсации затрат, напомним, было принято решение о размещении на рынке облигационного займа ОАО «ЗСД». Первое размещение на 10 млрд рублей уже состоялось. Держателями облигаций ОАО стали крупнейшие банки — Газпромбанк и Сбербанк. Следующее размещение готовится уже к осени. По данным чиновников, общая сумма составит не меньше 10 млрд рублей.
Напомним, по планам петербургских властей, строительство ЗСД должно завершиться в 2014-м году. На бюджетные плечи легли затраты на возведение Южного и Северного участков ЗСД. Южный соединяет КАД с районами Большого морского порта и идет далее до Екатерингофки, а Северный проходит от Приморского проспекта до автодороги Е-18 в районе Белоострова. Центральный участок магистрали, который пройдет через западную часть Васильевского острова, будет построен за счет частных инвестиций.
Общая протяженность трассы составит 46,6 км. Сумма инвестиций в проект оценивается в 212 млрд рублей (то есть примерно по 4,5 млрд за 1 км скоростной магистрали). Городской бюджет потратит на стройку около одной трети от этой суммы.
Маша Могилевская, «Фонтанка.ру»