Новости

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
 03 июля 2011 01:00      419

Календарь: 4 - 10 июля

С чего начнется II Петербургский кинофорум, почему в ночь с субботы на воскресенье оркестры будут плавать, как услышать фламенко в Эрмитаже, где увидеть порно в 3D и что общего у эскимосов и хип-хоперов. Наиболее важные события культурной жизни Петербурга этой недели: самые интересные, на взгляд наших обозревателей, новые выставки, концерты, театральные и кинопремьеры.


Понедельник, 4 июля

Третий год подряд хоровая музыка маркирует вторую половину петербургского концертного сезона, начиная с зимы, когда идет цикл Великопостных концертов. Не успел отгреметь сводными и казачьими хорами обширный Международный хоровой фестиваль, как на смену ему подоспела летняя «Академия православной музыки» – тоже хоровой фестиваль, только с мощной образовательной программой. «Академия» продлится с 4 по 29 июля, первый концерт-презентация проходит в Большом зале Филармонии. Сербский хор «Мелоди», созданный в 1991 году при монастыре Введения Пресвятой Богородицы в Белграде и названный в честь святого Романа Мелода Сладкопевца, исполнит ранние одноголосные и многоголосные песнопения византийской, сербской, болгарской и русской традиций, а также опусы современных авторов. Солирует и дирижирует всемирно известная исполнительница православной духовной музыки Дивна Любоевич (на фото) – регент и основательница хора. Начало в 20.00.

Знаменитый американский Театр танца Элвина Эйли по ходу европейского турне вписался – между Норвегией и Германией – в наш фестиваль «Звезды белых ночей». Это уникальный черный танец модерн – синтез фольклора и авангарда, неповторимая негритянская пластика и бешеная энергия. «Плач» и «Откровения» поставлены еще самим Эйли, «Помазанник» и «Охота» – его последователями и единомышленниками. Перед спектаклем на сцене Мариинского театра  – показ документального фильма, в который вошли редкие архивные записи. Начало в 19.00, в среду, 6 июля, в то же время.

Концерт Джанандреа Нозеды в Концертном зале Мариинки пропустить ни в коем случае нельзя. Нозеда – один из самых талантливых дирижеров Италии среднего поколения и занимает высокое место в мировой табели о рангах, являясь главным дирижером оркестра BBC в Манчестере, главным приглашенным – в оркестре Питтсбурга и худруком старейшего в Италии Фестиваля в Стресе. С Петербургом его связывают годы работы в Мариинском театре в качестве главного приглашенного дирижера. Программа концерта изысканна: «Фонтаны Рима» и «Пинии Рима» Респиги – роскошная импрессионистическая звукопись, в которой автор демонстрирует мастерство инструментовки. Отчасти это плод его занятий с Римским-Корсаковым, у которого Респиги учился, будучи в свое время альтистом Мариинки. Программу дополнят До-мажорный фортепианный концерт Моцарта (солирует Александр Лубянцев) и «Три русские песни» Рахманинова (солирует Алексей Тановицкий). Начало в 20.00.

На фестивале современного танца Open Look в театре «Лицедеи» намечен довольно экстравагантный вечер. Выступает норвежская компания Frikar Dance Company со спектаклем Халлгрима Хансегарда «Jamsiis», сочетающим движенческий авангард с народным танцем. Сюжет спектакля тем паче обескураживает: речь о сложных взаимоотношениях человека, живущего на айсберге, и маслобойки. Начало в 20.00.


Вторник, 5 июля

Еще одну программу дает на сцене Мариинки Театр танца Элвина Эйли. Кроме знаменитых «Откровений» самого Эйли и бешеного балета «В/Нутри», поставленного нынешним руководителем труппы Робертом Бэттлом, нам покажут произведение европейского стиля «Festa Barocca» одного из самых популярных современных хореографов Мауро Бигонцетти. Перед спектаклем – документальный фильм о великом Эйли. Начало в 19.00.

Очередной вечер фестиваля современного танца Open Look объединит мастеров и педагогов со всего света в рамках Teachers’ Gala. Среди участников гала – американец Джон Аллен, австралиец Пол Зивкович, француженка Паскалина Ноэль, испанка Марина Маскарелл и другие. Начало в 20.00 на сцене театра «Лицедеи».

В Музее Ахматовой открывается выставка Валерия Вальрана «Экспрессивная геометрия 1»: в новой живописной серии художник соединил минимализм в духе Мондриана и Малевича и абстрактный экспрессионизм, иногда напоминающий технику Поллока. На некоторых картинах столкновение противоположных явлений модернистской живописи выплескивает изрядную энергию – кажется, будто цветные пятна взрывают изнутри хрупкие формы квадратов и кругов. Но в основном работы выглядят декоративными, будто полюса художественной новизны взаимоуничтожились, и живописная ткань превратилась в яркие обои.

Мужской хор Киево-Печерской лавры выступает в рамках фестиваля «Академия православной музыки» в зале Капеллы под управлением игумена Романа Подлубняка, окончившего регентское отделение Санкт-Петербургской духовной семинарии. В репертуаре хора: древние знаменные и демественные, киевский и болгарский распевы, а также произведения нового времени – Бортнянского, Веделя, Чеснокова, Гречанинова. Начало в 18.00.

Валерий Гергиев вновь встречается со своим старинным другом, пианистом Александром Торадзе, на эстраде Концертного зала Мариинского театра. Торадзе, в свое время записавший все пять фортепианных концертов Прокофьева с Гергиевым, эмигрировавший в США в 1983 году и сделавший там неплохую карьеру, ныне преподает в Университете Саут-Бенда (штат Индиана). Однако не порывает связи с Петербургом, регулярно приезжая на «Звезды белых ночей». В этот раз он блеснет феерически виртуозным пианизмом во Втором концерте Шостаковича. Начало в 20.00.

По традиции закрытие сезона в Большом зале Филармонии проходит в два дня, потому что завершают сезон оба филармонических оркестра – АСО и ЗКР. В этом году в честь юбилея решено реконструировать программы первых концертов Петроградской филармонии. АСО достался концерт, прошедший 26 июля 1921 года и повторенный 31 июля. В программе – Скрябин и только Скрябин. В исполнении Академического симфонического оркестра под управлением его бессменного главного дирижера Александра Дмитриева прозвучат ранняя поэма «Мечты», Первая симфония и Концерт для фортепиано с оркестром. За роялем – известный пианист Владимир Овчинников. Начало в 19.00.

В БИКЦиМе начинает работу выставка «InTime», объединившая работы шведской художницы Екатерины Сисфонтес и москвича Сергея Катрана. Инсталляции и интерактивные объекты посвящены теме времени – одни создают визуальный аналог его течения, другие стремятся передать ощущения от его нехватки. Особенно хорош «Гравитационный уплотнитель времени» Катрана: 144 десятиминутных песочных часов, составляющие в сумме целые сутки, поворачиваются разом, изображая мгновенную смену дня и ночи.


Среда, 6 июля

Erasure – это не ретродискотека 80-х, как не являются представителями таковой Pet Shop Boys, Duran Duran или A-Ha. Энди Белл и Винс Кларк не ездят по корпоративам и не занимаются чесом с неувядаемой «I Love To Hate You» наперевес. Для кого-то это будет сюрпризом, но у Erasure – 13 альбомов, вышедший в 2007-м «Light at the End of the World» звучит актуально и интересно, а осенью грядет 14-й альбом «Tomorrow’s World». На нем Кларк использовал свои любимые винтажные синтезаторы, а звук продюсировал 25-летний англичанин Винсент Фрэнк, более известный на родине как Frankmusik. Впрочем, придется признать, что нынешний тур «Total Pop!» – это всё-таки не новое и актуальное, а «лучшее и любимое». Впрочем, шансы услышать кое-какие новые песни на концерте в «Юбилейном» велики: вряд ли Erasure планируют вернуться через год ради презентации нового материала. Начало в 20.00.

Заключительный концерт сезона в Большом зале Филармонии. На дирижерском подиуме – Юрий Темирканов, на сцене – Первый филармонический оркестр, «Заслуга». По случаю юбилея программа в точности повторяет ту, что исполнялась 90 лет назад, 12 июня 1921 года, в Петроградской филармонии – сплошь Чайковский. Сначала сыграют бурливую, а временами пронзительно лиричную «Франческу да Римини» – фантазию для оркестра, в которой Петр Ильич гениально «омузыкалил» образы дантовой «Божественной поэмы». Засим последует Концерт для скрипки с оркестром: солирует Вадим Репин, играющий концерт броско, сильно, с могучим вибрато и зашкаливающей экспрессией, в безумном темпе. Завершит симфонический вечер Шестая «Патетическая» симфония, в которой Чайковский предчувствует свою смерть и прозорливым оком проницает завесы будущего, предвидя грядущие катастрофы ХХ века и победные марши торжествующего зла. Начало в 19.00.

На фестивале Open Look в музее современного искусства «Эрарта» выступает танцевальная труппа Sin Testear из далекого и неизведанного Чили. Спектакль, который они показывают, тоже называется «Неизведанное» («Untested»), но касается не географических или межкультурных открытий, а самой загадочной области – подсознания художника. Начало в 20.00.

Выступление Петра Налича на «Евровидении» пошатнуло его авторитет в интернет-сообществе. Продвижение бывшей звезды Youtube в чарты российских радиостанций показалось активным интернет-юзерам предательством идеалов, обозреватель «Афиши» Александр Горбачев и вовсе обвинил Налича в том, что он превратил Web 2.0 в телевизор. Самого героя подобные упреки не смущают. Один из первых популярных фриков Рунета собрал отличную группу, записал отличный поп-альбом, свалив в одну кучу заимствования у Noise MC, Gogol Bordello, Татьяны Овсиенко и свой легко узнаваемый мощный голос, – и теперь успешно гастролирует по России, а в Петербурге выступает в клубе «Космонавт». Начало в 20.00.

Капелла закрывает сезон масштабным концертом, в котором задействованы ее хор и симфонический оркестр. За пульт попеременно встанут отец и сын: Владислав и Александр Чернушенко. В программе заявлены «Carmina Burana» Орфа – сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии – и ораториальная сюита Слонимского «Виринея», слепленная автором из материала одноименной оперы. Буйная экспрессия музыки Орфа и вакханалия хоровых масс, подпертых чеканным ритмом оркестра, предвещают эстетику нацистских маршей. А опера «Виринея», созданная молодым Слонимским, – одно из лучших его сочинений, мелодичное, искреннее и драматичное. Начало в 19.00.

Последние несколько лет Сергей Шнуров уверенно позиционирует себя этаким постмодернистом от русской рок-музыки: грамотно рассуждает в «Школе злословия» о серьезных вещах и кроет матом со сцены, высказывается на политические темы, но не забывает об алкогольной тематике, возрождает «Ленинград» для одного большого тура – и тут же возвращается на малые площадки в составе второй своей группы «Рубль», которая нынче сыграет в клубе Jagger. Начало концерта в 20.30.


Четверг, 7 июля

В прокат выходит «Меланхолия» («Melancholia») Ларса фон Триера – фильм, который жалко. Потому что все эти скандалы с заявлениями режиссера о нацизме и о симпатиях к Гитлеру, а также последующее его объявление персоной нон-грата, совершенно заслонили картину как таковую, придали ей совершенно лишний в данном случае скандальный статус. И даже приз Кирстен Данст за лучшую (и правда – лучшую) женскую роль ситуации не изменил. Хотя это вполне в духе Триера – превратить в скандал даже ничуть не шоковый фильм о барышне, тоскующей накануне Апокалипсиса.

Экзотической приправой к афише петербургских кинотеатров становится первый в истории порнофильм в формате 3D – китайская лента «Секс и дзен: Экстремальный экстаз» («3-D Sex and Zen: Extreme Ecstasy»). Его российская премьера на Московском кинофестивале превратилась в чистый цирк: полупустой зал встречал аплодисментами каждый второй кадр. Хотя это, конечно, именно что аттракцион и ничего больше – вы думали, мы шутим, ан нет: вот вам член в 3D, вот голые бабы стаями в 3D, вот даже, если вытерпите… Нет, пожалуй, об этом лучше помолчать из скромности.

В прокат выходит «Очень плохая училка» («Bad Teacher») – бенефис Камерон Диас, в котором она выдает свой фирменный образ, только в новых предлагаемых обстоятельствах. Играет глянцевую фифу-красотку, охочую до шмоток-тряпок и мечтающую сделать себе операцию по увеличению груди. Только при этом – училку. Собственно, в этом и весь фокус, но уже, согласитесь, немало.

В Иоанновском равелине Петропавловской крепости можно увидеть выставку Александра Алексеева «Возвращение в Петербург». К 110-летию российско-французского художника, одного из отцов мультипликации, покажут более пятидесяти его графических иллюстраций к произведениям русской и мировой литературы – от «Слова о полку Игореве» до «Братьев Карамазовых», а также знаменитый «игольчатый экран», который Алексеев изобрел в 1931 году, – это пластина с рядами иголок, которые могут двигаться, а отбрасываемая ими тень дает необычные эффекты. На выставке будут демонстрировать четыре мультфильма, созданных с помощью «игольчатого экрана»: «Ночь на Лысой горе», «Картинки с выставки», «Три темы» и «Нос». Обещают разрешить посетителям попробовать экран в действии.

На экраны кинотеатров выходят «Пингвины мистера Поппера» («Mr. Popper's Penguins»), в которых Джим Керри возвращается к корням. После бесконечных поисков себя в драматических ролях заправский комик снова занялся тем, что умеет лучше всего: принялся кривляться и дразнить животных. В данном случае – пингвинов, полученных его героем в наследство от богатого родственника.

«Росфото» приглашает на выставку «Языки современной фотопечати», на которой можно исследовать смену технологий в современной фотографии на примере семи авторов из разных европейских стран. Эту коллекцию собрал современный архив художественной фотопечати ACSAF (Флоренция, Италия), созданный по инициативе фотографа и экспериментатора в области фотопечати Чезаре Босси. С 1982 года в рамках архива работали различные исследовательские лаборатории, изучавшие техники и материалы – от ручной печати до цифровой. После открытия выставки в 18.30 можно послушать лекцию господина Босси.

Датская компания Next Zone представляет на фестивале современного танца Open Look спектакль «Ритуал» («Ritual»). Хореограф Лене Боел поставила перед собой амбициозную и слегка ироничную задачу – обнаружить сходство эскимосского фольклора и современной хип-хоп-культуры. Спектакль покажут в театре «Лицедеи», начало в 20.00.

В Парадном дворе Зимнего дворца открывается двухдневный летний фестиваль «Музыка Большого Эрмитажа». Постоянный участник джазовых программ фестиваля Андрей Кондаков выступит в качестве драматурга музыкального действа, в котором примут участие два выдающихся музыканта: американец Пол Болленбек и француз Сильван Люк (на фото). Пол уже знаком петербургским любителям джаза по совместным выступлениям с Кондаковым. Сильван выступит перед российской публикой впервые. На сегодняшний день он, пожалуй, один из самых ярких и востребованных гитаристов Франции. Главной интригой проекта является постоянное соперничество традиций американского и европейского джаза. Слушатели смогут в полной мере оценить изыски и энергетический напор обеих школ, колоритное переплетение стилей. Начало в 20.00.

Четвертая церемония вручения наград в области музыки «Степной волк» впервые пройдет в Петербурге, в клубе «Космонавт». Удивительно, что проект Артемия Троицкого переехал в Петербург только сейчас: мероприятие по духу гораздо ближе петербургскому снобизму, чем московскому гонору – хотя тут достаточно и того, и другого. Псевдоэлитарность пополам с пафосом и очевидное лоббирование музыки определенного разлива и для узкого круга слушателей: премия создана для своих и про своих, и появление в списке номинантов Веры Брежневой выглядит очевидной показухой. Впрочем, если не заморачиваться, кто соревнуется и кто победит, нужно признать, что намечается довольно интересный сабантуйчик. Начало в 19.00.

В прокат выходит фильм «Prada и чувства» («From Prada to Nada») – современная американизированная интерпретация «Разума и чувств» Джейн Остин. Первое слово заменено очень точно: если с влюбленностями вроде всё в порядке, то модные штучки явно заменяют героиням мозги.


Пятница, 8 июля

В Большом дворе Зимнего дворца в рамках фестиваля «Музыка Большого Эрмитажа» пройдет концерт Almasäla, одного из интереснейших ансамблей современного фламенко. Группа основана солисткой Паломой Поведано, бывшей участницей легендарного коллектива Ojos de Brujo, мастеров каталонской румбы. Наследуя плодотворный опыт барселонской сцены рубежа веков, Almasäla продолжают поиск, сплетая андалусийскую музыку и танец с латиноамериканскими ритмами, электроникой, ориентальными и африканскими мотивами. Начало в 20.00.

Участники группы «Н.О.М.» пережили уже все возможные кризисы среднего возраста, но на то объединение и неформальное, что в паспорт здесь никто не смотрит: ветераны самодельного жанра «глум-рок» не стареют душой. В этом году выйдет фильм «Звездный ворс», режиссером и сценаристом которого заявлен Андрей Кагадеев, один из основателей «Н.О.М.». Собственно, его пятидесятилетие и будут отмечать в клубе «Космонавт» золотым составом. Начало в 20.00.

«Эрарта» представляет выставку японской художницы Наны Ерифуджи «Возрождение». Ерифуджи пишет в стиле традиционной японской живописи XVI века, по серебряной или золотой фольге, – что непросто и довольно затратно, – но наносит на сияющий фон сцены, тесно связанные с актуальными мировыми проблемами: терроризмом, катастрофой 11 сентября и войной в Ираке.

В Центре книги и графики (Литейный проспект, 55) открывается выставка «Городской пейзаж». Несколько российских фотографов представляют свое видение городской среды: туман над Невой и солнце над Москвой-рекой, веселые разноцветные фасады и серая брусчатка под осенним дождем, суетливые пешеходы и медленно стареющие памятники.


Суббота, 9 июля

Грандиозный гала-концерт «Ночь музыки» намечен в дворцовом парке Гатчинского музея-заповедника. Всю ночь три ведущих оркестра Петербурга – АСО Филармонии под управлением Александра Дмитриева, ГАСО Александра Титова и оркестр «Константиновский» Сергея Словачевского – будут играть Прокофьева, разместившись на плавучих сценах посреди озера. «Ночь музыки» посвящена 120-летию великого русского композитора. Сначала пролетит стремительно-грациозная Первая («Классическая») симфония, за нею последует энергетический Первый концерт для скрипки с оркестром, в котором раздумчивое анданте первой части спорит с ошеломительно быстрым, виртуозным скерцо. А потом – сюита из балета «Ромео и Джульетта», фрагменты из балета «Золушка» и задорной комической оперы «Любовь к трем апельсинам». В прошлом году «Ночь в Гатчине» собрала 20 000 слушателей. Нынче организаторы надеются превзойти прежний результат: музыкальный марафон – это как раз то, что нужно романтикам, блуждающим по тропинкам парка в летние ночи.

Фестиваль современного танца Open Look завершается не помпезным гала иностранных гостей, а двумя экспериментальными работами творческой молодежи. Сначала в «Эрарте» покажут работу, которую молодые танцовщики студии «Каннон Данс» подготовили с приезжим американским хореографом и педагогом Джоном Алленом, потом петербургский хореограф Алена Панченко со своей командой «СпARTанцы» представят на суд публики свой новый опус «Лампочка Ильича». Начало в 20.00.

Знаменитый хор мальчиков из Сан-Франциско выступает в зале Капеллы. Репертуар коллектива широк, как море: ребята поют всё – от григорианских хоралов до американских спиричуэлс, американские народные песни и современные опусы европейских и американских авторов. Еще и пританцовывают, если надо. Хор известен, в частности, тем, что выступал на церемонии инаугурации президента США Барака Обамы. Художественный руководитель и дирижер – Ян Робертсон. Начало в 19.00.


Воскресенье, 10 июля

Открывается II Петербургский международный кинофорум и сразу берет быка за рога – в первый же день в Большом зале кинотеатра «Аврора» показывают одну из главных премьер, получившую Гран-при Берлинского фестиваля, - ленту «Развод Надера и Симин» («Jodaeiye Nader az Simin») иранца Асгара Фархади. Про семейную пару, которая распадается, как только решает изменить свою жизнь к лучшему с помощью эмиграции. Начало сеанса в 20.00.

Вновь на фестивале «Звезды белых ночей» появляется Джон Малкович со своим моноспектаклем «Адская комедия». Оригинальная литературно-музыкальная версия истории о Джеке-потрошителе наших дней подается как ерническая исповедь маньяка-убийцы, по совместительству – успешного писателя. Прототип героя пьесы Михаэля Штурмингера – реальное лицо, Джек Унтервегер, поэт и убийца. Развивается история в пространстве Концертного зала Мариинского театра под аккомпанемент камерного оркестра, играющего барочную музыку под управлением Мартина Хазельбёка. В спектакле звучит музыка Вивальди, Глюка, Гайдна, Моцарта, Бетховена, Боккерини и Вебера. Начало в 20.00.

На Кинофорум, в Малом зале кинотеатра «Аврора» покажут еще один важный фильм – «Карлос» («Carlos»), получивший в этом году «Золотой глобус». Критик знаменитого журнала о кино Cahiers du Cinema Оливье Ассайяс снял трехчасовую подробную биографию террориста-легенды Ильича (это имя, а не прозвище) Рамиреса Санчеса, причем смог сделать фильм точным, тонким и беспощадным исследованием терроризма. Да, критики тоже бывшими не бывают, аналитический талант не потеряешь. Начало сеанса в 18.20.

Тур группы Iron Maiden в поддержку альбома «Final Frontier» начался в Москве в феврале этого года: Брюс Дикинсон самоотверженно сплясал на сцене «Олимпийского» вприсядку – но, разумеется, не только этот забавный момент является изюминкой шоу: Iron Maiden записали живой и огнедышащий альбом, к тому же в начале июня выпустили сборник синглов за последние 20 лет – значит, в программе концерта в СКК найдется место и новым вещам, и классике жанра. Начало в 19.00.


Над материалом работали: Ольга Лузина (выставки), Андрей Пронин (драматический театр), Михаил Рудин (современная музыка), Гюляра Садых-заде (опера и академическая музыка), Инна Скляревская (балет), Иван Чувиляев (кино).

Количество символов после анонса означает рейтинг ожиданий обозревателя: по пятибалльной шкале.

Фото: пресс-службы фестиваля «Академия православной музыки», Музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме, Al Gallery, Центра книги и графики, mariinsky.ru, erasure.ru, eldefecto.blogspot.com, ru-bl.ru, Zentropa Entertainments, WDSSPR, sylvainluc.fr, myspace.com/almasalapaloma, Марфа Хромова-Борисова, Петербургский кинофорум.

«Фонтанка.ру»