В минувший уик-энд в Петербурге прошла акция «Ночь актуального искусства»: более десятка частных арт-площадок работали до утра, а в новом лофте Rizzordi Art Foundation в это же время открылась необычная выставка «Total Contemporary».
Сконструированная по принципу арт-ярмарки выставка «Total Contemporary» дает представление о срезе современного петербургского искусства. Здесь сильнейшие галереи города представляют произведения местных художников, петербургский филиал ГЦСИ (Государственного центра современного искусства) презентует свою деятельность, связанную с продвижением кибер и медиа-арта, фонд Rizzordi Art Foundation показывает проекты своих протеже, а студия открытых мастерских «Непокоренные» знакомит с новыми работами молодых художников, в основном выпускников «Мухи». Это еще не арт-ярмарка (о коммерции лишь изредка напоминают иногда встречающиеся на этикетках работ цены), а ее репетиция, доказательство того, что в городе-музее есть и современное искусство, и профессиональное сообщество, заинтересованное в его развитии и готовое к сотрудничеству и коллективным действиям.
Один этаж лофта Rizzordi Art Foundation по-братски поделен между галереями, фондом Rizzordi и студией «Непокоренные» загородками, другой этаж полностью отдан филиалу ГЦСИ под медиа- и кибер-искусство – это видеодокументация перформансов Лаборатории поэтического акционизма, программа российского видеоарта из архива и работы, созданные художниками совместно с медиалабораторией Cyland. Экспозицией и освещением все участники – каждый на своем пятачке – занимались самостоятельно, поэтому выставка получилась неоднородной.
Центральное место, прямо напротив входа в зал, заняли хозяева лофта – Rizzordi Art Foundation. Фонд представил последний проект профессионального фэшн-фотографа, снимавшего для Vogue, и художника, номинанта премии Кандинского, – Глеба Косорукова. Его двухметровые фотографии и видео «BEL AIR» сделаны в парижском парке Buttes Chaumont. Frants Gallery Space во главе с художницей и куратором Анной Франц решили свое пространство минималистично и концептуально. Небрежно нарисован во всю стену таракан (работа художницы и директора петербургского филиала ГЦСИ Марины Колдобской), а интерактивная инсталляция «Drama House» напоминает о том, что Frants Gallery Space в коалиции с ГЦСИ уже не первый год проводят в Петербурге фестиваль «Киберфест».
В сегменте Галереи Марины Гисич висят черно-белые картины конца 80-х годов авторства Владимира Кустова – одного из лидеров направления «некрореализм», возникшего в Петербурге на последнем дыхании советского строя и соцреализма. Галерея Гисич – единственная в городе, которая работает с художниками и режиссерами-некрореалистами, эстетизирующими переходное предсмертное состояние человека. Несколько ярких абстракций Олега Яковлева и полотен Владимира Титова, воспевающего обитателей трущоб, демонстрирует Lazarev Gallery, специализирующаяся в основном на художниках-эмигрантах.
AL Gallery показывает, пожалуй, самые лучшие произведения из своего собрания – это прозрачный фотообъект Людмилы Беловой, пейзажи с печальными потеками Ильи Орлова и монохромные философски-остраненные картины Виталия Пушницкого.
Кураторы Art re.Flex Gallery решили выставить всевозможные жанры: коллаж Павла Брата, изображающий взлет ракеты; портреты известных личностей, сколоченные из дерева, от Юрия Штапакова; видеоарт выпускников Pro Arte Вероники Рудьевой-Рязанцевой («Рождение Венеры» - про девочку, принимающую ванну среди игрушек) и Антона Хлабова (видео минималистичное, черно-белое и скучное).
Галерея Дмитрия Семенова ограничилась показом нескольких видео Филиппа Донцова «Мать и дитя», «Отец и дитя» и «Свидетельство о рождении», переосмысляющих христианский образ Мадонны с младенцем. Несмотря на то что Донцов петербургский художник, у нас эти работы показываются впервые. В продолжение в самой галерее на Лиговском проспекте можно увидеть серию лайтбоксов Донцова «Наблюдатель», которые отсылают к словам апостола Павла из «Послания к коринфянам»: «Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицом к лицу». Всё, что нам показывает автор, – это тревожные силуэты людей, прислонившихся к мутному стеклу и будто вглядывающихся в нас.
В отличие от галереи Anna Nova, которая представила соло-проект Стаса Багса с экстравагантными скульптурами, у Modernariat Gallery – разношерстные работы: от гиперреалистичного полотна Игоря Пестова «Жир» до концептуального объекта Семена Мотолянца – слово Contemporary, вырезанное из фанеры, которое складывается в гармошку и может быть спрятано в ретрочемодане.
Kremlin Gallery хоть и представлена разными авторами, но всех их объединяет отборная ирония. В картине «Neverland Nostalgie» директора галереи и художника Игоря Рудакова – ирония по отношению к гламуру и политике. В работе Андрея Хлобыстина «Юродство и дизайн» – насмешка над предупреждающими стикерами, сопровождающими пачки сигарет.
«Ночи актуального искусства» и выставки в лофте Rizzordi не случилось бы, если бы в начале года не произошло своевременное и важное событие для города – появление Ассоциации галерей актуального искусства. «Галереями» сегодня модно называть и огромные торговые комплексы, и небольшие сувенирные лавки, но в ассоциацию входят только те галереи, которые ратуют за формирование цивилизованного арт-рынка в Петербурге, самоотверженно поддерживают современное экспериментальное искусство и продвигают петербургских художников на международные выставки и арт-ярмарки. Всего десять галерей, которые, казалось бы, должны конкурировать, объединили свои усилия для решения глобальных задач. В том числе, для создания ярмарки современного искусства в Петербурге (что уже традиционно в европейских городах) и для издания арт-гида – путеводителя по местам, где можно увидеть настоящий петербургский contemporary art (релиз планируется в середине июля). По словам, Александра Платунова, заместителя главы комитета по культуре, город готов поддерживать эту инициативу, тем более что за последние два года актуальное искусство у нас прижилось: в культурной столице открылись два частных музея современного искусства, дважды вручена премия Сергея Курехина, а при комитете по культуре теперь работает совет по современному искусству.
Евгения Лаптева,
«Фонтанка.ру»
Фото автора.
О других любопытных петербургских экспозициях читайте в рубрике «Выставки»