Почему Вишнева танцует модерн, как поймать «Кету», что нового ждать от «Коварства-любви», где смотреть фотографии Анни Лейбовиц, когда споет Шинейд О'Коннор и что связывает Кустурицу с правительством Ленобласти. Наиболее важные события культурной жизни Петербурга этой недели: самые интересные, на взгляд наших обозревателей, новые выставки, концерты, театральные и кинопремьеры.
Понедельник 20 июня
В Концертном зале Мариинского театра – статусная российская премьера нового вокально-симфонического цикла польского композитора Кшиштофа Пендерецкого в трех частях и с длинным названием: «Повеяло на меня морем снов… Песни грез и ностальгии». Цикл написан к юбилею Шопена на стихи польских поэтов. Проникновенно-лиричная музыка первых двух частей – «Заколдованный сад» и «Что говорит ночь?» – замыкается 30-минутным адажио, своеобразным реквиемом Шопену. Исполняют опус Пендерецкого хор и оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева. Сольные партии поручены польским певцам Изабеле Матуле (сопрано), Агнешке Рехлис (меццо) и Мариушу Годлевскому (баритон). Начало в 20.00.
Балетный вечер на основной сцене Мариинки называется «Блистательный кордебалет» и посвящен заслуженной артистке России Нине Уховой – педагогу-репетитору. Именно репетиторам – и не в последнюю очередь Нине Уховой – мы обязаны тем, что наш кордебалет столь блистателен. А состоит представление из трех шедевров, в каждом из которых кордебалет – главный герой: «Серенады» Баланчина, «Этюдов» Ландера и, конечно же, второй, «белой», картины «Лебединого озера». Начало в 19.00.
В Малом зале Консерватории стартует II тур прослушивания скрипачей, состязающихся на XIV Международном конкурсе им. Чайковского. Каждый из участников должен сыграть на первом этапе II тура полновесное концертное отделение на 50 минут, включающее исполнение одного из опусов Баха для скрипки соло, двух каприсов Паганини, «Вальса-скерцо» Чайковского и еще одного-двух сочинений по выбору конкурсанта. Так как первичный отбор уже произведен, во втором туре выступают сильнейшие, самые талантливые ребята, и накал страстей бывает чрезвычайно велик. На втором этапе, 23 и 24 июня, конкурсанты выступят с камерным оркестром. В программе – Первый, Третий либо Пятый скрипичные концерты Моцарта, или Скрипичный концерт Бетховена. Начало дневных прослушиваний в 13.00, вечерних – в 19.00.
Вторник 21 июня
Эрмитаж приглашает на выставку «Анни Лейбовиц: Жизнь фотографа. 1990-2005». Она родилась в 1949 году, начинала в журнале Rolling Stone, а стала знаменитой благодаря сотрудничеству с Vanity Fair, для которого с 1983 года сняла, вероятно, всех известных людей США: актеров, художников, музыкантов, архитекторов, балетных танцовщиков, бизнесменов и политиков. С 1998-го Лейбовиц также работает в журнале Vogue. Для эрмитажной выставки, продолжающей ряд: Ирвинг Пенн – Роберт Мэпплторп – Борис Смелов, автор отобрала сто работ, среди которых есть как портреты персонажей из мира моды и кино, так и личные снимки, нередко похожие на исповедь в фотографиях.
На филармоническом фестивале «Музыкальная коллекция» – тематический концерт, посвященный Эрнсту Теодору Амадею Гофману, крупнейшему немецкому романтику, равно подвизавшемуся как в сфере литературы, так и на музыкальной ниве. Второй филармонический оркестр (АСО) под управлением молодого, но уже достаточно высоко продвинувшегося по карьерной лестнице дирижера Михаила Татарникова исполнит в Большом зале Филармонии увертюру из малоизвестного сочинения Гофмана «Ундина», считающегося первым образчиком немецкой романтической оперы. Последуют фрагменты из балета Делиба «Коппелия» на гофмановский сюжет и эпизоды из оперы Оффенбаха «Сказки Гофмана». Сольные партии поручены солисткам Мариинского театра Жанне Домбровской и Галине Сидоренко. Начало в 19.00
Среда 22 июня
Алина Ибрагимова, скрипачка, названная в одной из рецензий Times «виртуозом эпохи постмодерна», училась в Москве, в Гнесинском училище, затем в Лондоне, в знаменитой Школе Иегуди Менухина и в Королевском музыкальном колледже, где ее педагогом был сам Кристиан Тецлафф. Играет на венецианской скрипке работы Пьетро Гварнери 1738 года. Специализируется на исполнении музыки XVIII и XX веков, выступает по всему свету в самых престижных залах, с ведущими оркестрами, включая все лондонские оркестры, Оркестр берлинского Концертхауса и многие другие. В Концертном зале Мариинки выступит с сольной программой на фестивале «Звезды белых ночей». Начало в 20.00.
В зале Капеллы начинаются прослушивания первого тура вокалистов на XIV Конкурсе Чайковского. Всего за три дня выступят 40 человек, львиную долю составят участники из России. За 20 минут каждый должен продемонстрировать владение разными музыкальными стилями: барочным либо классицистским, бельканто либо романтическим, спев две разнохарактерные арии. А напоследок исполнить по выбору один из романсов Чайковского. В списке рекомендуемых к исполнению композиторов – Бах, Гендель, Перселл, Глюк, Гайдн, Моцарт, Доницетти, Беллини, Россини, Вебер. Начало дневных прослушиваний в 13.00, вечерних – в 19.00.
В Петербурге стартует юбилейный X Фестиваль кукольных и синтетических театров «КукArt», чья программа довольно плотно укомплектована по трем направлениям: кукольный театр Балтийского региона, российской провинции и Петербурга. Среди спектаклей первого дня фестиваля – только один гастрольный: «Рыба в лесу» («Fish in the Forest») финской труппы Akseli Klonk на сцене Интерьерного театра. Начало в 18.00.
Группа Papa Roach успела побывать в Москве дважды – причем за один год: в 2009-м американцы сыграли концерт в Зеленом театре и спустя 4 месяца – в Milk. Видимо, встреча с российской публикой их не разочаровала: в этом году у группы запланирован мини-тур по России – Екатеринбург, Новосибирск, Петербург, Москва. Papa Roach собрались почти 20 лет назад и сейчас выступают с программой лучших песен. Публике более всего знаком трижды платиновый альбом «Infest» образца 2000 года, но не им единым. Ню-метал, хард-рок, прогрессив – кровосмешение поп-альтернативных стилей в пестрой калифорнийской обертке придется по вкусу выросшему на MTV 90-х поколению, не растерявшему способность по-детски радоваться заложенным от грохота ушам. Концерт пройдет в клубе «Космонавт», начало в 20.00.
Музей-квартира Набокова представляет выставку «Светлый день» творческой группы самиздатовского журнала «Скука», приуроченную к самому длинному световому дню. Абстрактная живопись и натуралистическая графика, объекты и тексты передают характер журнала, где печатают абсурдистские и псевдонаучные статьи и рассказы, – ко дню выставки планируется выход 4-го номера.
В ознаменование 70-летия со дня начала Великой Отечественной войны в Президентской библиотеке (бывшем здании Синода) в рамках фестиваля «Дворцы Петербурга» состоится театрализованно-концертный вечер памяти. На нем прозвучит вокально-симфонический цикл Валерия Гаврилина «Военные письма», опус пронзительно-щемящий, местами – открыто эмоциональный и везде – предельно искренний. Интонационная сфера, на которой базируется автор, – русская протяжная песня и городской бытовой романс: предельно демократичная по языку музыка идет, как говорится, «от сердца к сердцу». В полуконцертной постановке примут участие актер Алексей Петренко, меццо-сопрано Олеся Петрова, Детский хор телевидения и радио Санкт-Петербурга и Константиновский оркестр под управлением Сергея Словачевского. Начало в 19.00.
Четверг 23 июня
В широкий прокат выходят «Тачки-2» («Cars 2»), вторая часть одного из самых любимых детских мультиков студии Pixar. Границы расширили до вселенского масштаба: действие разворачивается в Японии, Британии и Италии, на первый план выдвинули незадачливого тягача Метра, а в общий гоночный азарт влили еще и пародию на «Бондиану». Получился, натурально, пир духа.
Этот бенефис Дианы Вишневой на сцене Мариинки будет поистине сенсационным, потому что она танцует хореографию Марты Грэм – крупнейшего американского хореографа ХХ века, только не балетного, а танца модерн. И это – самая первая постановка Грэм в России. Так что нас ждут сюрпризы: и сам балет (про Минотавра и Ариадну, и без всякого Тесея, заметьте), и то неожиданное, что может возникнуть, когда его будет танцевать классическая балерина. А выступать в своем бенефисе Вишнева пригласила известных людей: Дезмонда Ричардсона, например, Бенжамина Роберта Шультца, Роберто Болле, а также Владимира Малахова, с которым она исполнит эротический дуэт из балета «Парк». Вся остальная программа состоит из хореографии конца ХХ века: Ноймайер, Прельжокаж, Форсайт. Начало в 20.00.
В киноцентре «Родина» стартует показ прошлогоднего фестивального хита – фильма итальянца Микеланджело Фраммартино «Четырежды» («Le quattro volte»). Вроде бы совсем доведенная до китча притча: жил-был у дедушки серенький козлик, дедушка кашлял и лечился пылью с пола местной церкви. А потом умер и переродился в козлика. А козлик умер и переродился в жучка. А жучок умер и переродился в деревце. А деревце сожгли к чертям собачьим, и ничего не осталось. Только в этом выступлении в жанре «курам на смех» сказано нечто очень важное для современного кино.
В пространстве «Со-Бытие» лофт-проекта «Этажи» пройдет концерт ансамбля современной музыки LUX:NM из Берлина. Будут исполнены сочинения современных немецких композиторов Йоханнеса Крайдлера и Вольфганга Цамаштеля, а также опусы композиторов российских, но в Германии несравненно более известных и любимых: Сергея Невского, Валерия Воронова, Владимира Раннева, Александры Филоненко и Марины Хорьковой. А перед концертом состоится круглый стол, призванный прояснить эту парадоксальную ситуацию и вообще пролить свет на культурный обмен России и Германии в области современной музыки. Модератор круглого стола – музыковед Ольга Манулкина. Начало круглого стола в 18.00, концерта – в 20.00.
На экраны выходит британский плутовской кинороман «Берк и Хэйр» («Burke and Hare»), у нас озаглавленный «Руки-ноги за любовь». С лучшими британскими комиками в заглавных ролях (Берка и Хэйра, а не рук и ног) – заслуженным Голлумом Энди Серкисом и создателем «Типа крутых легавых», «Зомби по имени Шон» и недавнего «Пола» Саймоном Пеггом. Сюжет про двух прохиндеев, занимающихся поставкой трупов для анатомического театра, при таком раскладе можно и не пересказывать: и так ясно, что будет бесстыже и смешно. Тем более что режиссером выступил автор «Братьев Блюз» Джон Лэндис.
Поскольку Международный фестиваль Исаака Шварца учрежден Правительством Ленобласти, большая часть мероприятий проходит за чертой города. Так, например, цыганский ансамбль «Лойко» выступал в поселке Сиверский, где в мае открыли Музей Шварца. Кустурица в область не поехал, зато презентовал в «Англетере» свой фильм «Super 8 Stories» о нелегкой гастрольной жизни. На закрытии фестиваля в БКЗ «Лойко», ансамбль Кустурицы No Smoking Orchestra и примкнувшие к ним «ДДТ» исполнят композиции Исаака Шварца в собственных оригинальных аранжировках. Начало в 19.00.
В малом зале «Манежа» открывается выставка московских художников Евгения Калачева и Алексея Кузнецова (Пепла) «К востоку от рая». С помощью фотографий и медиасредств они создают аллегории из российской жизни 1980-90-х годов, с помощью ретрокостюмов и декораций придавая им атмосферу черного детектива или гангстерской разборки.
В широком прокате стартует британский триллер «Без компромиссов» («Blitz») – про маньяка, который выбрал в качестве жертв особенно безобидных и, как известно, лишенных оружия английских полисменов. А их коллеги во главе с героем Джейсона Стэтема силятся кровожадного паразита поймать.
«Concerto Grosso» Кшиштофа Пендерецкого для трех солирующих виолончелей и симфонического оркестра был создан по инициативе Токийского оркестра радио NHK. И впервые исполнен маститым мэтром Шарлем Дютуа в июне 2001 года при участии трех блестящих солистов: Бориса Пергаментщикова, Трулса Мёрка и Хай Нах Чанга. Название отсылает к барочной традиции, в которой состязаются группы инструментов. Однако – и в этом уникальность опуса – автор примиряет ее с более поздней традицией противопоставления солиста оркестру. Исполнят сольные партии Иван Монигетти, Данджуло Ишизака и Клаудио Бохоркес. За дирижерским пультом – автор. Начало в 20.00 в Концертном зале Мариинского театра.
В Доме кино открывается «Фестиваль фестивалей» – давно превратившийся в рудимент (особенно на фоне Кинофорума) смотр фестивальных хитов последнего времени, которые вот-вот выйдут в широкий прокат. Организаторы уже даже не пытаются это маскировать и фильмом открытия сделали «Громозеку» Владимира Котта, которого, во-первых, все, кому надо, уже посмотрели (не будем лить воду на мельницу пиратов), а во-вторых, который в этот же день выпускают на экраны кинотеатров Москвы. Начало сеанса в 19.00.
На экраны выпускают симметричный ответ «Мальчишнику в Вегасе» – соответственно, «Девичник в Вегасе» («Bridesmaids»). То же самое, только вместо баб, пабов и наркоты, – туфельки и секс в большом городе. И если «Мальчишник» – это такой клип на песню группы «Ленинград», то «Девичник», конечно, что-то типа «ВИАгры».
Известный американский тенор Нил Шикофф на излете певческой карьеры так полюбил Петербург, что концертирует здесь теперь довольно регулярно. Блистательно исполнив партию Элеазара в спектакле Михайловского театра «Иудейка» (и получив за нее «Золотую маску»), Шикофф на сей раз выступает в концертном жанре на сцене Большого зала Филармонии в сопровождении солистов, хора и оркестра Михайловского театра. За пультом – главный дирижер театра Петер Феранец. В программе: фрагменты из опер Чайковского, Римского-Корсакова, Бизе, Верди, Галеви, Масканьи, Оффенбаха, Пуччини и Сен-Санса. Начало в 19.00.
Фестиваль ужастиков «После заката» продолжат выпуском в ограниченный прокат хоррора «Шелуха» («Husk») – вполне оригинального: про то, как злые птички делают из зазевавшейся человеческой молодежи огородные пугала.
Последний релиз «Касты» – работа дуэта Хамиль и Змей, альбом «ХЗ» – дал русскому рэп-речитативу новое направление, ранее неизведанное, мало того – во многом оригинальное и для мирового жанра. Эдакий менеджер-рэп, взрослые тексты про взрослых людей – не наркодилеров, не сутенеров, не «парней с района», а про средний класс, такой, каким он сформировался в нынешней России. Ростовчане до сих пор остаются чуть ли не единственной самостоятельной и уверенно развивающейся формацией в окружении слабовольных R'n'B-нытиков, с одной стороны, и суровых матерщиников, с другой. Где-то неподалеку обосновались Noize MC и «Триагрутрика», но «Каста» пребывает в статусе неприкосновенного авторитета – хотя бы на правах старшинства и опыта. Концерт в Петербурге состоится в клубе «Космонавт», начало в 20.00.
Хедлайнером второго дня фестиваля «КукArt» оказался спектакль «Теремок» Рязанского театра кукол – история, интересная, во-первых, очень маленьким зрителям, во-вторых, диссертантам, занимающимся кукольным театром российской периферии. Спектакль поставил режиссер Валерий Шадский, между прочим, президент российского отделения UNIMA, всемирной ассоциации кукольников, взяв за литературную основу стихи Маршака, все роли исполняют актрисы Светлана Борисова и Александра Пытлик. Начало в 12.00 на малой сцене Большого театра кукол.
Пятница 24 июня
На фестивале «КукArt» покажут еще один спектакль президента российского отделения UNIMA Валерия Шадского, по совместительству возглавляющего Рязанский театр кукол, – «Лев Толстой и дети. Сказки», довольно небанальный по задумке. Начало в 12.00 в БТК. Но главным событием этого фестивального дня всё же станет «Солдатик» («Zołnierzyk») Белостокского театра кукол из Польши – одного из ведущих кукольных коллективов Европы – в постановке молодого режиссера Яцека Малиновского. Начало в 15.30 в Музее Достоевского.
В Эрмитаже открываются две большие выставки западноевропейского искусства. Экспозиция «Диалоги. Живопись барокко из музеев Андалусии» представляет испанскую живопись «золотого» XVII века из четырех городов – Севильи, Гранады, Кордовы и Кадиса. 24 картины – в том числе, полотна таких великолепных мастеров, как Хуан Санчес-Котан, Франсиско де Сурбаран, Алонсо Кано, Бартоломе Эстебан Мурильо. Название выставки указывает на повторяющиеся сюжеты произведений и перекличку с эрмитажной коллекцией испанской живописи. Вторая выставка, «Живопись и скульптура в Риме во второй половине XVIII века», сделана на основе российских собраний: 49 картин и 29 скульптур, от игривых сцен Помпео Батони до «спокойного величия» Антона Рафаэля Менгса, от плакатного пафоса Жака-Луи Давида до холодной ясности Антонио Кановы, создают цельный образ Рима как центра неоклассицизма, захлестнувшего Европу после открытия Помпей, Геркуланума и раскопок римских древностей.
На сцене театра «Приют комедианта» объявлен предпоказ спектакля Василия Бархатова «Коварство-любовь» по мотивам знаменитой трагедии Шиллера. Фердинанд (эту роль в очередь репетируют Антон Багров и Илья Дель) здесь сын президента крупной современной компании, а Луиза (актриса БДТ Полина Толстун) – дочь бедного битломана, держателя маленькой студии звукозаписи. От спектакля вундеркинда отечественной оперной режиссуры, ныне выступающего на драматическом поприще, можно ждать разных сюрпризов. Один из них – фактический отказ от театрального освещения: спектакль будет подсвечен лишь бытовыми лампами и торшерами. Начало в 19.00, в субботу и воскресенье – в то же время. Премьера намечена на начало осени.
На «Фестивале фестивалей» в киноцентре «Родина» в 21.30 покажут последний фильм французского режиссера и, как полагается интеллектуалам, отставного кинокритика Андре Тешине «Девушка из электрички» («La fille du RER»). Лента про коварную дочку мамочки – честной труженицы основана на реальных событиях, а роль матери в ней сыграла Катрин Денев. Для полноты же картины в этот же день, только в Доме кино и в 18.00, продемонстрируют самую известную работу Тешине – двадцатилетней давности «Свидание» («Rendez-vous»). Еще один фильм программы «Фестиваля фестивалей» – собравшая в 2009 году все возможные премии «Рембрандт» голландская лента «Приходит женщина к врачу» («Komt een vrouw bij de dokter») режиссера Рейнаута Урлеманса. Как только героине фильма выносят смертельный диагноз, всё вокруг нее начинает рушиться, жизнь складывается, словно картонный домик. Начало в 19.30 на экране Дома кино.
Маститый австрийский пианист Рудольф Бухбиндер – любимец венской публики, основатель летнего фестиваля в местечке Графенегг под Веной, светский лев и знаток музыки Бетховена, представляет на «Звездах белых ночей» уникальный по сложности и протяженности цикл сольных концертов. В его исполнении на сцене Концертного зала Мариинского театра за семь вечеров прозвучат все 32 фортепианные сонаты Бетховена. Исполнительскую манеру Бухбиндера отличают подчеркнутая каноничность интерпретаций и благородная сдержанность выражения. Концерты пройдут 24, 25, 26 июня, 6, 7, 9 и 10 июля. Начало первого концерта – в 19.00.
«Эрарта» приглашает на выставку московской художницы Марии Сафроновой «Среда обитания». Монументальная торжественность и сдержанный академический колорит картин создают изысканный контраст сюжетам: астронавты в космосе, застройщики мегаполиса и сюрреалистические сцены жизни в подземке – например, спящий человек на кровати, стоящей на рельсах в тоннеле метро.
Второй дирижер Первого филармонического оркестра (ЗКР) Николай Алексеев под занавес сезона представляет в Большом зале Филармонии неординарную программу с отчетливо выраженным «испанским» привкусом. Конечно, в «Море» – симфонической поэме Клода Дебюсси – «испанизмов» не найти. Там блещут и переливаются оркестровые краски, волнуется и колышется роскошное импрессионистическое марево. Зато за «Морем» последует редко звучащий Концерт для арфы аргентинского классика Альберто Хинастеры (солистка – Анна Макарова). Исступленная энергетика главной темы первой части уснащена чисто испанским «бряцанием» арфы, но скоро сменяется раздумчивым ноктюрном размыто-пастельных тонов, с очень красивыми включениями соло флейты и зовами валторны. Завершит программу «Испанское каприччио» Римского-Корсакова: музыка предельно яркая, празднично-приподнятая, рельефная по ритмическому рисунку. Начало в 19.00.
В «Манеже» начинает работу выставка «Гении и шедевры», предназначенная повысить доверие к этим художественным понятиям. Обещают показать шедевры, портреты и автопортреты гениев.
Суббота 25 июня
Юбилейный десятый фестиваль Stereoleto пройдет на Крестовском острове, на двух сценах проекта «Воздух» на Южной дороге. В этом году организаторы отказались от очевидных фаворитов, вернувшись к изначальной концепции просто новой и интересной музыки – возможно, в ущерб зрительскому ажиотажу. Таким образом, хедлайнером первого дня стала группа «Кета» – детище Ильи Лагутенко, лидера «Мумий Тролля», и Андрея Антонца, одного из основателей электронного проекта Alexandroid. Чтобы не метаться в панике по территории, вот идеальный график: с большой сцены стоит уйти только раз, чтобы попрыгать под лучший поп-рок года из Екатеринбурга – группу «Обе Две». Начало в 22.00.
Арт-центр «Пушкинская, 10» устраивает ежегодный «Праздник дома» – в этот раз в честь 22-летия знаменитой художественной коммуны здесь пройдет фестиваль визуальных и музыкальных искусств Alter Ego. Откроет фестиваль пластический перформанс «Inside», а затем будут представлены новые выставки. В большом зале Музея нонконформистского искусства – «TransitLand», ретроспектива видеоарта Центральной и Восточной Европы с 1989 по 2009 годы, в малом зале – «Новые имена», работы профессиональных художников, недавно начавших совместную работу с арт-центром, в галерее «Дверь» – инсталляция «Paradise Lost» немецкой арт-группы Augenstern, в галерее Navicula Artis – выставка Петра Швецова
На фестивале «КукArt» сразу три гастрольных спектакля: «Маленький Гавельман» («Der kleine Häwellmann») от немецкого Theater der Nacht (Музей Достоевского, начало в 12.00), «Жизнь между» («Life in Between») датской компании Graense-Loes (Дом актера, Невский проспект, 86, начало в 17.00) и «Шахерезада и Аладдин» новокузнецкого театра кукол «Сказ» (Интерьерный театр, начало в 15.00).
В «Родине» в рамках «Фестиваля фестивалей» в 21.30 покажут фильм француза Карима Дриди «Хамса» («Khamsa») – историю мальчишки-цыгана, живущего в приемной семье и мечтающего найти родной табор. И из-за этого становящегося преступником.
Музей «Эрарта» проводит фестиваль короткометражных театральных спектаклей. Участники должны представить фабульные театральные действа продолжительностью не более 10 минут. Начало блиц-показов в 19.00.
Продолжается фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга». В Полуовальном зале Александровского дворца в Царском селе прозвучит «Stabat Mater» Перголези – музыка величаво-прекрасная и очень мелодичная. Ее особо украшает дуэт женских голосов, а в концерте солируют отличные певицы: петербургское меццо Галина Сидоренко и московское сопрано Яна Иванилова. Начало концерта в 19.00.
Театр «Суббота» выпускает премьеру, интригующую прежде всего драматургическим материалом. В основе спектакля – несколько пьес замечательного чешского писателя Вацлава Гавела, тонкого мастера социального гротеска и абсурда. Русскому зрителю, впрочем, он больше известен как бывший президент Чехии, и театр не мог не отразить это обстоятельство в названии спектакля: «Haveliada, или Похождения президента». Режиссер постановки – Петр Смирнов. Начало в 18.00, на следующий день – в то же время.
Воскресенье 26 июня
5 сентября у Шинейд О'Коннор выйдет новый альбом под названием «Home». Впрочем, произошла ли в голове известной всему миру ирландской скандалистки очередная переоценка ценностей, предстоит узнать уже в конце июня: О'Коннор на концерте в «ГлавClub» собирается играть новые песни. Регги и фолк-мотивы, захватившие ее в новом веке, логично переросли в тихую акустику, которая противоречит всей ее прошлой жизни, – а может быть, логично вытекает из нее. Девочка-скандал в 2000-е сильно изменилась: сыграли свою роль и возраст, и проснувшийся интерес к религии. Двадцатилетние знают ее романтическую сторону – а она не настаивает на признании своих прошлых заслуг; в ее случае – кто старое помянет, тому глаз вон. Начало концерта в 20.00.
Две музыкальные сенсации соединились в одном вечере на сцене Концертного зала Мариинки: на «Звездах белых ночей» впервые выступает блистательная оперная дива Барбара Фриттоли. И поет она опусы итальянца Джузеппе Сарти, композитора столь же великого, сколь и малоизвестного. Его музыку только сейчас с изумлением и восхищением начинают открывать: между тем она полна величавого благородства и проникнута высоким этическим пафосом. Итальянец, прибывший к петербургскому двору по приглашению Екатерины Великой, прожил в России 17 лет. Большую часть – в Петербурге, в качестве придворного капельмейстера, меньшую – в крымском имении князя Потемкина. Сарти написал около 75 опусов для театра – в том числе оперы «Эней в Лацио» и «Армида и Ринальдо», а также музыку к драматическим спектаклям по пьесам Екатерины. Ученик знаменитого падре Мартини, Сарти великолепно владел полифоническим письмом: его искусство можно будет оценить в опусах «Magnificat» и «Gloria», которые прозвучат в концерте в исполнении солистов, хора и оркестра Мариинского театра. За дирижерским пультом – Маттиа Ронделли. Начало в 20.00.
В 14.30 в Доме кино на «Фестивале фестивалей» показывают документалку Элайджи Дреннера «Американский грайндхаус» («American Grindhouse»), не имеющую ничего общего с дилогией Тарантино и Родригеса. Это рассказанная участниками событий история самого бесстыжего явления в истории мирового кино – кое-как снятых фильмов, которые, чтобы их хоть кто-то увидел и чтобы их хоть как-то выпустить на экран, туго набивали постельными сценами и чернокожими персонажами. Сообстветственно, и обозвали их «сексплуатейшном» и «блэксплуатейшном». Если учесть, что сами эти фильмы здоровый человек вряд ли вынесет, «Американский граундхаус» – это единственный шанс с явлением познакомиться.
На фестивале «КукArt» норвежская компания Kulturproduksjoner показывает в 12.00 в Музее Достоевского фантазию на темы национальной классики – «В королевство Пер Гюнта» («Into the Kingdom of Peer Gynt»). А в 14.00 на сцене Театра марионеток им. Деммени состоится спектакль «Bon Bon Ole» Бургасского кукольного театра из Болгарии – по жанру это не что иное, как музыкальное шоу.
В киноцентре «Родина» в рамках «Фестиваля фестивалей» демонстрируют «Добро пожаловать» («Welcome») Филиппа Лиоре, фильм, награжденный сразу несколькими специальными призами на Берлинском фестивале 2009 года. Главный герой фильма, 17-летний юноша, покидает разоренный войной Ирак и оседает во Франции, хотя его финальная цель – Лондон, где живет его возлюбленная. Начало сеанса в 21.30.
Фестиваль современного танца Open Look открывается в музее «Эрарта» моноспектаклем французского танцовщика Пьера Ригаля «Erection», посвященным таинственной человеческой способности к прямохождению. Начало в 19.00.
Над материалом работали: Ольга Лузина (выставки), Андрей Пронин (драматический театр), Михаил Рудин (современная музыка), Гюляра Садых-заде (опера и академическая музыка), Инна Скляревская (балет), Иван Чувиляев (кино).
Количество символов после анонса означает рейтинг ожиданий обозревателя: по пятибалльной шкале.
Фото: mariinsky.ru, booknik.ru, kipish.tv, Walt Disney Pictures, «Люксор», «Планета информ», muzgid.ru, btl.bialystok.pl, philharmonia.spb.ru, wordorder.ru, bestfest.ru, «Википедия», marsdistribution.com/film/welcome.
«Фонтанка.ру»