Новости

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
 16 июня 2011 15:00      359

Илья Бортнюк: «Учитесь на чужих ошибках»

Директор компании «Светлая музыка» Илья Бортнюк выступил в качестве одного из авторов книги «Как стать успешным промоутером. Концертный бизнес в России». Организатор гастролей именитых артистов и фестиваля «Стереолето», отмечающего в этом году десятилетие, считает, что такой учебник (а гриф о допуске в качестве учебного пособия имеется) просто необходим. Издание уникально тем, что в нем рассматриваются российские реалии, заметно отличающиеся от западных.

– Кому принадлежит идея?

– Государственному университету управления, факультету «Менеджмент в музыкальном бизнесе и индустрии развлечений». Они предложили нам с Ириной (глава букинг-агентства Caviar Lounge Ирина Щербакова. – Прим. ред.) поучаствовать в написании и редактировании глав учебника. Моя глава разработана на основе лекции по менеджменту музыкальных фестивалей. Ирина переработала свою лекцию о гастрольной деятельности. Собственно, мы книгу несколько раз правили, и вообще история эта давняя – всё случилось еще три года назад, но опубликовали учебник только сейчас.

– Как преподаватель можете указать на основные ошибки промоутеров?

– Их много. Первая – это само решение заниматься организацией концертов. Многие думают, что тут их ждут золотые горы, всё будет очень просто. Потому что, конечно, в этом есть fun, есть какой-то престиж, интересность. Но с точки зрения бизнеса – всё сомнительно. Это многие говорят – не только я, но и монстры типа Евгения Финкельштейна, главы корпорации PMI. Основные ошибки – они те же, что в любом виде бизнеса. Неправильный выбор артиста. Переоценка его потенциала. В связи с этим – неправильный выбор площадки. Есть еще очень распространенный просчет, когда сумма, что предлагается западному артисту, превышает его реальную стоимость в России. Понятно, что многие музыканты не поедут за деньги, которые можно было бы им заплатить с учетом местного рынка. Но тогда есть ли смысл организовывать им выступление – если это не какие-то закрытые мероприятия, где бюджет не зависит от количества пришедших и купивших билеты? Словом, в каждом из направлений этого бизнеса – от выбора артиста до организации правильной работы службы безопасности – многие делают ошибки. И на них учатся. Книга написана для того, чтобы такого не случалось. Если бы я подобную книгу прочел лет десять назад, мне было бы гораздо легче. И у нас ведь бывали истории. В 2010 году «Стереолето» проходило во время Международного экономического форума (ошибка – неправильно выбранное время), кто-то из первых лиц собирался, гипотетически, его посетить. По одной из версий – даже сам Медведев. C одной стороны, это было приятно осознавать как факт. С другой стороны – принесло нам массу дополнительных забот. За две недели до фестиваля нам сообщили, что он взят под особую охрану и нам выделяется 524 (!) сотрудника МВД, среди которых несколько майоров и подполковников! Слава богу, нам удалось договориться, что практически весь личный состав будет находиться вне зоны фестиваля, но когда мероприятие закончилось, они достаточно резво, хоть и вежливо, стали просить всех покинуть место проведения.



– А бывают ли случаи, когда вам просто дают денег и говорят: привезите нам любимую группу?

– У нас несколько раз происходили такие истории. Некий бизнесмен захотел концерт пакистанской группы Sabri Brothers – мол, помогите, вот деньги. Но, к сожалению, таких случаев мало. И большая часть хочет, условно говоря, пятый состав Uriah Heep. Никто не дает сто тысяч долларов и не просит привезти, скажем, La Roux.

– Стоит ли промоутеру подвизаться альтруистом, организовывая концерты любимой группы, чей приезд явно не окупится?

– Всё зависит от того, чего хочет этот промоутер. Если его цель – потратить деньги, сделать концерты группе, о которой он всю жизнь мечтал, и получить от этого удовольствие, почему бы нет? Ведь тратятся же безумные деньги на развлечения, путешествия, шампанское за 50 000 евро, к примеру. Это нормальный способ самореализации, выражения любви к музыке. По сути, меценатство. Его тоже мало. И оно распространяется, в основном, на выставки и галереи. Говорить о бизнесе в этой сфере сложно. При этом быть организатором биеннале считается более престижным занятием, чем организатором концерта какой-нибудь группы.

– Почему в Петербурге так немного фестивалей?


– Потому что для фестивалей с хорошими, актуальными артистами нужно находить серьезные, значительные спонсорские деньги. Это непросто: за них идет большая битва. Это ведь тоже целое направление в нашей деятельности – поиск спонсорских бюджетов! Если бы мне дали денег на десять фестивалей – я бы сделал десять. Идеальный вариант – фестиваль «Сотворение мира», который делает директор GreenWave Music Александр Чепарухин: достаточно большой бюджет и практически никаких ограничений по артистам, хотя и требуются какие-то массовые хедлайнеры. Сложится ли такая ситуация когда-нибудь в Петербурге? Мы работаем в этом направлении. Но реальных результатов нет. Однако уже то, что «Стереолето» существует 10 лет и к нам едут хорошие артисты, – это радует.

– Так ли нужны новые промоутеры в Петербурге?


– А можешь ли ты назвать каких-то людей, кроме всем известных, которые не один и не два раза кого-то привезли, тех, кто работает постоянно? Все примеры – разовые пробы. Чем больше будет промоутеров, тем больше будет хорошей музыки.

Радиф Кашапов
«Фонтанка.ру»

Досье «Фонтанки»

Также в новой книге можно получить ценные сведения от промоутера Григория Гольденцвайга (работавшего с клубом «Икра» и фестивалем «Пикник “Афиши”»), Михаила Евграфова (известного как экс-гендиректор канала A-One), Ника Хоббса (главного концертного промоутера по Восточной Европе, владельца агентства Charmenko). Авторы щедро делятся примерами из жизни и объясняют, почему, к примеру, оформлять заселение следует до приезда артиста в гостиницу (чтобы ему не пришлось ждать ключей в лобби), насколько важно обговаривать замену оборудования и как проводить переговоры с агентами.

Цитаты из книги:

Организаторам концерта The Rolling Stones в 1998 году несколько лет пришлось выплачивать долги. Проект был затеян как «мегаисторический», но удалось продать лишь 40% билетов на выступление группы на Большой спортивной сцене «Лужников».


Менеджмент Тома Уэйтса обязывает покупать билеты всех без исключения, включая прессу, и платит промоутерам лишь 10% от прибыли.


Не так давно мы делали в Б-1 Maximum концерт Ройшен Мерфи. Он оказался аншлаговым, и по его окончании агент артистки заявил, что заранее объявленный гонорар был невысок, а потому, в виду успеха выступления, он хотел бы обговорить возможность его увеличения. При этом он даже не вспомнил о том, что год назад выступление другого его артиста в этом же клубе не принесло организаторам ничего, кроме убытков, хотя на сумме выплаченного гонорара это никак не сказалось. Разумеется, мы отказали агенту в этой просьбе, хотя он и являлся нашим постоянным партнером.


О других новостях в области литературы читайте в рубрике «Книги»