С 15 июня Росавтодор вводит ограничения для передвижения грузовиков по федеральным трассам. В жаркую погоду им придется передвигаться только по ночам - с 9 вечера до 9 утра, а потом останавливаться на отдых. В Петербурге по такому же принципу ограничат даже проезд к порту.
Росавтодор опубликовал список трасс, по которым с 15 июня по 15 августа могут быть введены ограничения по передвижению. Распоряжение дорожников коснется крупногабаритных грузовиков. Причем в ведомстве не указывают, грузовики с какой максимальной массой могут быть допущены на запретные трассы.
Зато сотрудники полиции смогут штрафовать фуры, которые нарушат запрет на передвижение в дневное время. Вероятно, «крупногабаритность» конкретного нарушителя гаишникам придется оценивать самостоятельно.
Запрет будет действовать не все время, а только в дни, когда температура воздуха будет превышать плюс 32 градуса по Цельсию. Ранее в Росавтодоре сообщали, что фуры не будут допускать на трассы уже с 25 градусов тепла. Но Госдума посчитала такие меры драконовскими и сдвинула порог «жары».
Зато в случае наступления этой самой жары непроезжими для крупных грузовиков станут практически все основные магистрали, проходящие через Петербург. Это автодороги М-10 "Россия" от Москвы до Петербурга, М-18 "Кола" до границы с Норвегией, М-11 "Нарва" до Эстонии, М-20 до границы с Белоруссией, М-10 "Скандинавия" до Финляндии, А-120 - Санкт-Петербургское южное полукольцо - через Кировск, Мгу, Гатчину, Большую Ижору, а также трасса от Петербурга до Петрозаводска. В список запрещенных трасс, как ни странно, вошел даже подъезд к морскому торговому порту Усть-Луга через Керстово, Котлы, Косколово. Хотя, казалось бы, уж эта дорога должна быть приспособлена именно для тяжелых грузовиков, обслуживающий порт.
По данным компании «Усть-Луга», сейчас в порту переваливается все больше грузов. Объем перевалки за первые полгода 2011 года увеличился по сравнению с предыдущим периодом на 59%. Значительную долю грузов составляют автомобили, которые вывозятся из порта на автовозах, которые, таким образом, могут попасть под запрет.
Разумеется, дневной запрет на проезд фур не остановит работу портов, поставщиков и магазинов. Но, возможно, приведет к удорожанию продукции. По словам главы профсоюза «Дальнобойщик» Валерия Войткова, компании грузоперевозок, которым придется делать свою работу только по ночам, поднимут плату за услуги, что неизбежно повлияет на окончательную цену товаров.
Выражая общее мнение водителей, Войтков говорит, что они против введения подобных запретов, так как на федеральных трассах в России отсутствует нормальная инфраструктура для дальнобойщиков. Если им придется делать перерывы в пути, останавливаясь с 9 утра до 9 вечера, то время им нужно будет коротать в кабине, где температура выше, чем на улице. «Перед тем как вводить такие запреты, нужно было сначала создать адекватную инфраструктуру для отдыха водителей-дальнобойщиков», - отмечает эксперт.
Однако времени и денег на строительство этой инфраструктуры у государственной власти, как всегда, не хватает. Как нет и средств после очередного жаркого лета латать колеи и ямы на трассах.
Известно, что решение ввести запрет на передвижение грузовиков по федеральным автомагистралям Росавтодору продиктовали события прошлого лета, когда в 35, а то и в 40 градусов жары грузовики буквально "укатывали" плавящийся под солнцем асфальт.
Впрочем, жара явилась только ускорителем «процесса распада» асфальта. Как отмечал министр транспорта Игорь Левитин, даже в обычное время российские дороги не приспособлены к тяжеловесным машинам. Так, по данным министра, выдержать грузовик в 10 тонн и тяжелее могут только 29% федеральных трасс, 14% трасс могут осилить только 6-тонные машины, еще примерно по 57% магистралей без опасения могут передвигаться фуры весом от 6 до 10 тонн.
Успокоить грузоперевозчиков сейчас спешат синоптики. По данным метеорологов, лето 2011 года не будет таким аномально жарким, как минувшее. Высокие температуры в Северо-Западном регионе могут прийтись только на несколько дней в конце июня - середине июля. В августе также температура будет близка к климатической норме. Правда, предсказатели погоды напоминают, что точность их прогнозов оценивается в 70%.
Справка:
По данным исследований рынка, Петербург обеспечивает перевалку 20% импортных и экспортных грузов страны. А по данным Росморпорта, до 80% всего объема грузов сейчас вывозится автомобильным транспортом.
Маша Могилевская, «Фонтанка.ру»