Новости

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
 13 июня 2011 07:00      460

Календарь: 13-19 июня

Где поет Стинг, как посмотреть чешский мюзикл о закарпатском атамане, кто скрывается за прозвищем Бабушка, что готовят Начо Дуато и Чулпан Хаматова, когда пройдет «Ночь актуального искусства» и чего общего у Джульетты и радио. Наиболее важные события культурной жизни Петербурга этой недели: самые интересные, на взгляд наших обозревателей, новые выставки, концерты, театральные и кинопремьеры.


Понедельник, 13 июня

Вечер в Концертном зале Мариинского театра обещает изысканные радости: на фестиваль «Звезды белых ночей» приезжает Ансамбль Академии им. Караяна при Берлинской филармонии. Тамошние солисты обожают играть в камерных составах: на сайте филармонии значится около 20 ансамблей – струнных, духовых, смешанных, включая знаменитый «Шароун-ансамбль» и экзотическую коллаборацию 12 виолончелистов. Однако, строго говоря, участники ансамбля академии пока не входят в основной состав оркестра - это резерв, молодые кадры. Руководит коллективом маститый альтист и солист оркестра Вильфрид Штреле. Он уже посещал «Звезды» в составе квинтета «берлинских филармоников» в прошлом году. В нынешней программе: один из поздних опусов Моцарта, Третий струнный квинтет до мажор и Первый струнный секстет Брамса си-бемоль мажор. Начало в 19.00.

На двухдневные гастроли в Петербург приезжает театр Divadlo Husa na provázku («Гусь на веревке») из чешского города Брно. Гастролеры привозят постановку, служащую визитной карточкой театра, – мюзикл «Баллада для бандита» («Balada pro banditu»). Это сочинение, созданное композитором Милошем Штедронем в 1970-е годы, для чехов примерно такая же знаковая вещь, как для нас рыбниковская «"Юнона" и "Авось"». Нынешний руководитель «Гуся» Владимир Моравек, считающийся в Чехии ведущим режиссером, недавно восстановил легендарный спектакль. Интересно, что протагонист мюзикла Никола Шугай имеет реального исторического прототипа – Мыколу Сюгая, закарпатского атамана времен Первой мировой. Начало в 19.00, на следующий день в то же время – на сцене Театра на Васильевском.

В театре «Особняк» компания молодых актеров под управлением молодого режиссера Александра Артемова – театр «Тру» – показывает новую редакцию спектакля «Нерест». Сами создатели определяют жанр спектакля как «звуковую драму с элементами пафоса». «Нерест» представляет собой довольно дерзкий хеппенинг, а в его основе лежат – вы будете смеяться – диалоги о рыбалке. Начало в 19.00, на следующий день в то же время.


Вторник, 14 июня

Знаменитый испанский хореограф Начо Дуато продолжает прививать новое хореографическое мышление в Михайловском театре. Причем не сбавляет темпов: и трех месяцев не прошло, как он приглашает нас на свою вторую премьеру. В новом балете «Прелюдия» Дуато обещает показать столкновение и взаимодействие двух противоположных начал: возможно, это современный танец и классический балет, а может быть - сам Дуато и Петербург. Начало в 19.30, на следующий день в то же время.

Одна из лучших российских актрис Чулпан Хаматова проводит творческий вечер на сцене Театра им. Комиссаржевской. Обещаны непринужденный диалог со зрителями, ответы на вопросы, исполнение стихов и даже монологов из спектаклей. Цены на билеты немножко кусаются, впрочем, этому есть объяснение: часть собранных средств будет передана на нужды детей, больных лейкозом. Начало в 19.00.

Музей городской скульптуры приглашает ознакомиться с художественными проектами улучшения и обогащения культурной среды Петербурга на выставке «Новые идеи для города». От скульптуры и живописи до средового дизайна и видеоарта – художники, среди которых есть как местные знаменитости, так и приглашенные специалисты, предлагают вполне реалистичные, хотя подчас неожиданные, подходы к оформлению урбанистического пространства, опираясь на два главных критерия: соразмерность человеку и психологический комфорт.

В галерее «Борей» открываются две новые выставки. В живописи Константина Полякова неконвенциональные виды Петербурга (Невский из Адмиралтейского сада, заснеженный Петергоф) соседствуют с вариациями на тему мировых шедевров (в «Завтраке на траве» вместо пышной тети сидит худой рыжий мужичок, а рядом с опрокинутой корзиной с фруктами вместо шляпки лежит что-то вроде мольберта). Графика Александра Зайцева иллюстрирует его метод аналитического экспрессионизма, основанный на математических законах построения композиции.

В «ГлавClub» выступает Filter – американская группа, еще с 1990-х играющая напористый индустриальный рок. Один из участников, Ричард Патрик, – брат голливудского актера Роберта Патрика и бывший участник концертного состава Nine Inch Nails. Начало концерта в 20.00.

В Союзе художников показывают выставку живописи Льва Рапопорта под названием «Встреча». Стены петербургских дворов-колодцев и растрепанные деревья, бокалы для вина и цветы тянутся ввысь, как святые у Эль Греко, свет размыт и вездесущ, как у импрессионистов, яблоки и ткани напоминают Сезанна, а в сумме получается вариация петербургской школы.


Среда, 15 июня

«Росфото» представляет выставку австрийского фотографа Маттиаса Кесслера «Я выживу». Снимки ландшафтов (в основном сделанные в Венесуэле) после техногенных катастроф – дымящиеся скалы, загрязненная вода, трещина в асфальтовой дороге – отражают реакции природы на ошибки человечества. Фотографии сопровождаются документальными материалами из газет: гонка технологий создает всё больше проблем, и всё меньше остается мест на земле, где можно пить сырую воду.

Концерт немецкого дирижера Инго Мецмахера – крупнейшее событие текущего филармонического сезона. Мецмахер - видная фигура на немецкой, да и мировой музыкальной сцене, но давнюю свою мечту побывать в Петербурге маэстро осуществит лишь сейчас, когда ему минуло 50 лет. Его дирижерскую манеру отличают мужественность, скульптурная точность жеста и одновременно удивительная поэтическая нежность. В Большом зале Филармонии Мецмахер представит вместе с Первым филармоническим оркестром свою интерпретацию Девятой симфонии Малера. Начало в 19.00.

Галерея Марины Гисич отмечает десятилетний юбилей и приглашает на большую выставку «2001 - 2011. Глава 1», которая в день вернисажа с привычных двух этажей галереи распространится на остальные четыре (жильцы согласились предоставить стены своих квартир в распоряжение современного искусства). Проект выставляет самые яркие, «брендовые» работы художников, среди которых Петр Белый, Кирилл Челушкин, Марина Алексеева, Виталий Пушницкий, Григорий Майофис и десяток других громких имен, тем самым показывая историю развития их творчества и деятельности галереи.

Сольный концерт Валерия Кулешова в Малом зале Филармонии будет интересен любителям высококлассного пианизма. Родом из Челябинска, этот пианист учился в московской ЦМШ, Нижегородской консерватории и Академии Гнесиных, а в его музыкантском становлении участвовали такие выдающиеся педагоги, как Дмитрий Башкиров и Владимир Тропп. Кулешов прославился еще в юные годы, по слуху записав фортепианные транскрипции Горовица. Ныне преподает в университете Центральной Оклахомы и выступает по всему миру. В Петербурге, как правило, - 1 - 2 раза в сезон. На сей раз прозвучат «Годы странствий» Листа («Год второй, Италия») и смачные «Картинки с выставки» Мусоргского. Начало в 19.00.

В Малом зале Манежа в 18.00 стартует фестиваль «Классика и современность», организованный Петербургским видеоархивом (ПВА). Выставка «Художник и кино», киношедевры на 16-миллиметровой пленке, учебные фильмы лаборатории «Кинобудка» представляют деятельность ПВА как «средства для творческого склеивания единомышленников».

Ночные концерты – специальная «фишка» фестиваля «Звезды белых ночей»: никогда не знаешь, когда они начнутся на самом деле, потому что им предшествует иное мероприятие – концерт или спектакль, в котором, как правило, тоже занят шеф Мариинки Валерий Гергиев. Тем, кому не спится в белые ночи, фестиваль предлагает посетить Концертный зал театра, где пианист Денис Мацуев в свойственной ему ударно-маскулинной манере исполнит, на пару с гергиевским оркестром, бодрый, оптимистический и звонкий Первый концерт для фортепиано Прокофьева. Также в программе Восьмая симфония Шостаковича. Предполагаемое начало концерта в 22.00.

В Союзе художников можно увидеть выставку «Страницы истории», посвященную деятельности Красного Креста в России с 1854-го по 1987 год. Крымская война, Русско-турецкая, Русско-японская, Первая и Вторая мировые войны, голодные 1920-е – в любых условиях, рядом с разрушенными домами и на испепеленной земле, возникают палаточные лазареты и перевязочные пункты с хирургами, медсестрами и санитарами, благодаря которым оказываются спасены тысячи людей.


Четверг, 16 июня

На Дворцовой площади – традиционный ежегодный рок-концерт, приуроченный к Международному экономическому форуму: на этот раз выступает Стинг. Он приедет с Королевским филармоническим оркестром Великобритании, а программа концерта «Symphonicity» уже обкатана (в России в том числе) и записана на последнем диске Стинга. Начало в 20.00.

В широкий кинопрокат выпускают «Зеленый фонарь» («Green Lantern») – очередной классический комикс, перенесенный на экран. Автор «Золотого глаза» и «Казино “Рояль”» Мартин Кэмпбелл взялся за поворотную точку в рисованной эпопее про гвардию сверхлюдей, охраняющих Землю от всяких опасностей. В эту самую гвардию впервые затесался смертный, который как раз и оказывается единственным, кто может спасти планету от инопланетной угрозы.

Музей Достоевского в Петербурге – организация вполне уникальная: при музее функционирует театр. Нынешняя премьера «ФМД-театра» названа строчкой из Достоевского - «На Европу смотрю, как зверь», а задумана автором пьесы и постановщицей спектакля Верой Бирон как сценическая фантазия на тему трех встреч Достоевского и Герцена за границей – в Англии, Италии и Швейцарии. Актерам Виталию Салтыкову и Валерию Кухарешину удается перекинуть мост между вчера и сегодня, обнаружив в репликах классиков вневременную и универсальную человеческую интонацию. А видеоинсталляции Александра Малышева придают спектаклю дополнительное художественное измерение – то ироническое, а то и фантасмагорическое. Начало в 20.00.

Скрипач Леонидас Кавакос – личность многогранная и интеллигентная. Природный грек, знаток античной философии, читает Эсхила и Еврипида в подлинниках, склонен к утонченной рефлексии. Но главное – потрясающе тонкий и умный музыкант: его интерпретации отличает трепетная чуткость к мельчайшим изгибам интонации, а мощный интеллект позволяет изумительно точно выстраивать форму сочинения, высчитывая длину и интенсивность музыкальной волны до микрона. В Концертном зале Мариинки, на «Звездах белых ночей», Кавакос – частый гость, однако на прошлый фестиваль не приехал, переиграл руку. Зато на нынешнем, наверстывая упущенное, он даст три концерта подряд – с оркестром Мариинского театра и Валерием Гергиевым за пультом. В первый вечер Кавакос исполнит хрестоматийный Скрипичный концерт Сибелиуса, пленяющий романтически-наивным мелосом. Программу дополнят летучие, транспарентные по фактуре увертюра и скерцо из музыки к спектаклю «Сон в летнюю ночь» Мендельсона. Во втором отделении сыграют Четырнадцатую симфонию Шостаковича (солист – бас Мариинки Михаил Петренко). Начало в 18.00.

На экраны выходит спродюсированный Стивеном Спилбергом и снятый Джеем Джеем Абрамсом фильм «Супер 8» («Super 8»). Набивший руку на «Звездном пути» и «Миссия: Невыполнима-3» режиссер взялся за самый настоящий гимн кино и очередную американскую трагедию в одном флаконе: по сюжету, компания подростков снимает любительский фильм, и во время съемок они становятся свидетелями крушения поезда. После чего с ними начинают происходить загадочные события.

В Мраморном дворце открывается выставка Виктора Сафонкина, уроженца Саранска и самоучки, ныне живущего в Чехии и имеющего собственную картинную галерею. Сафонкин пишет фантастических монстров, средневековых рыцарей, сюрреалистических человекороботов и полуголых женщин (которых, кстати, красотками никак не назовешь): академисты упрекнут его в невыстроенности фигур и вялости мышц, но художнику не до того – в его картинах идет постоянная борьба с символическим злом, и это зло принимает разные формы, от готических до новейших медийных.

В киноцентре «Родина» – очередной сеанс из серии «Немое кино + живая музыка», которую в июне решили посвятить советским сатирическим комедиям 1920-х годов. Продемонстрируют весьма любопытный образец жанра – не показанный публике в свое время и снятый с полки только в 1970-е годы фильм Котэ Микаберидзе «Моя бабушка». И в общем, было за что прятать фильм – даже по меркам сатирической комедии уж очень он злобный и зубастый: под бабушкой имеется в виду покровитель, который может при случае замолвить словечко. В качестве тапера пригласили Олега Белова – пианиста-виртуоза, работавшего с Земфирой и Марком Алмондом. Начало в 21.00.

В прокат выходит фильм ужасов «Палата» («The Ward») Джона Карпентера - возвращение мастера жанра к излюбленной стезе после десятилетнего молчания. Фильм опасно рекомендовать клаустрофобам – действие разворачивается в палате психушки, где главной героине является недружелюбный призрак.

В этот же день, по странному совпадению, стартует первый общероссийский фестиваль хорроров «После заката» – по сути же это всего лишь выпуск в ограниченный прокат одного за другим заправских «ужастиков». В каждом городе – участнике фестиваля у него своя площадка: у нас – «Мираж» на Петроградской. Для начала выпустят «Добычу» («Prowl») – кондовую дорожную страшилку про ребят, которые решили покататься на папиной тачке, та сломалась, а единственный дальнобойщик на трассе оказался монстром-кровопийцей. Вторым фильмом того же фестиваля станет «Племя» («The Forgotten Ones»). И сюжет тут более оригинальный – отправной точкой служит кораблекрушение, а действие разворачивается на крохотном и, казалось бы, необитаемом острове.

Клуб Radiobaby представляет благотворительную выставку фотографий Ксении Юрковой «Japertura», которая проводится в рамках акции по оказанию помощи Японии. На открытии можно будет услышать этническую японскую музыку, пролистать дизайнерские книги, созданные по мотивам хокку, и принять участие в аукционе, где будут выставлены фотографии с выставки, коллекционные виниловые пластинки, футболки с автографами российских и японских фигуристов и плакаты студентов-дизайнеров факультета искусств СПбГУ.


Пятница, 17 июня

С 21.00 до 3.00 в десяти галереях города пройдет акция «Ночь актуального искусства/ Total Contemporary», а в лофте Rizzordi Art Foundation (Курляндская улица, 49) – арт-ярмарка, на которой будут представлены галереи-участницы. В эту ночь на всех десяти площадках откроются новые выставки и можно будет увидеть работы лучших современных художников Петербурга, а также ряда московских и западных авторов: драматические полотна на тему ватиканской «Пьеты» от Татьяны Подмарковой в AL Gallery, коллажи из реальности и подсознания испанской художницы Франциски Пахео и русского – Павла Брата в галерее Art re.Flex, шокирующие видеоинсталляции Филиппа Донцова в Галерее Дмитрия Семенова (Лиговский проспект, 63, кв. 19), торжественные и смешные портреты Путина работы Игоря Рудакова в галерее Kremlin, роскошные упыри на картинах одного из ярчайших нонконформистов Олега Целкова в Lazarev Gallery. Также представят новые проекты Галерея Марины Гисич, Anna Nova, Frants Gallery Space и Modernariat.

В «Кармен-сюите» на сцене Мариинки выступает звезда Большого театра Светлана Захарова, та самая, для которой хореограф Альберто Алонсо возобновлял свой спектакль в России и которая первой после легендарной Майи Плисецкой удостоилась чести танцевать эту партию. Роль Хосе исполнит ее постоянный партнер – премьер Большого театра Андрей Уваров. А в паре с «Кармен» пойдет «Симфония до мажор» Баланчина, и это самый лучший выбор, ибо при всей колоссальной разнице оба спектакля заряжены сопоставимой по мощи энергией, и оба когда-то взорвали советский балетный мир. Баланчинский балет – на первых советских гастролях Парижской оперы, когда наши зрители увидели другое искусство и другую классику. А «Кармен-сюита» – десять лет спустя, когда дерзкая Плисецкая победила в схватке с министром культуры Фурцевой и отстояла немыслимый по тем временам спектакль. Начало в 20.00.

В рамках проекта «Немое кино + живая музыка» в «Родине» покажут «Закройщика из Торжка» режиссера Якова Протазанова с Игорем Ильинским и Верой Марецкой в главных ролях. Комедию про тихоню портняжку, которому в руки попал выигрышный билет государственного займа, озвучат сразу два тапера: пианист Александр Лыгун и аккордеонист Евгений Устинов. Начало сеанса в 21.00.

Валерий Гергиев исполняет «Реквием» Верди часто, по несколько раз за сезон, и всегда с разными солистами. Музыка, поднимающая дух от глубин трагического к сияющим небесным высотам, неизменно и необычайно трогает. На этот раз вокальные партии исполнят ведущие солисты Мариинского театра: сопрано Виктория Ястребова, меццо Екатерина Семенчук, тенор Сергей Семишкур и бас Михаил Петренко. После концерта пройдет церемония награждения лауреатов премии «Новые голоса Montblanc». В прошлом году ее был удостоен тенор Сергей Скороходов. Главная интрига вечера – кто станет лауреатом этого года? Начало в 22.00 в Концертном зале Мариинки.

В клубе «Цоколь» выступает Markscheider Kunst – главная петербургская (не считая Simba Vibration, где тоже, впрочем, играет бывший лидер MK) летняя группа. Начало концерта в 20.00.


Суббота, 18 июня

Во дворе делового центра «Треугольник» (набережная Обводного канала, 138) стартует уже ставший привычным летний пивной фестиваль «Магерфест». В этом году – без западных хедлайнеров, но всё же со внушительным составом участников. В первый день – новая группа Евгения Федорова (ex-Tequilajazzz) Zorge и главная фолк-роковая певица страны Инна Желанная (на фото). Начало в 11.00.

Известный немецкий органист Штефан Кагль в Концертном зале Мариинского театра дает концерт, составленный из опусов, довольно редко звучащих в Петербурге. Подборка сочинений поражает разнообразием и разбросом имен. Первое отделение отдано великим органистам-композиторам добаховской эпохи, работавшим преимущественно в Германии: Георг Муффат, Джироламо Фрескобальди, Ханс Лео Хасслер, Джованни Моранди. Заключит первую часть Прелюдия и фуга Иоганна Себастьяна Баха. Второе отделение – скорее, итальянское: опусы Феличе Брегаццо, Винченцо Петрали, Пьеранжело Вальтинони, Марио Энрико Босси, Антонио Марторелли. Начало в 20.00.

В клубе «Китайский летчик Джао Да» выступает группа «Встреча рыбы», существующая уже несколько лет и лишь недавно появившаяся в клубных афишах обеих столиц. Играет она радийный трип-хоп. Начало в 20.00.

На сцене Мариинки в 12.00 свой выпускной спектакль показывают студенты Академии русского балета им. Вагановой. «Школьные» спектакли всегда прекрасны, сочетание юности и мастерства всегда пленительно. Есть и еще один увлекательный момент – попробовать вычислить будущую звезду.


Воскресенье, 19 июня

Премьер Мариинского театра и бенефициант этого вечера Денис Матвиенко сначала выступит в «Рубинах» Баланчина, одновременно бравурных и изысканных, а потом примет участие в премьера балета «Radio & Juliet» («Радио и Джульетта») на музыку британской рок-группы Radiohead и в хореографии Эдварда Клюга, чей спектакль «Quatro» с участием того же Матвиенко был в этом году номинирован на «Золотую маску». Начало в 20.00.

Во второй (и завершающий) день фестиваля «Магерфест» в «Треугольнике» (набережная Обводного канала, 138) к публике выйдут отечественные группы, преимущественно имеющие отношение к фолк-року. Примечательными обещают быть «Сказы леса» и «Ива нова». Начало в 11.00.

Музей сновидений Фрейда показывает коллажи Ольги Юргенсон «Мы сделаны из земли», в которых медицинские фотографии (например, УЗИ-снимки плода в утробе матери) дополнены психоаналитическими текстами, а также работы британской художницы Джейн МакАдам Фрейд, дочери Люсьена Фрейда и правнучки Зигмунда Фрейда, – рисунки вещей из коллекции древностей, собранной прадедом, и работы, близкие оп-арту. Выставка Джейн Фрейд называется «Точка пересечения», а на вернисаже будет показано ее видео «Мертвый или живой», сделанное для лондонского Музея Фрейда.

С недавних пор в Петербурге возникла новая концертная площадка. С тех пор как в Таврическом дворце (Шпалерная улица, 47) установили новый орган – а случилось это в феврале, капелла «Таврическая» официально появилась на музыкальной карте города. Правда, открытые публичные концерты там проводятся редко. Но вот прекрасный случай посетить дворец, оценить акустические возможности зала и звук нового органа, установленного испанской фирмой Gerhard Grenzing S.A. В Петербург с двумя концертами приезжает 30-летний испанский органист Хуан де ла Рубиа и играет внушительную программу из опусов Генделя, Букстехуде, Куперена, Баха и Брамса. Судя по длинному послужному списку органиста, он отличный музыкант, очень рано сделавший себе имя в мире органного исполнительства. Начало концерта в 20.00.


Над материалом работали: Егор Галенко (современная музыка), Ольга Лузина (выставки), Андрей Пронин (драматический театр), Гюляра Садых-заде (опера и академическая музыка), Инна Скляревская (балет), Иван Чувиляев (кино).

Количество символов после анонса означает рейтинг ожиданий обозревателя: по пятибалльной шкале.

Фото: mariinsky.ru, театр «Тру», пресс-службы Михайловского театра (Стас Левшин), галереи «Борей», Союза художников Санкт-Петербурга, «Росфото», Галереи Марины Гисич, галереи Anna Nova, santana.fatal.ru, rockopedia.ru, «ФМД-театр», Paramount Pictures, rodinakino.ru, inasound.ru, fish-meeting.livejournal.com.

«Фонтанка.ру»