Где можно погладить кошку и встретить кибермышь, в какой переплет попал Моби, какие метаморфозы ждут «Волшебную флейту» и «Аиду», чем занимается в Большом театре кукол чума, что объединяет Газманова и Баскова и как увидеть Брэда Питта в новой роли. Наиболее важные события культурной жизни Петербурга этой недели: самые интересные, на взгляд наших обозревателей, новые выставки, концерты, театральные и кинопремьеры.
Понедельник 6 июня
Ко дню рождения Пушкина в Капелле подготовили музыкально-драматическое представление «Борис Годунов». В свое время спектакль по пушкинской драме с музыкой Сергея Прокофьева собирался ставить Всеволод Мейерхольд, но воплотить замысел не успел из-за ареста. Осталась музыка, написанная по прямым указаниям режиссера. На основе плана Мейерхольда, его набросков и писем театровед Александр Чепуров создал композицию – примерно на 40 минут – из фрагментов пушкинского текста и практически неизвестной музыки Прокофьева. В концерте примут участие Николай Мартон, уже оправившийся после разбойного нападения, Виктор Смирнов, Николай Иванов и другие известные актеры. За пульт Оркестра Капеллы встанет ее худрук Владислав Чернушенко. Второе отделение – чисто музыкальное: исполнят «симфонические иллюстрации» Георгия Свиридова к кинофильму «Метель». Начало в 19.00.
Вторник 7 июня
В «Юбилейном» выступает Моби, известный в России (да и во всем мире) по песням почти десятилетней давности. Скромный человек совсем не стадионных замашек, Моби сыграет с группой и новые вещи, которые больше подходят для фоновой, почти эмбиентной, кафешной музыки; как он собирается победить огромное пространство «Юбилейного» с этими треками – бог весть. Начало концерта в 20.00.
В БКЗ «Октябрьский» – барабанщик The Beatles Ринго Старр со своей нынешней группой All-Starr Band. Услышать можно будет и вещи ливерпульской четверки, и сольные песни Старра. Начало в 19.00.
Среда 8 июня
По адресу: улица Якубовича, 10 – открывается филиал всеволожского Музея кошки – кафе «Республика кошек». Тут будет выставочное пространство, библиотека, место для общения и работы в интернете, а еще – место встречи с живыми и настоящими, усатыми и полосатыми котами-резидентами, которых можно угостить и погладить.
В клубе «Космонавт» – большой концерт группы «Кирпичи», которая в середине 90-х принесла в Россию рэпкор и вообще занимала нишу голоса улиц – рэперов, которые на тот момент здесь не особенно голосили. Только что «Кирпичи» издали альбом – до того они делали записи как-то нехотя и без старания, следуя своей же формуле «Лень – сестра таланта, краткость ни при чем», нынче же пригласили огромное количество дополнительных чтецов – от Сергея Шнурова до группы Narkotiki. Начало в 20.00.
В галерее Д-137 открывается выставка живописи Алексея Бекренева «Non si sa». Название, которое переводится с итальянского как «неизвестно, никто не знает», по мнению художника, указывает, что невозможно ответить на вечные вопросы или найти новое в старом, но можно передать энергию и чувства посредством искусства. Правда, сами работы, примитивистские композиции с претензией на аллегорию («Историзмическая перспектива» – бородатый мужичок и космонавт, «Доктрина эволюции» – многоглазый розовый слон с Айболитом и обезьянами), на первый взгляд, не слишком отягощены смыслом. Может быть, они «заиграют» на выставке, в сопровождении текстов художника.
Четверг 9 июня
В кинопрокат выходит победитель минувшего Каннского фестиваля – «Древо жизни» («The Tree of Life») Терренса Малика. По сути, это как если бы наш Герман наконец выпустил на экран «Историю арканарской резни» – во всяком случае, скорости у Малика сопоставимые: за сорок лет – шесть фильмов. Правда, «Ветвь» за фильм про жестокого отца семейства (Брэд Питт), видно, придала режиссеру ускорение: он уже сообщил, что приступает к съемкам следующего фильма. Хотя мы-то с вами знаем, как это бывает.
В Доме кино начинают показывать еще один фестивальный хит – «Любовь втроем» («3») Тома Тыквера. Создатель «Беги, Лола, беги!», потоптавшись на полянке мейнстрима, решил вернуться в дебри авторского кино. И, можно сказать, триумфально: тут же получил Гран-при Берлинского фестиваля. И, стоит признаться, не за саму историю про супругов, влюбившихся в одного и того же юношу, а за возвращение к тому, что у него лучше всего получается: радикальному и одновременно ироничному кино. Каковым ни «Интернэшнл», ни, не к ночи будь помянут, «Парфюмер» никак не являлись.
На экраны кинотеатров выпускают сборник новелл Джованни Веронези «Любовь: инструкция по применению» («Manuale d'am3re»). Тут и правда всё разложено по полочкам, как в инструкции: три новеллы про любовь в трех возрастах – юности, зрелости и старости. Самое интересное – в финальной части, в которой предстоит наблюдать роман персонажей Роберта Де Ниро и Моники Беллуччи. В ролях, соответственно, пожилого писателя из Штатов, умирающего от рака, и итальянки-вертихвостки.
Музей истории Петербурга представляет выставку Аллы Русу – художницы, учившейся и жившей в Эстонии, Румынии и Франции. 50 пейзажей акварелью и маслом посвящены Петербургу, и главные герои – Петропавловка, Зимний дворец, мосты и набережные, дворцы и соборы, а чаще всего Кунсткамера – появляются то при свете бессолнечного дня, то в мерцании ночной подсветки, воссоздавая образ туманного и зыбкого города, оставшийся нам в наследство от поэтов-романтиков прошлого.
Вполне себе не вовремя на экраны выпускают кино про пасхального зайчика – «Бунт ушастых» («Hop»). Хотя христианских мотивов тут немного: кролик мечтает стать рок-звездой и стучит на барабанах, поэтому сбегает от собратьев-зануд и попадает в дом к обывателю, где какает разноцветными конфетками, сибаритствует и пристает к даме. Кажется, так рок-музыкантов еще никто в кино не опускал.
В театре «Зазеркалье» – первая большая премьера на обновленной после ремонта сцене. Опера-зингшпиль Моцарта «Волшебная флейта», полная чудеснейших мелодий и игривых разговорных интермедий, предстанет в волшебном великолепии света, цвета, видеоэффектов и проекций: на увертюре будут крутить кадры из «Гарри Поттера», а магическую флейту добудут, вырвав ее из рук оркестранта-флейтиста. Режиссер Александр Петров придумал живой и оригинальный спектакль, в котором задействованы возможности нового оборудования «Зазеркалья». Действие разворачивается в цирке: огромный змей, полыхающее пламя и низвергающиеся водопады, сквозь которые приходится пройти Тамино и Памине, здесь совсем не пугают. Философские и масонские подтексты оставлены в стороне: это постановка для семейного просмотра, а поют в ней молодые солисты театра и студенты Театральной академии. Музыкальный руководитель – Аркадий Штейнлухт. Начало в 19.00.
В честь начала сезона отпусков отечественные прокатчики подсуетились и выпускают «All Inclusive, или Всё включено» – дебют режиссера «Моей прекрасной няни» Эдуарда Радзюкевича (не путать с Эдвардом Радзинским) в игровом кино. По сюжету холеный рублевский ветеринар оказывается в постели с одной из клиенток, их застукивает ее муж-олигарх в исполнении артиста Мадянова, и эскулапу кошечек-собачек приходит в голову радующая своей идиотичностью мысль скрыться от расправы на курортах Турции.
Пятница 10 июня
В Ледовом дворце выступает Jamiroquai, группа под управлением Джея Кея, человека, славящегося своими экстравагантными головными уборами. В последние годы команда отошла от привычного для нее фанкового стиля и перестала искать хоть сколько-нибудь интересный звук, дело доходило даже до пресного диско-хауза, и тем не менее – вживую Jamiroquai по-прежнему представляют собой убойную танцсистему. Начало в 19.00.
Ирландский пианист Барри Дуглас, лауреат Конкурса Чайковского 1986 года, как многие инструменталисты в зените карьеры, не устоял перед соблазном встать перед оркестром и помахать палочкой. Эту возможность ему предоставляют в Большом зале Филармонии, где он со Вторым филармоническим оркестром (АСО) сыграет бетховенскую программу. Для разогрева – драматическая увертюра «Кориолан». За нею – Третий фортепианный концерт, в котором Дуглас намерен исполнить сольную партию, одновременно дирижируя (заметим в скобках, что по-настоящему это не удавалось даже такому мастеру, как Даниэль Баренбойм). Во втором отделении пианист-дирижер замахнется на Седьмую симфонию: сочинение сложное, философическое, требующее умного, тонкого прочтения. Интересно, как справится с партитурой Дуглас – всё-таки некоторый дирижерский опыт у него имеется: он недавно основал оркестр «Камерата Ирландия», на нем и тренируется. Начало в 19.00.
В Союзе художников в седьмой раз проходит выставка «Время кукол»: множество игрушечных человечков из фарфора, глины, текстиля и папье-маше, плюшевых мишек Teddi, а также кукольные платья и другие аксессуары.
Суббота 11 июня
Главное событие оперного сезона припасли напоследок: «Аида» в постановке Даниэле Финци Паски в Концертном зале Мариинского театра, на фестивале «Звезды белых ночей», обещает стать неожиданным и впечатляющим зрелищем, в котором режиссер постарается примирить свою авторскую манеру – атмосферную, нежную, склонную к поэтическим образам и недоговоренностям – с крупномасштабным стилем большой оперы. Финци Паска – тот самый, что представил на прошлом Чеховском фестивале «Донку» (а еще раньше – спектакли «Дождь» и «Туман») и поставил «Corteo» в Cirque du Soleil. В Петербурге его до недавнего времени не знали вовсе; а узнав – от души полюбили и наградили аншлагами. Теперь с нетерпением ожидают, во что он превратит пафосную оперу Верди с ее древнеегипетскими шествиями, слонами, сфинксами и трагической любовью военачальника и рабыни. Музыкальный руководитель постановки – Валерий Гергиев. Начало в 19.00.
Большой театр кукол представляет премьеру «Ромео и Джульетты» – драматический спектакль для взрослых, целиком созданный силами молодых актеров труппы, выпускников курса Руслана Кудашова. Режиссер Галина Бызгу сосредоточилась на теме разрушительной вражды, «чумы на оба ваши дома», и эта самая чума в спектакле даже станет персонажем, активно встревающим в действие. Начало в 19.00, на следующий день – в то же время.
В шатре на углу проспекта Юрия Гагарина и Бассейной улицы снова показывают театрально-цирковое шоу Андрея Могучего «Кракатук». Яркая и пугающая фантазия на темы гофмановского «Щелкунчика» с кибермышами, купанием в пене и полетами под куполом неизменно пользуется зрительским успехом – что за границей, что в российской глубинке. Билеты на этот раз продаются по ценам вполне демократичным: от 300 до 1500 рублей. Начало в 20.00, на следующий день – в то же время.
В концертном зале «Космонавт» – фестиваль Avant: появился он в середине 2000-х именно в Петербурге, потом переехал в Москву и сделался там главным смотром гитарной музыки – инди-рока, построка, брит-рока и т.д. Кроме двух примелькавшихся в местных афишах групп The Frozen Orchestra и Surtsey Sounds приедут англичане British Sea Power и канадская девушка (дочь русских эмигрантов) Chinawoman. Начало в 18.30.
Лофт-проект «Этажи» показывает графику художников-сюрреалистов на выставке «Коллективное бессознательное» – несколько десятков работ: от «Манекена» Джорджо де Кирико и «викторианских коллажей» Макса Эрнста до «гастрономических» композиций Сальвадора Дали и визуальных ребусов Рене Магритта, а также вещи менее известных Роберто Матта и Ханса Руди Гигера. Большая часть гравюр и рисунков относится к 1960-м годам и отражает ряд направлений, в которых развивался в это время сюрреализм.
На фестивале «Музыкальная коллекция» – гости из Эстонии: известный музыкальный деятель, скрипач и дирижер Андрес Мустонен (на фото) и пианист Иво Силламаа играют в Малом зале Филармонии Сонаты для скрипки и клавира Баха в аутентичной манере. В программу включена также исключительно сложная Хроматическая фантазия и фуга: Бах писал ее для хаммерклавира (на котором ее и собирается исполнять Силламаа), однако гениально предугадал будущие выразительные возможности богатого фортепианного звучания. Концертная виртуозность фантазии оттеняет строгое полифоническое изложение фуги, которая в ином аспекте развивает ее мелодические идеи. Начало в 19.00.
Воскресенье 12 июня
Выдающийся американо-израильский скрипач Гил Шахам на фестивале «Звезды белых ночей» выступает с Оркестром Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева. Шахам регулярно играет с лучшими оркестрами Старого и Нового Света, с лучшими дирижерами, в числе которых – Марис Янсонс, Алан Гилберт, Дэвид Робертсон, Майкл Тилсон Томас и другие. В Петербурге скрипач представит Второй скрипичный концерт Белы Бартока – эмоционально заразительный, яркий. Дополнят программу чисто оркестровые опусы: музыка балета Бартока «Чудесный мандарин» – сумрачная, полная своеобразного саспенса, сгущено-плотная по оркестровке, темная по тембровому колориту: типичный образчик музыкального экспрессионизма. В пандан к мрачному «Мандарину» – напевная, квазирусская, переливающаяся всеми красками радуги «Жар-птица» Стравинского. Начало концерта в Концертном зале Мариинки в 20.00.
В честь Дня России на Дворцовой площади в 18.00 начнется сборный праздничный концерт с участием симфонического оркестра «Невский», казачьего ансамбля, артистов петербургских театров и даже Николая Баскова и Олега Газманова.
Над материалом работали: Егор Галенко (современная музыка), Ольга Лузина (выставки), Андрей Пронин (драматический театр), Гюляра Садых-заде (опера и академическая музыка), Иван Чувиляев (кино).
Количество символов после анонса означает рейтинг ожиданий обозревателя: по пятибалльной шкале.
Фото: Александринский театр, moby.com, d137.ru, Fox Searchlight Pictures, Filmauro, Universal Russia, Sarafan, myspace.com/jamiroquai, пресс-служба Союза художников Санкт-Петербурга, mariinsky.ru, krakatuk.ru, tarbut.zahav.ru.
«Фонтанка.ру»