Шесть часов в день и не менее 150 рублей вынуждены тратить некоторые жители Ломоносова и Кронштадта, чтобы добраться до работы и обратно: существовавшая десятки лет паромная переправа между островом и Большой землей приказала долго жить. А проезд по дамбе еще не открыт. Управляющая компания заменила паромы на судно прогулочного типа, которое ходит по «фактической погоде». Перспективы водного сообщения узнавала «Фонтанка».
С конца 1960-х годов Кронштадт с Большой землей связывало паромное сообщение. Два ледостойких судна "Андрей Коробицын" и "Николай Каплунов" круглогодично ходили по маршруту Кронштадт – Ломоносов и делали по 16 рейсов в день каждый. Они перевозили не только пассажиров, но и машины и грузы. В начале века суда, которым к тому моменту было более 30 лет, стали ломаться. Владелец паромов - ОАО "Северо-Западное пароходство" - сначала поставил на вечный прикол "Андрея Коробицына", а в феврале 2011-го, после тяжелой зимы, поломался и "Николай Каплунов" (об их дальнейшей судьбе ходят разные слухи, один другого фантастичнее). Перевозить автомобили и грузы по воде стало невозможно. Вместо отживших свой век паромов Северо-Западное пароходство поставило на линию судно класса "Нева-1". Оно способно перевозить только пассажиров и рассчитано на 140 мест. В расписании движения - 14 рейсов в день. Однако порой выполняются не все из них.
В порту Ломоносова говорят, что пароход класса "Нева-1" приспособлен разве что для туристических путешествий по городским рекам и каналам: "При легком волнении плоскодонное судно начинает жутко болтать, так что уже при шторме в 1,5 балла корабль из порта не выпускают. Также в районе Кронштадта в «демисезонный» период стоят туманы. Плохая видимость в акватории может держаться по 3 дня. В таких жестких погодных условиях "Нева" осуществлять перевозки не может".
В Северо-Западном пароходстве признали, что в районе Морского канала в начале весны и в конце осени преобладает юго-западный и западный ветра, вызывающие повышенное волнообразование, однако альтернативы "Неве-1" на сегодняшний день нет: "Все пассажирские суда в управлении пароходства в период летней навигации задействованы на прогулочных и туристических маршрутах. Прогулочный теплоход «Нева-1» был выделен пароходством отнюдь не вопреки имеющимся сезонным требованиям к судну, а по экономическим соображениям. Другими судами для работы на линии Ломоносов - Кронштадт Северо-Западное пароходство не располагает".
Эксперты говорят, что если перевозчик заменит "Неву-1" "метеорами", то транспортная ситуация улучшится. В пресс-службе Северо-Западного пароходства заявили, что скоростные теплоходы «Метеор» плавать из Кронштадта в Ломоносов и обратно будут, но только после того, как завершится туристический сезон и работа на линиях Санкт-Петербург – Петродворец и Санкт-Петербург – Константиновский дворец.
В пресс-службе администрации Кронштадтского района рассказали, что водный маршрут для Кронштадта, численность населения которого порядка 42 тыс. человек, является важной транспортной артерией: "Многие жители ездят работать на "южный берег". По нашим подсчетам, когда ходили паромы, переправой ежедневно пользовались более тысячи человек. Сегодня на "Неву" бывают очереди". По оценкам комитета по транспортно-транзитной политике, Пригородная линия (Кронштадт - Невская губа - Ломоносов) перевозит ежегодно порядка 200 тысяч пассажиров, и переоценить ее значение сложно. В комитете заявили, что если бы чиновники не следили за ситуацией, то никаких судов на линии Кронштадт-Ломоносов не было бы вообще: "Мы понимаем социальную значимость этого маршрута и сделали максимум из того, что было возможно сделать в данной ситуации".
Если суда до Ломоносова ходят в среднем за 30 минут, то, чтобы добраться до работы по суше (в том же Ломоносове и Петродворце) на общественном транспорте, жители Кронштадта тратят около 3 часов. "Сначала маршрутка от Кронштадта до метро "Черная речка", потом на метро до "Балтийской" и с Балтийского вокзала до Ломоносова на электричке. Все удовольствие семейному бюджету обходится в 150 рублей (проезд на «Неве-1» стоит 42 рубля) . Социальный автобус, который пустили от Кронштадта до "Черной речки", транспортную проблему не исправил. Ходит редко и не соблюдает расписание" – рассказывают местные жители. Та же самая беда — у жителей Ломоносова, часть из которых работает в Кронштадте. Им добираться на работу приходится «через Америку»: на электричке или маршрутке до Питера, потом на метро, а затем опять на маршрутке до острова.
Проблема будет снята, когда откроется движение по дамбе, соединившей остров Котлин с поселком Бронка (не раньше 2012 года), или хотя бы по технологическому тоннелю. Как заявили в "Дирекции КЗС Минрегиона России", сейчас в тоннеле на Кронштадт со стороны Бронки монтируются системы вентиляции, огнезащиты и другие инженерные системы. На сегодняшний день проезд по нему разрешен только автомобилям экстренных служб. Чиновники обещают, что без ограничения проезд начнет работу осенью. Пока же жителям Кронштадта и Ломоносова остается лишь ждать у моря погоды.
Справка:
За последние 20 лет в России не было построено ни одного парома. На сегодняшний день ни одна судоходная компания в Санкт-Петербурге не имеет в своем управлении судов подобного класса.
Владимир Орехов,
"Фонтанка.ру"