Где танцевать и петь в караоке, куда приедут Muse и участники проекта «Человек.doc», зачем люди ежедневно снимают себя на камеру, как попасть в норвежскую деревню и скачать кино с торрент-трекера, не нарушив авторские права. Наиболее важные события культурной жизни Петербурга этой недели: самые интересные, на взгляд наших обозревателей, новые выставки, концерты, театральные и кинопремьеры.
Понедельник 16 мая
В Большом театре кукол – торжественный день: знаменитый кукольный театр празднует свое 80-летие. Юбилейная дата совпала с другой важной годовщиной – нынче исполняется 75 лет со дня рождения Виктора Сударушкина, легендарного руководителя коллектива, полководца его главных художественных побед. В 17.30 на фасаде БТК откроют мемориальную доску, посвященную Виктору Сударушкину, а в 18.00 театр покажет премьеру. «Покаяние и прощение» – новый спектакль нынешнего главного режиссера БТК Руслана Кудашова, поставленный по мотивам пушкинских «Повестей Белкина». Работа с таким литературным источником и таким названием у Кудашова уже была – в Театре-студии Светланы Крючковой, но тот спектакль был сугубо драматическим. Жанр новой версии на афише обозначен причудливей: «Фантасмагорическая оратория для хора и театра марионеток».
Малый зал Филармонии решился на интересный ход – предоставляет сцену петербургским студентам творческих вузов. Проект называется «Open Door», и в данном случае можно уверенно говорить, что Филармония не чурается площадного искусства. Будет показан моноспектакль «Магбет» (именно так, через «г»), музыку к которому сочинила молодой композитор Настасья Хрущева, а стихи – внимание! – Леха Никонов, лидер «Последних танков в Париже», главной контркультурной панк-группы в России. Он же собственной персоной и выйдет на филармоническую сцену. Начало в 19.00.
Еще один фестиваль современного танца открывается в Петербурге – на этот раз на сцене театра «Лицедеи». На фестивале OKNO выступят разноликие активисты современного пластического искусства: новосибирец Александр Андрияшкин с интерактивным перформансом «Я попробую», петербуржцы «Гильдия» с мини-спектаклем «Неразлучники» по хармсовским мотивам, ярославская труппа «Граффити» с опусом «Inжир», питерский хореограф Константин Кейхель с миниатюрой на музыку мистика Георгия Гурджиева и многие другие. Начало в 20.00.
На фестивале «Радуга» в ТЮЗе два любопытных показа. Сначала – «Запертая дверь» по пьесе Павла Пряжко, постановка Дмитрия Волкострелова, лауреата петербургской премии «Прорыв» в номинации «Лучшая режиссура». Спектакль, непринужденно сочетающий два плана действия – живой план и видеопроекцию, приглашает всмотреться в окружающую нас обыденность, дабы обнаружить в ней гротеск и смутную загадку, не подлежащую разгерметизации. Начало в 17.00. «Экспонаты», приезжающие из уральского Прокопьевска, поставлены москвичом Маратом Гацаловым, и этот спектакль традиционнее и проще. Социальная мелодрама Вячеслава Дурненкова, скверный анекдот из жизни современной российской провинции, разыграна в жанре фотореализма – и не всегда это выглядит убедительно. Начало в 19.00.
Вторник 17 мая
В Эрмитаже открывается выставка «Пути Аравии. Археологические сокровища Саудовской Аравии». 400 вещей – от палеолита до начала ХХ века – представляют традиции и искусство страны, которая на протяжении тысячелетий связывала культуры Месопотамии, Египта, Индии и античного мира, а в исламский период стала центром паломнических путей, ведущих к священным городам, Мекке и Медине. Тема дорог, торговых и религиозных контактов, вокруг которой построена выставка, лучше всего отражает историю Саудовской Аравии.
В Концертном зале Мариинского театра выступает Николай Цнайдер. Известный петербургской публике как великолепный скрипач, этот датчанин с недавних пор активно утверждает себя на дирижерском поприще. Минувшей осенью он был назначен главным приглашенным дирижером Симфонического оркестра Мариинского театра. В преддверии фестиваля «Звезды белых ночей» Цнайдер продирижирует сочинением из эксклюзивного репертуара своего прямого начальника Валерия Гергиева – Первой симфонией Густава Малера. Начало в 19.00.
В галерее «Борей» начинают работу две новые выставки, обе посвящены городской теме. «Облакофабрика» Михаила Гнедина – картины и объекты, представляющие индустриальную мифологию нового «каменного века» городских окраин: современный мир сделан из бетона и пластмассы, а облака берутся из заводских труб. Фотовыставка Евгения Лукинского «Вглядываясь в иное» показывает необычные места Петербурга: забытые вагоны на железнодорожных путях, вросший в землю автомобиль, остовы недостроенных зданий, линии электропередач – и видит в них стихийный прорыв жизни сквозь мертвую материю городской среды.
Фестиваль «Радуга» в ТЮЗе движется к финалу. На малой сцене в 17.00 покажут спектакль «Начало» («Beginning») финского театра из города Оулу, поставленный молодым британским режиссером Александром Эвансом. А в 19.00 вампиловское «Предместье» в постановке Михаила Скоморохова на большой сцене сыграют артисты Пермского ТЮЗа.
Музей Набокова приглашает на выставку «Весна графического дизайна». Автопортреты в технике «трафарет» и экспериментальные работы в различных авторских техниках выполнены студентами-магистрами Факультета искусств СПбГУ – вещи равно учебные и творческие. Отдельный зал посвящен творчеству Татьяны Горшенковой (1985-2010).
Среда 18 мая
В книжном магазине «Порядок слов» Феликс Якубсон впервые в Петербурге покажет свой фильм «Дневники счастливого человека». Режиссер научно-популярного кино решил перековаться в документалиста, а заодно с документальными лентами стал снимать на камеру всё вокруг, фиксировать действительность, не придумывая никакого сюжета. А из этих видеодневников вдруг сложился портрет времени – то ли нужные люди попадали в кадр, то ли дневники велись достаточно долго, то ли камера просто оказалась в руках у талантливого человека. Начало в 19.30.
В Концертном зале Мариинки Николай Цнайдер проводит второй вечер, посвященный музыке Густава Малера, – под его управлением звучит Пятая симфония композитора. Начало в 19.00.
Музей-институт семьи Рерихов представляет выставку «Тибет. Мечты и реальность»: фотохроника экспедиций Рерихов и Александры Давид-Неэль, страстной путешественницы и исследовательницы Тибета, отражает ощущения западных людей, потрясенных и зачарованных встречей с буддизмом, его культурой и наследием.
На экраны выходят «Пираты Карибского моря: На странных берегах» («Pirates of the Caribbean: On Stranger Tides») – четвертая часть самой успешной франшизы 2000-х лишилась многих действующих лиц: из проекта ушли режиссер Гор Вербински, предпочтя проверенному успеху мультик «Ранго», Кира Найтли и Орландо Блум. Остался один Джонни Депп, да и тот пару раз проговаривался, что устал изображать психованного капитана-пирата. Продюсерам же всё божья роса – планируют снять еще две части продолжения. Ну и правильно, глупо душить курицу, которая несет золотые яйца. Пусть лучше она помрет от старости.
В кинопрокате стартует отечественная комедия «Суперменеджер, или Мотыга судьбы» – очередной фильм об офисном рабстве и хипстерском бунте, неистовом и беспощадном. С характерным слоганом «Офисы – хоббитам». И снова – как и в недавнем «Гоп-стопе» – сказка: про двух братьев, толкиениста и менеджера среднего звена, которые объединяются во имя свободы от компьютеров, денег и прочей ненужной ерунды.
Четверг 19 мая
В Доме кино начинается показ очередной серии короткометражек «Future Shorts», на этот раз посвященной наступающему лету. В программе: британские фильмы «Средней прожарки» («Medium Rare») и «Дети могут летать» («Kids Might Fly»), составленный из съемок подручных предметов канадский мультик «Костяное перо» («Bonefeather»), «оскароносное» австралийское «Потерявшееся существо» («The Lost Thing») и еще несколько короткометражных анимационных лент.
В Мраморном дворце открывается выставка произведений из коллекции Нади Брыкиной, которой принадлежит галерея современного искусства в Цюрихе. Название «Неофициальная встреча» указывает на состав художников, среди коих есть известные нонконформисты, в основном абстракционисты: мастер символических пейзажей Игорь Вулох, экспрессивный «структуралист» Юрий Злотников, знаток формальных контрастов Валерий Юрлов, советский наследник Пикассо Анатолий Зверев и другие.
На сцене Большого зала Филармонии писатель, пианист, чтец и один из величайших отечественных дирижеров прошлого века Геннадий Рождественский отмечает свое 80-летие в компании лучших молодых певцов города: вместе с другими солистами Олеся Петрова и Петр Мигунов примут участие в петербургской премьере бетховенской Девятой симфонии, переоркестрованной Густавом Малером. Начало концерта, открывающего традиционный летний филармонический фестиваль «Музыкальная коллекция», в 19.00.
В Доме Бенуа в рамках проекта журналиста Сергея Полотовского «Несколько хороших парней» состоится встреча с театральным и музыкальным критиком Дмитрием Ренанским. Речь пойдет об опере, о том, как различается восприятие этого театрального жанра в России и Европе, какие подводные течения и конъюнктуры управляют отечественным оперным процессом и куда этот процесс ведет. Начало в 20.00.
Лофт-проект «Этажи» приглашает на большую выставку художников-«металлистов» «Пролом». Диджейский пульт и люстра из советских трансформаторов, торшер из токарного станка (Яков Мерхен и фабрика Jacob's Machines), скульптуры из паяльников и пружин (Андрей Сазонов), забавные роботы из гаечных ключей, гвоздей и другого хлама (Василий Чуйков) – переработанный металл подвергается разнообразным трансформациям, а удивляет, прежде всего, неистощимая фантазия авторов.
Собственно, на этот день назначена революция – так и знайте. Впервые в истории большая кинокомпания – Paramount Pictures – решила выпустить фильм на экраны не кинотеатров, а компьютеров. И объявила, что свой очередной релиз – австралийский триллер «Тоннель» («The Tunnel») – собственными руками выложит в торрент-сети. Пока прочие ужесточают законы по борьбе с пиратством и собирают по рублю с каждой проданной «болванки», особенно прозорливые продюсеры понимают, что против нового времени не попрешь, и пытаются пристраиваться: пусть это и бьет по их карману.
Музей петербургского авангарда показывает выставку Михаила Карасика «Археология авангарда». От Средней Азии, где побывали многие художники революционной эпохи, до «Черного квадрата», от советских самолетов до старых дверей – в своих объектах Карасик проводит интеллектуальные «раскопки» наследия русского авангарда.
В ДК «Выборгский» запланирован показ спектакля московского Театра им. Станиславского «Хлестаков», обставленный с невероятной помпой, явно не соответствующей масштабу этого события. Спектаклю – 15 лет, когда-то с него началось сотрудничество режиссера Владимира Мирзоева и актера Максима Суханова. В середине 90-х всё это было в новинку: и что гоголевского «Ревизора», оказывается, можно поставить как абсурдистскую фантасмагорию, и что Хлестаков может оказаться странным дауноподобным субъектом – то ли большим ребенком, то ли монстром. Ныне Мирзоев и Суханов настолько вышли в тираж со своими однообразными фокусами, что диву даешься: кому и зачем нужны эти гастроли? Начало в 19.00.
В галерее «МАрт» можно увидеть живопись Николая Богомолова: округлые формы и светлые, будто перламутровые, цвета выстраиваются в разнообразные композиции, а фактура в виде сеточки беспорядочных линий создает ощущение «состаренности» – картины привлекают взгляд, но в то же время выглядят холодными и отстраненными. Не случайно у Богомолова есть сюжет «Заснеженный натюрморт».
На сцене Театра комедии гастролирует зачастивший к нам Приморский театр им. Горького. Собственно, по названиям спектаклей – «Tovarich» и «Жена, любовница, сиделка» – можно сложить некое представление о художественной программе и эстетических предпочтениях гастролера. Худрук театра Ефим Звеняцкий в интернете хвастает: «Мы можем, к счастью, позволить себе дорогое оформление, роскошные костюмы. И это для нас принципиально». Начало спектаклей дорогих и принципиальных товарищей в 19.00.
Пятница 20 мая
В СКК «Петербургский» – концерт звездной британской группы Muse, она играет помпезный стадионный инди-рок (получили «Грэмми», попали в Книгу рекордов Гиннесса и т.д.). За беззастенчивый размах группу многие недолюбливают, впрочем, невозможно спорить с тем, что она дает эталонные шоу-концерты, и поприсутствовать на ослепительном победоносном шествии под жужжание электрогитары – опыт не из бессмысленных. Начало в 20.00.
Узнать подробности
В Доме кино впервые в Петербурге покажут фильм Павла Костомарова и Александра Расторгуева «Я тебя люблю», участвовавший в этом году в программе Роттердамского фестиваля. Документалисты Расторгуев и Костомаров устроили в Ростове-на-Дону самый настоящий кастинг, отсмотрели несколько сотен местных безумцев, словно из шоу «Минута славы», отобрали несколько молодых людей и раздали им камеры. С одним условием: снимать всё как есть, не притворяться и просто фиксировать то, что с ними ежедневно происходит. А из отснятого материала режиссеры сами смонтировали кино. Начало в 21.00.
Музыкальный театр «Зазеркалье» выпускает первую после капитального ремонта здания полномасштабную оперную премьеру – «Волшебную флейту» Моцарта в постановке Александра Петрова и сценографии Владимира Фирера. К этому названию художественный руководитель и главный режиссер театра планировал обратиться еще до реконструкции, но в итоге одно из главных сочинений мирового оперного репертуара пополняет афишу уже обновленного «Зазеркалья». Начало в 19.00.
В Мюзик-холле с сольным концертом выступает легендарный французский аккордеонист Ришар Гальяно – ученик и друг Астора Пьяццоллы, переработавший едва ли не со всеми крупными джазовыми звездами от Чета Бейкера и Яна Гарбарека до Бобби Макферрина. Гальяно сыграет музыку Баха и Пьяццоллы. Начало в 19.00.
В киноцентре «Родина» стартует анимационный фестиваль Linoleum. Программу собрали так, чтобы она повторялась каждый день и лучшие мультики смогли увидеть все: покажут избранные фильмы фестиваля за пять лет его существования, блок анимации только для взрослых и, конечно, чтобы не оставлять самых маленьких за бортом, детскую программу.
На три дня Петропавловская крепость превратится в средневековую норвежскую деревню с походными шатрами, торговыми лавками и мастерскими ремесленников – благодаря историческому фестивалю «Легенды норвежских викингов». Реконструкция боев, турниры по метанию топоров и стрельбе из лука, исторический фильм о викингах и даже дегустация селедки по старинным норвежским рецептам – фестиваль проходит в формате living history, основанном на достоверной реконструкции прошлого, и вполне способен перенести из XXI столетия в Х век.
В «ГлавClub» играет трип-хоп-дуэт Lamb, последователи Massive Attack и Portishead. После распада группы и нескольких сольных проектов они решили воссоединиться и записать альбом «5», впрочем, нынешний тур анонсировали как последний. Начало в 20.00.
В галерее Anna Nova открывается выставка видео и инсталляций Марьи Дмитриевой «Пустое место». Это – путешествие по снам, где царствуют свет, холод, вербальный и визуальный потоки сознания, а также Фрейд, превративший пустоту в образ страха.
Суббота 21 мая
И снова состоится «Ночь музеев», в которой примут участие более 60-ти петербургских музеев, галерей, выставочных залов и библиотек. Сквозной мотив – космос, и музеи предлагают множество вариаций на заданную тему: от фантастических «звездолетных» проектов 1930-х (Музей Кирова) до почвы на Марсе (Музей почвоведения), от Суворова в космосе (Музей Суворова) до звучащей астрономии (Публичная библиотека), от искусства русского космизма (арт-центр «Пушкинская, 10») до митьковского космоса («Митьки-арт»). Впервые распахнет свои двери новый арт-лофт в помещении Завода им. Степана Разина. Ряд музеев предлагают программы для желающих успеть на метро (с 18 до 23 часов), другие будут открыты с 21.00 до 6 часов утра – везде можно будет пройти по единому билету. Ночью будут курсировать шесть линий бесплатных автобусов. Единственная незадача – мосты уже разводят, и необходимо заранее выбрать район для личной культурной бессонницы.
«Ночью музеев» в Петербурге открывается новая выставочная площадка – и довольно большая: 4000 квадратных метров. Лофт Rizzordi Art Foundation разместился на бывшей производственной площади Пивного завода им. Степана Разина, что невольно наводит на ассоциации с уже знаменитым московским культурным центром «Винзавод». В новом лофте стартует фестиваль стрит-арта, уличного искусства, в котором примут участие всемирно известные художники: Филти Люкер, Мият Бабич, Пеета.
На Исаакиевской площади впервые в Петербурге пройдет праздник караоке. Все желающие смогут потренироваться в искусстве спонтанного пения, а также послушать, насколько успешны в нем Олег Кваша, Татьяна Буланова, Игорь Корнелюк и депутаты Законодательного Собрания. Начало в 17.00.
Следующий спектакль проекта «Человек.doc» на гастролях в лофт-проекте «Этажи» – «Удивительное путешествие Гермеса Зайготта в Америку». Почти детективная история о том, как художник Зайготт работал таксистом, сидел в тюрьме и психушке, играл на флейте и тусил с Вуди Харрельсоном и Жанной Агузаровой, инсценирована Владимиром Забалуевым, поставлена одним из самых многообещающих молодых московских режиссеров Юрием Муравицким, а в роли Гермеса Зайготта… сам Гермес Зайготт. Начало в 20.00.
В клубе «Цоколь» играют The Retuses, молодая русская группа, сочиняющая уютный инди-фолк в сопровождении укулеле. Начало в 20.00.
В театре «Приют комедианта» – премьера. Молодой режиссер Николай Дрейден дебютирует на театральной сцене постановкой купринской «Олеси». В спектакле заняты молодые актеры додинского МДТ: Дарья Румянцева, Алексей Морозов и Олег Рязанцев. Начало в 19.00, на следующий день, 22 мая, в то же время.
Воскресенье 22 мая
Очередной спектакль проекта «Человек.doc» в лофт-проекте «Этажи» посвящен художнику и модельеру Александру Петлюре. Как и большинство героев проекта, в спектакле он играет себя сам, приносит с собой кучу мусора и, разбирая кучу по вещичке, любовно рассуждает о каждой. Из рассуждений рождается история – то ли отдельно взятая биография, то ли история страны. Пьесу с красивым названием «Театр-хуятр на славянский, б…дь, манер» написали Алексей Зензинов и Владимир Забалуев, а поставил режиссер Владимир Агеев. Начало в 20.00.
В Концертном зале Мариинского театра в преддверии фестиваля «Звезды белых ночей» выступает выдающаяся французская арфистка Мари-Пьер Лангламе. Первая арфа Берлинского филармонического оркестра привозит в Петербург жемчужины французского импрессионизма – концертные сочинения Равеля и Дебюсси для арфы и камерного ансамбля. Начало в 19.00.
В клубе Place выступают шведы Bondage Fairies. Играют они костюмированный веселый дископанк – вариант для танцев довольно беспроигрышный. Начало в 20.00.
Над материалом работали: Егор Галенко (современная музыка), Ольга Лузина (выставки), Андрей Пронин (драматический театр), Дмитрий Ренанский (опера и академическая музыка), Иван Чувиляев (кино).
Количество символов после анонса означает рейтинг ожиданий обозревателя: по пятибалльной шкале.
Фото: пресс-служба Большого театра кукол, onteatr.ru, пресс-службы Государственного Эрмитажа, галереи «Борей», Музея-квартиры В.В. Набокова, wordorder.ru, Disney Enterprises, INC. and Jerry Bruckheimer, INC., futureshorts.com, philharmonia.spb.ru, steampunker.ru, teatr-stanislavsky.ru, sagatwilight.ru, jazzru.wordpress.com (Анна Филипьева), пресс-служба галереи Anna Nova, praktikatheatre.ru, myspace.com/bondagefairiessweden.
«Фонтанка.ру»