В ночь с субботы на воскресенье старушка Европа, словно дитя малое, в 56-й раз играла в ТВ-погремушку под названием «Евровидение-2011». Уж сколько раз твердили миру, что конкурс этот пустой, нелогичный, «самопальный», однако телевизионная аудитория чудовищно растет, рейтинги зашкаливают, бюджеты пухнут, 43 страны голосуют в прямом эфире, страсти кипят – старушка Европа жжет в ночи! А то, что год за годом гора «Евровидения» рожает мышь (вот опять ни хита, ни звезды), это, по большому счету, никого не волнует, потому что шоу сие изначально не ставит целью произвести на свет что-то по-настоящему талантливое, какую-то культурную ценность. Тут другой посыл – закатить такой еврокарнавал, в котором, благодаря волшебной силе ТВ и Интернета, каждый из нас мог бы голосовать, болеть за своих, хвалить или ругать участников, и таким странным образом почувствовать себя частью некоей общности по имени «Европа».
Назло надменному соседу
Вот и в этот раз было все, как всегда. Российскому участнику Алексею Воробьеву предсказывали высокое место, готовили его по всем законам нынешнего шоу-бизнеса. Заказали песню всемирно известному продюсеру Реду Вану (везде назойливо подчеркивалось: он работал с самой Леди Гага), создали тепличные условия (Первый канал отправил Лешу, ставшего Алексом, на конкурс без отборочного тура), помогли с постановкой номера (на коньках, он, правда, не катался, зато сальто крутанул)… Итог плачевный – 16-е место из 25 финалистов. Европа не оценила ни песни, ни режиссуры, ни сальто, ни обаяния нашего «Воробушка». Российским меломанам к таким подножкам, конечно, не привыкать (Пугачева в свое время была 15-й, Киркоров – 17-м, так что у Леши солидная компания), да и выступил Воробьев в свою силу, вроде, парня упрекнуть не в чем. Поразило в этот раз другое: ни одна страна не дала нашему герою высшего балла - 12. Даже Белоруссия выдавила лишь 5 баллов, хотя все предыдущие годы по-соседски ставила российских певцов на первое место. «Надменного соседа» прокатили и Украина, Армения, Молдова, прибалтийские страны, в прежние годы симпатизировавшие России. И тут дело явно не в Воробьеве, а в отношении к нам. Неужели нас опять не любят?! Не будем спешить с выводами, оставим их политикам и социологам, но тенденция обозначена. Ведь другие соседствующие страны исправно поставляли друг другу баллы, доказывая свою дружбу навек.
Победитель просит автограф у проигравшего
Когда-то «Евровидение» явило миру группу «АББА», Хулио Иглесиаса, Селин Дион, но на сегодняшний день на конкурсе правят бал сюрпризы, неожиданности. В этот раз букмекеры и фанаты обожглись на молодом французском теноре Амори Вассили, которого прочили в победители (даже Киркоров, слывущий в России самым большим экспертом по «Евровидению», говорил в интервью «Фонтанке»: «Вот увидите, следующий конкурс пройдет в Париже!»), а месье загремел во вторую десятку. Трели парижского тенора не тронули сердца европейских телезрителей, да и сам на сцене Амори выглядел «заморенным», испуганным, тогда как настоящий звездный тенор должен блистать и парить…
Два года назад в Москве на «Евровидении» провалилась звезда мировой эстрады Патрисия Каас - она выглядела белой вороной в компании полусамодеятельных птенцов, заняв 8 место. В этот раз сия участь ждала британскую группу Blue, тех самых сладкоголосых парней, что в начале 2000-х продали 10 миллионов альбомов, пели с Элтоном Джоном, а потом распались. Нынче они снова сошлись, выбрав для триумфального возвращения многомиллионную ТВ-аудиторию «Евровидения», о чем теперь горько жалеют. А главное, кому проиграли!.. Несколько дней назад, приехав в Петербург, участник азербайджанского дуэта Элл и Никки 20-летний студент Эльдар Гасымов сказал мне, что в Дюссельдорфе мечтает познакомиться с музыкантами Blue, и, если удастся, взять у них автограф… А теперь Эльдар сам раздает автографы и интервью налево-направо, потому что дуэт Элл и Никки безоговорочно выиграл «Евровидение-2011». А у Blue 11-место, явный конфуз.
История азербайджанского дуэта весьма… Вот что рассказали новоиспеченные чемпионы в беседе с обозревателем "Фонтанки". В Азербайджане был долгий и изнурительный отбор, который длился несколько месяцев. Вначале из 120-ти претендентов были названы 77. В финал вышли пятеро, и каждый исполнял по четыре песни. Эльдар вместе с певицей Нигяр Джамал все это время выступали как солисты, но у жюри неожиданно появилась идея, назвав их победителями, объединить в романтический дуэт (хотя у Нигяр двое детей, она замужем, и вообще живет в Лондоне!). На том и порешили. Вскоре ребятам подобрали песню «Running Scared» шведского автора Стефана Орда. К моменту начала «Евровидения» в репертуаре дуэта, как была, так и осталась, только одна эта песня! «Running Scared» - хорошая баллада, но не назвать выдающимся хитом. Вокальными способностями Эдьдар и Нигяр не потрясали, были на конкурсе певцы поинтересней. Да и номер у азербайджанцев срежиссирован банально. Чем же они подкупили, «пробили» телезрителей? Искренностью, молодостью, романтичностью! Собственно, тем же самым, чем тронула год назад немецкая певица Лена, победившая на «Евро-2010». В 2011-м Лена вновь решила представить Германию, но, за год повзрослев, обросла манерами звезды, взяла в репертуар этакую «стильную» песню, и что-то главное пропало - у Лены только 10-е место.
«У нашего дуэта только одна песня…»
Во время недавнего визита Эдьдар и Нигяр в Петербург (они выступали на разогреве у группы De Fazz в «Главклабе») мы подружились с этими обаятельными ребятами, и после победы в Дюссельдорфе чемпионы по телефону с удовольствием ответили на вопросы "Фонтанки":
- Мы еще сами не верим в то, что произошло! Помните, в Питере мы говорили о том, что ни о каких местах не думаем, говорили, что конкурс этот всегда считался непредсказуемым, фавориты могут сдуться, а новички взлететь. Но мы вовсе не себя имели в виду. Просто каким-то чудом все повернулось в нашу пользу… Нам говорят, что весь Баку вышел в ночь с субботы на воскресенье на улицу, а до нас никак не доходит, что это мы подарили людям такую радость, что на будущий год «Евровидение» впервые пройдет в Азербайджане. Это такое счастье, когда ты не только сам побеждаешь, но делаешь счастливым миллионы людей…
- И все же, кто вы, откуда? Расскажите немного о себе.
Эльдар: Я родился в 1989 году в Баку, окончил общеобразовательную школу в 2006 году, затем поступил в Бакинский славянский университет, где и сейчас учусь в магистратуре, на факультете международных отношений. Как будущий дипломат, знаю несколько языков. Пение – моя страсть, а конкурс «Евровидение» - моя мечта.
Нигяр: Я родилась в Баку в 1980 году. В пять лет была солисткой детского ансамбля, окончила музыкальную школу. Но не решилась продолжить музыкальную карьеру, а поступила на факультет экономики. Затем вышла замуж и переехала в Лондон. Живу там уже на протяжении шести лет. Я домохозяйка, мать двоих детей, обе - девочки. На протяжении десяти лет я хотела попасть на «Евровидение», с тех пор, как в 2000 году увидела, как там выступала Алсу, которая представляла Россию. В прошлом году я решила, что хватит мне смотреть «Евровидение» на экране ТВ, собралась и поехала из Лондона в Баку. Вместе со своими дочками – им сейчас пять лет и три с половиной…
Эльдар: В прошлом году я подал заявку на участие в конкурсе «Евровидение». На протяжении трех месяцев мы каждую неделю боролись за то, чтобы пройти отборочное сито, попасть в полуфинал, потом в финал, куда вышли пятеро. В конце концов, мы получили с Нигяр один счастливый билет на двоих… Нас часто спрашивают: «Вы играете в любовь на сцене или что-то есть между вами?» Отношения у нас самые дружеские. Мы общаемся с удовольствием, с юмором, нам интересно узнавать друг друга, это помогает и на сцене создать необходимый образ. Недавно я познакомился с мужем Нигяр. Он очень достойный человек, но СМИ ошибаются, называя его продюсером нашего дуэта.
- Представьте свою конкурсную песню.
Эльдар: Если перевести на русский, то она называется «Бежать без оглядки...» Мы поем о боязни потерять человека, который тебе очень близок. Есть такая фраза: «Боюсь дышать, чтобы не спугнуть!» - она очень точно передает состояние лирического героя песни.
Нигяр: В наше время настолько сложно встретить человека, который тебе по-настоящему близок, настолько сложно встретить настоящую любовь… Об этом мы тоже поем. Очень хотелось бы, чтобы слушатели нашли кусочек своей жизни, отраженный в этой балладе.
- Пока у вас всего одна песня… Что будет дальше с вашим дуэтом?
- У нас просто ни секунды не было подумать об этом! Конечно, теперь, после победы, мы бы не хотели расстаться друг с другом.
Михаил Садчиков, «Фонтанка.ру»
Фото Михаила Садчикова-младшего