Как справлять День Победы, где посмотреть спектакль Ли Бруера, новую «Анну Каренину» и «Богему», как поздравить Татосова с юбилеем, куда пойти послушать органиста Эскеша, «Дочь Монро и Кеннеди» и East 17, что самое главное на фестивале SKIF, где выставляют бодхисатв, а где лаковые миниатюры. Наиболее важные события культурной жизни Петербурга этой недели: самые интересные, на взгляд наших обозревателей, новые выставки, концерты, театральные и кинопремьеры.
Понедельник 9 мая
В честь Дня Победы в государственных кинотеатрах Петербурга устраивают мемориальные сеансы с показами советской военной киноклассики. С 12.00 в Михайловском саду будут играть военные оркестры и исполняться песни военных лет, на открытой танцплощадке можно вальсировать, а одиноким ветеранам партнерство в танце предложат суворовцы и старшеклассницы гимназий. А в 18.00 на Дворцовой площади начнется праздничный концерт с удивительно пестрым составом участников: тут и солисты Мариинки, и Александр Розенбаум, и Тамара Гвердцители, и Елена Ваенга, и Витас, и даже артист из Мариуполя по фамилии Бублик.
Пожалуй, самый трогательный концерт в честь 9 Мая дают молодые актеры Большого театра кукол – ученики главного режиссера театра Руслана Кудашова. Их программа «Минуты жизни» составлена из старых советских песен о Великой Отечественной, причем песни не просто поются, но превращаются в маленькие спектакли. Налицо преемственность поколений и бережно сохраняемая память о былых подвигах – лучшего подарка для ветеранов не придумать. Начало в 19.00.
Один из старейших петербургских актеров Владимир Татосов, известный и любимый по множеству ролей в театре и кино, празднует двойной юбилей – 85 лет жизни и 65 лет творческой деятельности. По этому случаю театр «Приют комедианта» устраивает Татосову бенефис в спектакле «Сбитый дождем», а на следующий день, 10 мая, в Доме актера им. Станиславского (Невский проспект, 86) состоится торжественный вечер «В вашу честь», посвященный юбиляру. Начало и спектакля, и вечера – в 19.00.
Союз художников празднует годовщину Победы открытием тематической выставки, на которой покажут живописные, графические и скульптурные работы. Также в 17.00 здесь состоится концерт военного оркестра.
Вторник 10 мая
В Большом зале Филармонии открывается 47-й по счету Международный фестиваль «Петербургская музыкальная весна», традиционно посвященный музыке композиторов города на Неве. В программе концерта: мировая премьера новой, 24-й, симфонии патриарха петербургской композиторской школы Сергея Слонимского, Концерт для фортепиано и скрипки безвременно ушедшего из жизни нынешней зимой Бориса Тищенко и исполнение Фортепианного концерта Андрея Петрова, приуроченное к 70-летию со дня рождения композитора. За пультом Второго филармонического оркестра – маэстро Владимир Альтшулер (на фото). Начало в 19.00.
В Союзе художников открываются две выставки. На первой можно увидеть реалистические натюрморты Елены Якуничевой, на которых предметы разыгрывают замысловатые и эффектные псевдоаллегорические сцены. Вторая, «Бумажный ветер», представляет работы Елены Галеркиной и ее учеников: пейзажи и натюрморты, жанровые и литературные сюжеты, воплощенные с помощью бумаги и картона.
Среда 11 мая
Михайловский театр представляет оперную премьеру: «Богему» Джакомо Пуччини выпускает известный петербургской публике по нашумевшей (и принесшей театру первую в его истории «Золотую маску») постановке «Иудейки» Галеви французский режиссер Арно Бернар. Впрочем, на этот раз постановщик не стал актуализировать сюжет, а ограничился пересказом мелодрамы средствами визуального театра. В Петербурге давно не появлялось оперных спектаклей такой красоты и поэтичности. В главных ролях под чутким руководством главного дирижера Петера Феранеца на сцену выйдут молодые звезды стремительно обновляющейся труппы – особое внимание следует обратить на баритона Бориса Пинхасовича, обладающего потенциалом выдающегося лирического музыканта. Начало в 19.00.
В кинотеатре «Аврора» наконец начинают показывать «Анну Каренину» Сергея Соловьева – снятый уже два года назад, но так по разным причинам и не вышедший на экраны фильм. «Каренина» – очередной opus magnum режиссера, над которым Соловьев работал чуть ли не двадцать лет. И смог-таки прочесть самый экранизируемый роман по-новому: здесь на первом плане не столько даже Каренина – Татьяна Друбич, сколько Каренин – Олег Янковский – не едкий старикашка, а честный человек, в самом расцвете сил и способный на мужественный поступок.
Арт-клуб D-137 открывает проект «Немецкое кино: в рамках жанра» и приглашает на выставку «Марлен Дитрих – легенда в фотографиях». Несколько десятков редких архивных снимков, сделанных известными фотографами, отражают разные моменты жизни актрисы с 1906 по 1959 годы. Тут отыщутся и студийные портреты, поставленные самой Дитрих, и фотографии со знаменитыми современниками – от Эриха Марии Ремарка и Жана Габена до Йозефа фон Штернберга и Фрица Ланга. В день открытия выставки в 19.30 пройдет показ фильма «Голубой ангел» («Der blaue Engel»), в котором Дитрих сыграла свою первую звездную роль.
В кинотеатре «Без попкорна» (улица Белинского, 9) самый независимый и, как следствие, самый плодовитый петербургский режиссер Константин Селиверстов впервые покажет свой новый фильм «Женщины: искусство обольщения». Он сделан по тем же лекалам, что и самая известная картина Селиверстова, «Женитьба»: непридуманные истории из личной жизни обывателей. Начало в 20.00.
В Концертном зале Мариинского театра после длительного перерыва выступает один из лучших молодых дирижеров Петербурга – стремительно делающий западную карьеру Михаил Агрест (на фото). В программе его симфонического вечера: редко звучащие на отечественной сцене симфонические поэмы Отторино Респиги «Фонтаны Рима» и «Пинии Рима» плюс раритетная «Messa di Gloria» Пуччини. Начало в 19.00.
В клуб «Зал ожидания» приезжает группировка Naughty by Nature – хип-хоп они читают уже 20 лет, недавно после долгого молчания выпустили новый альбом. От большинства собратьев их отличают отсутствие агрессии и общий благостный настрой. Начало в 20.00.
Четверг 12 мая
В Доме кино начинают показывать «Служанку» Им Сан Су – ремейк классической корейской ленты про барышню-гувернантку, становящуюся любовницей своего хозяина. В прошлом году «Служанка» боролась за «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах, но ожидаемо проиграла «Дядюшке Бунми»: новый фильм всегда лучше даже самого старательного ремейка. Хотя «Служанку» тогда все кому не лень и хвалили, ибо на фоне пресной конкурсной программы она выглядела пиршеством духа, а самого Им Сан Су окрестили «корейским Альмодоваром». Что, конечно, лишнее подтверждение старомодности фильма – пусть и в лучшем смысле слова.
Таллиннский Linnateater под руководством режиссера Эльмо Нюганена показом своего замечательного спектакля «Мы, герои» по пьесе Лагарса в прошлом году задал фестивалю «Радуга», который проводит петербургский ТЮЗ, очень высокую планку. Нынешняя «Радуга» открывается новой работой Нюганена «Красные носы» («Jumala Narride Vennaskond»), составляющей с «Героями» дилогию. На этот раз в основе – произведение британского драматурга и сценариста Питера Барнса на сюжет из эпохи Средневековья, однако о прошлом спектакле напоминают и полифоническая структура действия, и место действия – Европа в смуте, и ключевые персонажи – бродячие комедианты, и трагическая развязка. Важное различие – в нынешнем многочасовом опусе заняты преимущественно совсем молодые актеры, студенты Нюганена из Эстонской музыкальной академии. Начнется спектакль в 19.00, а закончится – внимание! – незадолго до полуночи.
В арт-клубе D-137 продолжается проект «Немецкое кино: в рамках жанра». Показывают «Солино» («Solino»), самый известный и самый смотрибельный фильм главного фестивального немецкого режиссера Фатиха Акина – о буднях итальянских эмигрантов в Германии. Начало в 19.30.
В Малом зале Филармонии ансамбль «Дивертисмент» во главе с основателем и бессменным художественным руководителем Ильей Иоффом представляет элегантную программу обработок и транскрипций сочинений великих композиторов прошлого. Событие вечера – исполнение Сарабанды из баховской ми-минорной клавирной партиты, аранжированной для струнных Леонидом Десятниковым: это сочинение впервые прозвучало в Петербурге минувшей зимой в исполнении оркестра Гидона Кремера и с тех пор не появлялось в концертах. Начало в 19.00.
В кинопрокат выходит «Я тоже тебя люблю» («I Love You Too») – австралийская романтическая комедия (редкий фрукт в наших широтах) про стеснительного влюбленного, впрочем, весьма ординарный образчик жанра ромкома. Хотя есть здесь кайф и для гурманов: в роли лучшего друга главного героя выступает главный карлик европейского кинематографа, специально приглашенный Питер Динклейдж.
В «ГлавClub» (Кременчугская улица, 2) выступает Bonobo – даунтемпо-ансамбль под предводительством англичанина Саймона Грина, одна из козырных карт лейбла Ninja Tune, задававшего тон в музыке 90-х. Собственно, кроме презентации альбома «Black Sand» Грин обещает на концерте какие-то поздравления и славословия в адрес упомянутого лейбла. Начало в 20.00.
В прокат выходят «Храбрые перцем» («Your Highness») – комедия создателя «Ананасового экспресса» Дэвида Гордона Грина. С самой некомедийной актрисой – Натали Портман – в одной из ролей. Хотя ее участие можно списать на реабилитацию после «Черного лебедя». В остальном же всё на местах: главные герои – полудурки в исполнении Дэнни МакБрайда и Джеймса Франко, сюжет вращается вокруг путешествия средневековых рыцарей во дворец злого волшебника и нашпигован шутками ниже пояса по самое не могу.
В Музее истории религии начинает работу выставка «Многоликая Каннон: Образы бодхисатвы милосердия в России и Японии», на которой покажут работы японского художника Вады Касуми и вещи из собрания музея. Изображения божества Каннон (в Китае Гуаньинь) очень распространены в буддийской традиции – этот бодхисатва в виде женщины, которую изображали с четырьмя, восемью и тысячей рук, а также с одиннадцатью ликами, почитался как покровитель женщин, детей, помощник в родах и спаситель от разных бедствий.
В СКК «Петербургский» – фестиваль «Петербургский пикник», который задуман с благородной целью научить горожан правильно отдыхать на природе. Концерт, конкурсы, викторины, активные – классики, скакалка, резиночка – и настольные игры, спортивные аттракционы, единоборства, дегустации, ярмарка, мастер-класс по розжигу самоваров и кузнечному делу и даже роспись мусорного бака – создается впечатление, будто организаторы сами не уверены, что есть способ заставить нашего человека отдыхать культурно, и собрали в кучу всё что только придумали.
Начиная музыкальную карьеру, актер Гоша Куценко обмолвился, что хочет быть как Мик Джаггер. Не ясно, ирония это или нет, но в Петербурге он будет выступать именно в клубе Jagger – с программой из альбома «Май Ворлд». Начало концерта в 20.30.
Пятница 13 мая
Приятный сюрприз, приготовленный фестивалем «Радуга», – приезд в Петербург живого классика американского театра, руководителя знаменитой нью-йоркской компании Mabou Mines Ли Бруера. 74-летний гуру театрального постмодерна не только проведет в Петербурге мастер-класс, но и покажет одну из своих недавних работ. Нет, не «Трамвай “Желание”», поставленный им в «Комеди Франсез», а «Проклятье голодающего класса» – спектакль по пьесе Сэма Шепарда, выпущенный прошлой осенью (вот только не смейтесь) в саратовском ТЮЗе. Слабонервных просим остаться дома: кое-кого из зрителей по ходу действия немножко расстреляют. Остальным добро пожаловать в ТЮЗ петербургский, начало в 19.00.
В клубе «Шум» концертирует группа «Дочь Монро и Кеннеди». В начале 2000-х ей выдавали щедрые и заслуженные авансы, сравнивая то с Егором Летовым, то с Ильей Лагутенко. Солистка Светлана Чапурина, виртуозно владеющая домрой, в какой-то момент неожиданно прервала музыкальную деятельность и лишь совсем недавно вернулась на сцену. Начало в 20.00.
В Центре современного искусства имени Сергея Курехина – первая ночь Международного музыкального фестиваля SKIF-15. Хедлайнером заявлен Сумах Валентайн, он же Gonjasufi, житель Лас-Вегаса, в свободное от музыки время подвизающийся инструктором по йоге. Автор одного из лучших альбомов прошлого года «A Sufi and a Killer» («Суфий и убийца») в Петербурге сыграет свои песни с живым рок-составом. Начало программы фестиваля в 20.00.
В Концертном зале Мариинского театра после трехлетней паузы к зрителю возвращается один из лучших петербургских оперных спектаклей последних лет – «Бенвенуто Челлини» Берлиоза в провокационной, но невероятно талантливой постановке молодого режиссера Василия Бархатова. Спектакль стоит посмотреть еще и за тем, чтобы оценить, как удачно можно взаимодействовать с не слишком подходящим для театральных целей пространством «Мариинки-3». Работу художника Зиновия Марголина иначе как эталонной не назовешь. Начало в 19.00.
В клубе «Космонавт» выступает определяющая электроклэш-формация 2000-х Ladytron, они сыграют «Best of», отчетный концерт за декаду, – от первых простых синтезаторных мелодий, опиравшихся на находки группы Space, до последних вещей, кокетливо отсылающих к шику а-ля Comme des Garçons. Начало в 20.00.
В Эрмитаже открывается выставка «Русские художественные лаки XVIII-XX веков». От китайских лаковых вещиц XVII века и Лакового кабинета Петра I до табакерок-шкатулок из папье-маше и металлических предметов с росписью – более 200 предметов из коллекции музея отражают развитие традиции лакового искусства. Картина получается разнообразная: табакерки и пасхальные яйца из Данилкова (Федоскина), жестяные подносы и шкатулки с цветочными букетами из Жостова, расписная медная и железная посуда, сделанная на уральских фабриках, и, конечно, лаковые миниатюры из Палеха, Холуя и Мстеры.
В ресторане «Ленконцерт» (Каменноостровский проспект, 11а) выступает группа East 17, авторы хита «It’s Alright» – одной из главных поп-песен 90-х. Поиздержавшийся британский бойз-бенд недавно воссоединился для мирового турне в несколько урезанном составе. Начало в 23.00.
Суббота 14 мая
В Концертном зале Мариинки – авторский вечер выдающегося французского органиста и композитора Тьери Эскеша. В программе – три масштабных сочинения музыканта-универсалиста: «Прелюдия и фуга», симфонический «Триптих» и Концерт для органа с оркестром. За пультом мариинского оркестра – Михаил Агрест. Начало в 19.00.
Камерный спектакль молодого петербургского режиссера Дмитрия Егорова «Убийца», поставленный им в уходящем театральном сезоне в Московском ТЮЗе, имел благожелательную прессу и был включен в спецпрограмму Russian Case на фестивале «Золотая маска». В основе спектакля – пьеса современного драматурга Александра Молчанова, трагикомическая история про студента-недотепу, проигравшегося в карты и вынужденного подрабатывать киллером. «Убийцу» покажут дважды – в 16.00 и 19.30, на малой сцене петербургского ТЮЗа им. Брянцева.
Во вторую ночь фестиваля SKIF-15 в Центре Курехина гвоздем программы будет группа Swans – недавно воссоединившийся ансамбль Майкла Джиры. Играют они трубный постпанк, патетичную и грязноватую музыку, повлиявшую на многих в 80-е, не утратившую силу и сейчас. Начало фестивального марафона в 20.00.
В рамках фестиваля «Радуга» на большой сцене петербургского ТЮЗа гостит маленький театр Endla из эстонского города Пярну. Спектакль режиссера Андреса Ноорметса «Балетмейстер» («Ballettmeister») поставлен в жанре политического детектива: летом 1940 года агенты ГПУ похищают президента Эстонии, а простой эстонский пожарный Эрик пытается вызволить национального лидера. Начало в 19.00.
В четвертый раз в Петербурге открывается фестиваль детей с ограниченными возможностями «Шаг навстречу». В программе: классические и эстрадные концерты, мастер-классы, лекции, праздники и две выставки детских художественных работ – в Союзе художников и в Музее современного искусства «Эрарта».
Воскресенье 15 мая
В ТЮЗе продолжается фестиваль «Радуга», программа которого в этом году весьма интересна и насыщенна. В 15.00 на малую сцену театра выйдет всемирно известный актер и педагог из Греции Вассилис Лагос, ученик гениального польского мастера Ежи Гротовского. Лагос без устали стремится к идеалу «театра начал», пытается прорваться к седой архаике, выявить на сцене архетип древнего ритуала. Его моноспектакль «Фрагменты» основан на отрывках древнегреческой поэзии, а разыгрывает его актер в компании музыкантов-импровизаторов. А в 19.00 на большой сцене – спектакль Национального болгарского театра «Иван Вазов» из Софии «Волшебная ночь» («Вълшебна нощ»). Он поставлен хорошо знакомым петербургской публике режиссером Александром Морфовым и представляет собой вольную фантазию на темы классиков театра абсурда – Беккета, Ионеско, Мрожека. Начало в 19.00.
На сцене театра «Особняк» стартует фестиваль «Слово и тело», посвященный пластическому театру, современному танцу, перформансу и сценической импровизации. На этот раз сквозной темой фестиваля станет проблема нетерпимости и воспитания толерантности, а хедлайнерами будут артисты и художники из стран Скандинавии. Начало в 19.00.
Над материалом работали: Егор Галенко (современная музыка), Ольга Лузина (выставки), Андрей Пронин (драматический театр), Дмитрий Ренанский (опера и академическая музыка), Иван Чувиляев (кино).
Количество символов после анонса означает рейтинг ожиданий обозревателя: по пятибалльной шкале.
Фото: gramoteyka-k.ru, пресс-служба «Приюта комедианта», philharmonia.spb.ru, mikhailovsky.ru, mariinsky.ru, IFC Films, Universal Russia, tuz-saratov.ru, агентство «Море звуков», ladytron.com, east17.ru, пресс-служба Музея современного искусства «Эрарта», nationaltheatre.bg.
«Фонтанка.ру»