Борьба Генеральной прокуратуры с собственниками аэропорта Домодедово может аукнуться и в Петербурге: надзорное ведомство предлагает ввести запрет на участие иностранных компаний в управлении стратегическими транспортными объектами. По мнению экспертов, если подобный закон будет принят, то под угрозой могут оказаться такие проекты, как реконструкция Пулкова или строительство высокоскоростной железной дороги между Москвой и Петербургом.
Январский взрыв в Домодедове аукнулся в Петербурге уже несколько раз. Сначала сразу после теракта был усилен контроль на входе в оба терминала аэропорта Пулково, затем на железнодорожных вокзалах и даже на станциях метрополитена появились рамки металлоискателей. Но новая волна мероприятий, затеянная правительством и правоохранительными органами, может оказаться куда серьезней – под вопросом может оказаться реализация крупнейших транспортных проектов, таких как реконструкция аэропорта Пулково, строительство ЗСД или высокоскоростной железнодорожной магистрали между Петербургом и Москвой.
30 апреля Генеральная прокуратура опубликовала итоги проверки структуры управления Домодедова, проделанной по поручению президента Дмитрия Медведева. В официальном заявлении надзорного ведомства указывается, что Домодедовом управляют иностранные компании, зарегистрированные в оффшорных зонах, что позволяет скрыть реальных собственников и «препятствует органам исполнительной власти России эффективно выполнять контрольно-надзорные функции, требовать от этих организаций соблюдения федерального законодательства». И называя данную ситуацию «недопустимой», представители Генеральной прокуратуры заявляют, что «Минтрансу России предложено разработать законопроект о запрете участия иностранных лиц в управлении стратегическими транспортными предприятиями».
Правда, из официального заявления не совсем понятно, кого именно может коснуться данный запрет – физических или юридических лиц. В пресс-службе Генеральной прокуратуры для уточнения попросили прислать письменный запрос. Не пояснили ситуацию и в Министерстве транспорта: там «Фонтанке» ответили, что «министерство предложение прокуратуры пока не получило».
Однако, по мнению экспертов, скорее всего, речь идет о юридических лицах. И если соответствующий запрет будет введен, то в первую очередь, как полагают специалисты, проблемы могут возникнуть у аэропорта Пулково. Напомним, что им в настоящее время управляет консорциум ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы» сразу с двумя иностранными учредителями – компанией Fraport AG (управляет аэропортом Франкфурта) и Horizon Air Investments (дочерняя компания греческого строительного и инвестиционного конгломерата Copelouzos Group). Правда, контрольный пакет акций принадлежит банку «ВТБ»: на его долю приходится 57,5 %, 35,5 % – у Fraport, 7 % – у Horizon Air Investments.
Согласно условиям инвестиционного соглашения, консорциум может управлять аэропортом в течение 30 лет, а затем, возможно, и продлить данный срок. За это время совместная компания должна полностью реконструировать существующий аэровокзал, увеличив его пропускную способность до 17,5 млн пассажиров в год. Инвестиции в проект оцениваются в 344 млн евро.
Официальный комментарий ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы» крайне сух. «Мы внимательно следим за ситуацией и будем анализировать любую новую информацию по этому вопросу», – заметили в пресс-службе компании. Впрочем, как неофициально рассказал «Фонтанке» один из топ-менеджеров компании, запрет вряд ли приведет к серьезным последствиям. По его словам, сейчас в России действует федеральный закон «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства», который регламентирует участие зарубежных компаний в таких проектах, как, например, реконструкция аэропорта Пулково. «Этот закон несовершенен, с чем мы столкнулись прошлым летом, когда обсуждали, каким образом будет реализован наш проект. Тогда шла дискуссия на уровне министерства транспорта и федеральной антимонопольной службы, и сейчас, я думаю, мы просто возвращаемся к ней. Если проект, предлагаемый прокуратурой, и будет принят, то речь идет не о запрете участия иностранных компаний, а о контроле за реализацией транспортных проектов. И кстати, подобные правовые нормы действуют и за рубежом, например в Великобритании и Австралии», – отметил он.
Помимо Пулкова под запрет на участие зарубежных инвесторов в реализации транспортных проектов может попасть высокоскоростная железная дорога между Москвой и Петербургом. Дело в том, что, как недавно рассказал генеральный директор ОАО «Скоростные магистрали» Денис Муратов (http://www.fontanka.ru/2011/04/26/058/), «в России необходимой компании для строительства дороги пока нет», а проектом уже заинтересовались компании из Германии, Испании, Франции, Китая и Южной Кореи.
По планам «Скоростных магистралей», иностранная компания будет участвовать в проектировании, строительстве и управлении дорогой, для чего будет создано совместное предприятие. Правда, как и в случае с Пулковом, контрольный пакет акций этой компании (70 %) будет у российской стороны, а зарубежным инвесторам будет принадлежать 30 %.
Теоретически законопроект, предлагаемый Генеральной прокуратурой, может существенно осложнить и строительство центрального участка Западного скоростного диаметра. Напомним, что заявки на участие в конкурсе на его возведение подали три компании. И все три участника связаны с иностранным капиталом: так, в состав консорциума ООО «Балтийская концессионная компания "Магистраль"» входят австрийская компания A-Porr AG, бельгийская структура Jan De Nul N.V., французская Vinci Cocessions SAS и корейская фирма Geoje. Участниками консорциума «Магистраль Северной столицы» являются уже знакомый нам Fraport и французская компания «Буиг Траво Пюблик СА». А третьим участником конкурса и вовсе является южнокорейская Samsung CNT.
При этом, согласно условиям конкурса, победитель не только должен будет построить дорогу, но сможет эксплуатировать ее, то есть его деятельность подпадет под запрет, который предлагает ввести Генеральная прокуратура. Впрочем, в комитете по инвестициям и стратегическим проектам, который курирует большинство крупных бизнес-проектов в Петербурге, отметили, что «с учетом сложившейся ситуации по вопросу управления стратегическими транспортными предприятиями такая позиция Генеральной прокуратуры понятна. Однако оценить эффективность данной меры и ее влияние на привлечение иностранных инвесторов для строительства или реконструкции петербургских транспортных объектов без рассмотрения текста законопроекта не представляется возможным».
Эксперты полагают, что жесткий запрет на участие иностранных компаний в управлении транспортными предприятиями введен все же не будет – ведь иначе под него подпадают любые проекты в области транспорта, реализуемые на основе государственно-частного партнерства. «Какого-то "огульного" запрета не будет. Процесс хотят формализовать, чтобы было понятно, какая именно компания стоит за тем или иным проектом. Ведь одно дело, когда собственник спрятан за оффшорами, как в случае с Домодедовом, а совсем другое – когда проект реализует крупная международная компания. Думаю, инициатива имеет скорее юридический, нежели стратегический характер», – говорит аналитик ИК «Тройка Диалог» Михаил Ганелин.
«У государства нет денег на крупные проекты, поэтому без иностранных компаний нам не обойтись. К тому же у нас зачастую нет того опыта, который есть у зарубежных инвесторов. Государство может контролировать какие-то вещи, например, необходимость соблюдения норм безопасности в аэропортах или тарифы. Но если мы хотим построить страну с рыночной экономикой, то ставить такие запреты не стоит», – считает аналитик инвестиционной группы «Энергокапитал» Александр Игнатюк.
Андрей Захаров, "Фонтанка.ру"