Наиболее важные события культурной жизни Петербурга этой недели: самые интересные, на взгляд наших обозревателей, новые выставки, концерты, театральные и кинопремьеры.
Вторник 19 апреля
Вторая премьера фестиваля «Мариинский», но совсем маленькая: балет с интригующим названием «Without», то есть «Без…». Хореограф – тот самый Бенжамен Миллепье, который ставил танцы и играл одну из ролей в триллере Даррена Аронофски «Черный лебедь», а теперь, как говорят, женится на Натали Портман. «Without» вошел в подборку балетов на музыку Шопена: его скомпоновали с «Шопенианой» Михаила Фокина и «В ночи» Джерома Роббинса. Так что мы получим здесь взгляд на Шопена сразу из трех эпох, а еще – Ульяну Лопаткину, которая исполнит одну из «ночных» партий. Начало в 19.00.
В Этнографическом музее в третий раз развернется биеннале «Архитектура Петербурга-2011», которая продлится 5 дней. В программе: выставка работ архитектурных студий города (проектов и реализованных построек за два года), лекции российских и западных знаменитостей, а также демонстрация фильмов, посвященных современной архитектуре – от Голландии до Китая.
В киноцентре «Родина» начинается прокат созданного еще два года назад «Развода по-фински, или Дома, где растет любовь» («Haarautuvan rakkauden talo») – соответственно, финской черной комедии одного из главных тамошних режиссеров Мики Каурисмяки. Про супругов, которые друг друга ненавидят, хотя глава семьи – психотерапевт.
В Иоанновском равелине Петропавловской крепости начинает работу выставка «Становление российского парламентаризма»: история Государственного Совета и Государственной Думы в 1906-1917 годах, отечественного двухпалатного парламента по образцу европейских стран, изложена в архивных документах, книгах, фотографиях.
«Очарованный странник» – так назван вечер балета, посвященный памяти выдающегося хореографа Леонида Лебедева. Если бы кто-то всерьез занимался его пиаром, этот самобытный мастер, ни на кого не похожий и чрезвычайно сильный по энергетике, давно бы числился среди великих. Но пиар его не интересовал – хореография была для Лебедева не видом деятельности, а служением и священнодействием. И Лебедев остался одной из самых загадочных, почти тайных фигур русского балета. В программу вечера в Театре Консерватории войдут балеты «Реквием по балерине», «Скиталец» и «Дорога к себе», а также видеоинсталляция «Леонид Лебедев и его постановки». Начало в 19.00.
В галерее «Борей» открываются две выставки. Михаил Шапиро, бывший дизайнер, в 1991 году неожиданно открыл у себя талант к живописи и теперь пишет пейзажи, аллегории, ню, натюрморты и карикатуры. Новые работы – это в основном провинциальные бытовые сцены, и название для выставки выбрано такое же бесхитростное – «Тай-тай-налетай». Марина Белкина показывает графическую серию «Долгие праздники», напоминающую о блаженстве десятидневных каникул после Нового года: бенгальские огни на снегу, аншлаг в кино, стриптиз Снегурочки. Герои нарочито небрежных рисунков походят на Муми-мам, Муми-пап и Муми-деток, из чего можно заключить, что в эти дни россияне превращаются в безобидных и симпатичных троллей.
Среда 20 апреля
В кинотеатре «Аврора» в рамках «Недели Германии в Петербурге» на два дня растянется программа «Кино Баварии: смотрим и обсуждаем». В первый день покажут «Пикко» («Picco») – мрачную работу дебютанта Филипа Коха о подростке, попавшем в тюрьму. После показа о фильме можно будет поговорить с авторами – самим Кохом и продюсером Тобиасом Валькером. К сожалению, не приехал исполнитель главной роли – человек с прекрасным именем Константин фон Ящерофф.
Фестивальный балетный марафон в Мариинке продолжается: очередной гость – Фридман Фогель, талантливый молодой артист из всемирно известной труппы Штутгартского балета. Он выступит партнером прима-балерины Мариинки Виктории Терешкиной в «Спящей красавице». Начало в 19.00.
Режиссер Анна Атарщикова осуществила первую в России постановку зонгшпиля Бертольта Брехта и Курта Вайля «Happy End». В основе этого произведения, написанного почти в одно время с «Трехгрошовой оперой», не менее ернический сюжет – война между гангстерским подпольем и Армией спасения. В основных ролях заняты артисты музыкального театра «Зазеркалье» и молодые актеры БДТ. Премьера состоится на сцене театра «Лицедеи», начало в 19.00.
Лофт-проект «Этажи» представляет выставку «Экология. Дизайн. Синергия», посвященную экологической архитектуре, одному из самых интересных и малоизвестных в России направлений в строительстве. Проекты – от банков и офисов до жилых кварталов и парков – создают среду, комфортную для человека и не обременительную для окружающей природы. Принципиальными чертами являются минимум энергопотребления, экологически чистые материалы и технологии, практичность и функциональность.
Тем временем в Доме кино начинается очередной фестиваль Cinespaña. Как всегда, привезут годовой отчет о достижениях испанского кино, о которых средний российский зритель знает до стыдного мало. Откроют же фестиваль экспериментальным дебютом режиссеров Оливьера Пиктета, Марка Рекуэнко и Пабло Мартина Торрадо «Главное в жизни — не умереть» («Lo más importante de la vida es no haber muerto»). Начало сеанса в 20.30.
В «Манеже» в течение трех дней будет работать выставка «Наш мир – наши герои», представляющая работы детей с ограниченными возможностями – от народных промыслов и фотографии до живописи и скульптуры. Событие проходит в рамках XXXII фестиваля «Спорт и творчество» и посвящено 20-летию Специального Олимпийского комитета Петербурга.
В конкурсе фестиваля «Арлекин» на звание лучшего российского детского спектакля 2010 года участвует работа Екатеринбургского ТЮЗа «У ковчега в восемь». Режиссер Евгений Зимин обратился к популярной пьесе современного немецкого драматурга Ульриха Хуба про пингвинов, прорывающихся на Ноев ковчег. Начало в 12.00 на сцене театра «Зазеркалье».
Четверг 21 апреля
На экран киноцентра «Родина» выходит «Шантрапа» («Chantrapas») – новый и первый за последние пять лет фильм Отара Иоселиани. На сей раз – его автобиография. Во всяком случае, сходства у Иоселиани и главного героя «Шантрапы» Николаса для этого утверждения достаточно. Ну и, пожалуй, Иоселиани – один из немногих ныне живущих режиссеров, который хоть авто-, хоть просто биографии достоин.
На большой сцене клуба Fish Fabrique (Лиговский проспект, 53) презентует свою первую полноформатную пластинку группа Kira Lao. Новгородский проект юной девушки Киры уже оброс симпатиями критиков и гастролями. На дебютном альбоме музыканты стремились приблизить звучание к концертному, живому – что полностью соответствует их самоопределению: «акустический трип-хоп с гуслями и битбоксом». Поет Кира стройно и, как положено трип-хоповой исполнительнице, отстраненно и меланхолично – подводя лирическую балладу к электронике и мрачному биту. Начало концерта в 20.00.
В «Авроре» покажут второй фильм из программы кино Баварии – «Дневники из Полла» («Poll») фестивального любимца Криса Крауса. Фильм представляет собой историю одного лета, последнего перед Первой мировой. Главная героиня, 14-летняя девочка, проводит его в приморском городке. И самое ценное – в том, как ловко Краус увязывает взросление девочки с взрослением мира в предчувствии войны. Начало сеанса в 19.00.
В Корпусе Бенуа открывается выставка Бориса Григорьева (1886-1939), замечательного портретиста, который блистал в России 1910-х, в 1919-м тайно переправился на лодке в Финляндию, потом жил в Германии, Франции, Америке, Чили, путешествовал по многим странам. Он был тесно связан с эстетикой русского модерна, мирискусническим гротеском, интересовался футуристическими формальными экспериментами, и «классический» стиль Григорьева – экспрессионизм с ноткой сюрреализма. Русский музей выставляет более 150-ти произведений художника, из музеев и частных коллекций, в том числе горько-меланхоличные работы из серии «Расея» и великолепные рисунки 1910-20-х годов.
На экраны выходит «Убежище» («Shelter») – действительно очень страшный триллер с участием Джулианны Мур. Она играет психиатра, уверенного, что раздвоение личности – выдумка, что такого диагноза не существует. И сталкивается с пациентом, который ее уверенность разбивает вдребезги.
Еще один конкурсант фестиваля Российской театральной премии «Арлекин» – спектакль из Альметьевска «Ашик-Кериб». Его режиссер Искандэр Сакаев знаком петербургскому зрителю: он работал в Александринке и поставил здесь спектакль «Цветы для Чарли». Начало в 12.00 на сцене театра «Зазеркалье».
Для выступления в Петербурге немецкий квартет Guano Apes выбрал не самое очевидное место – площадку развлекательного комплекса «Лидер» на проспекте Энгельса, 154. Как бы то ни было, кумиры российских скейтеров и прочих адреналиновых подростков конца 90-х воссоединились еще три года назад и сегодня везут к нам вполне ожидаемую программу из некоего «нового материала» и хитов прошлого. Начало в 20.00.
В рамках фестиваля современного искусства «Психонавтика-3» на фабрике «Красное знамя» (Большая Разночинная улица, 24) открывается выставка «Силовое поле», где собраны работы более 30-ти художников, предпочитающих острые и некомфортные способы самовыражения: в частности, обещают аттракцион с уничтожением картин кислотой.
А фестиваль Cinespaña прирастает криминальным фильмом режиссера Пако Кабесаса «Неоновая плоть» («Carne de neón»), который сразу после петербургского показа отправится в Нью-Йорк – на фестиваль Tribeca, один из главных мировых смотров независимого кино. Сеанс в Доме кино начнется в 19.20.
Галерея «Моховая-18» приглашает на выставку Сергея Инкатова «Бесконечная магия цвета»: крупные мазки указывают на чувственность, контрастный колорит на энергичность, но обилие серого цвета и прямых линий делает этот новейший постимпрессионизм холодным и рациональным.
В кинотеатрах начинается показ слащавой картины «Воды слонам» («Water for Elephants»), сработанной по принципу «чтобы всем понравилось». В фильме Фрэнсиса Лоренса имеются цирк, зверюшки, ангелический Роберт Паттинссон для девочек, не менее ангелическая Риз Уизерспун для мальчиков... Остальных вполне может привлечь Кристоф Вальц в своем фирменном теперь уже, видимо, амплуа злодея.
Выходящая в кинопрокат отечественная «Свадьба по обмену» – вроде как романтическая и вроде как комедия о превратностях судьбы и о любви супермодели к юноше «из простых». Со стабильным, как Форт-Нокс, актерским составом: главная блондинка Екатерина Вилкова, главный лысый Федор Бондарчук, главный смазливый юноша Максим Матвеев.
Пятница 22 апреля
В Lazarev Gallery открывается выставка Олега Целкова, одного из важнейших художников-нонконформистов, с 1977 года живущего в Париже. Впервые в России можно увидеть картины 2000-10 годов, фиолетово-розово-синие, варварская мощь соединена с сатирой: непривлекательный портрет человечества, с которого, по словам художника, он «случайно стянул маску». Целкова называют русским Фрэнсисом Бэконом, в кругу бывших неофициальных художников его работы считаются самыми дорогими, а куратором выставки пригласили главного городского специалиста по новейшим течениям Александра Боровского, так что выставка обещает стать хитом недели.
В «Зале ожидания» случится мини-фестиваль Lady in Jazz – на этот раз с прибалтийской инди-дивой Алиной Орловой в качестве хедлайнера. Про Алину уже писано много раз, в Петербурге она отлично собирает залы, так что стоит рассказать о других участницах фестиваля. Певица, художница и поэт Александрина Христов из Румынии поет на трех языках (родном, французском и русском) складный акустический поп с джазовыми элементами, виртуозно аккомпанируя себе на фортепиано в духе Тори Эймос. Из Польши приедет Tamara Raven Quintet с голосистой красоткой Тамарой Вороновой родом из Сухуми: Тамара поет энергичный джаз с головоломными голосовыми кульбитами. Петербуржские музыканты Ольга Бравина и группа Ms. Sounday также поражают вокалом, способны на увесистый фанк и невесомый соул. Начало в 19.00.
Еще один день фестиваля Cinespaña. Теперь на экране Дома кино покажут «Остров внутри» («La isla interior») Дунии Айясо и Феликса Сабросо, мрачноватый фильм про семейство во главе с суицидальным папашей и стервозной мамашей. Зато с участием Джеральдины Чаплин. Начало в 19.40.
Один из главных кандидатов на победу в конкурсе «Арлекина» за звание лучшего российского спектакля для детей – «Как кот гулял, где ему вздумается» норвежки Сигрид Стрем Рейбо, ученицы Сергея Женовача, поставившей в московском РАМТе остроумную камерную фантазию по мотивам сказки Киплинга. Начало в 12.00 на сцене театра «Зазеркалье».
AL Gallery представляет выставку Беллы Матвеевой, вышедшей из колыбели неоакадемизма Тимура Новикова, а в 1990-х бывшей самой модной художницей города, хозяйкой «салона» в духе Серебряного века. Обнаженные, манерные, эротичные фигуры девушек и юношей складываются на картинах Матвеевой в сюжеты опер, гомосексуальные пары, декоративные композиции, а всё ее искусство имеет оттенок печальной иронии: красота и романтика неизбежно превращаются в китч.
В Союзе художников начинается традиционный художественный разгул, большая выставка «Весна-2011». От монументального искусства и графики до театральных декораций и керамики – виды искусства разнообразны, но найти что-то новое трудно, местные художники в любое время года с маниакальным упорством пишут русскую природу и Петербург.
Суббота 23 апреля
В Большом зале Филармонии состоится центральный концерт сезона – сольный вечер выдающегося петербургского пианиста Григория Соколова, почитающегося мировым фортепианным сообществом одним из главных музыкантов современности. В программе выступления: сочинения Баха (Итальянский концерт, Французская увертюра) и Шумана (Юмореска и Четыре пьесы). Начало в 19.00.
Прелестная Алина Кожокару из Ковент-Гардена в рамках балетного фестиваля Мариинки снова исполнит на мариинской сцене одну из лучших своих ролей – Жизель. Она будет танцевать со своим постоянным партнером Йоханом Кобборгом, блестящим виртуозом. Начало в 19.00.
Фестиваль испанского кино Cinespaña продолжится «Амадором» («Amador») любимца премии «Гойя» и вообще фестивального фаворита Фернандо Леона де Араноа. На сей раз он рассказал историю про работающую сиделкой беженку из Латинской Америки. Начало сеанса в Доме кино в 19.40.
В Концертном зале Мариинки в Страстную субботу по традиции состоится публичная генеральная репетиция Московского Пасхального фестиваля под управлением Валерия Гергиева. Гвоздь программы – кантата Сергея Прокофьева «Александр Невский» с несравненной Ольгой Бородиной в главной роли, в качестве бонуса – рахманиновские «Колокола» с эталонным составом солистов (Млада Худолей, Сергей Семишкур, Евгений Никитин). Начало в 19.00.
Арт-центр «Пушкинская-10» обновляет экспозиции. Музей нонконформистского искусства в большом зале показывает графику и объекты Владимира Жуковского, художника, искусствоведа и профессора философии, – ироничные арт-высказывания на тему ветхозаветного Екклесиаста собраны под заголовком «Искушение мудростью». В малом зале можно ознакомиться с живописными «Евангельскими сюжетами» Анатолия Гальба в сопровождении его музыкальных импровизаций. Галерея «Арт-лига» устраивает праздник реди-мейда: коллажи и ассамбляжи новосибирского художника Евгения Кирьянова заковыристо названы «Pop-Art-Ктика». А Navicula Artis показывает оммаж Петра Белого «Формуле весны» Павла Филонова.
Воскресенье 24 апреля
В книжном магазине «Порядок слов» кинокритик, главный редактор одного из лучших русских киносайтов Kinote и пламенный популяризатор хорошего кино Борис Нелепо покажет фильм Мануэля ди Оливейры «Странный случай Анжелики» («O Estranho Caso de Angélica»). Оливейра – самый старый режиссер планеты, он отметил сто второй день рождения, но по-прежнему отличается большой творческой плодовитостью. Начало показа в 19.30.
Фестиваль балета «Мариинский» завершается гала-концертом: все звезды выступают в один вечер. В первом отделении нам покажут, как танцуют «Кармен-сюиту» на Кубе: кубинцы считают этот балет своим, поскольку Кармен была коронной ролью Алисии Алонсо. В главной партии – нынешняя прима Национального балета Кубы Вингсей Вальдес. Во втором отделении – звездный дивертисмент, а в финальном третьем – «Бриллианты» Джорджа Баланчина, которые давно уже стали визитной карточкой Мариинского балета. Начало в 19.00.
В Большом зале Филармонии в рамках абонементного цикла «Концерты во фраках и джинсах» состоится вечер музыки Альфреда Шнитке. В программе: петербургская премьера Второго виолончельного концерта и фрагменты музыки к кинофильмам «Агония», «Осень», «Экипаж», «Мастер и Маргарита». Солирует душеприказчик, друг и интерпретатор музыки Шнитке виолончелист Александр Ивашкин, за дирижерским пультом Второго филармонического оркестра – Михаил Голиков. Начало в 19.00.
В ресторане «Набережная» (Аптекарская набережная, 20а) состоится концерт под названием «Кабаре одного автора». Песни прошлых лет исполняет не профессиональная певица – зато выдающийся прозаик и драматург Людмила Петрушевская под аккомпанемент оркестра «Керосин». Начало в 19.00.
На Cinespaña показывают увенчанный национальной кинопремией «Гойя» мультфильм «Чико и Рита» («Chico & Rita»). Не путать с «Зитой и Гитой» – хотя у фильма оскароносца Фернандо Труэбы и болливудского хита что-то общее есть. Тут тоже много поют и тоже про любовь. Только действие разворачивается на Кубе, а влюблены друг в друга пианист и певица. Начало сеанса в Доме кино в 19.40.
В рамках Пасхального фестиваля в Концертном зале Мариинки с сольным концертом выступает выдающийся финский пианист Олли Мустонен. В программе вечера: «Времена года» Чайковского, Прелюдии и фуги Родиона Щедрина и сочинения Скрябина (прелюдии, Соната №10, поэма «К пламени»). Начало в 19.00.
Над материалом работали: Оксана Булах (современная музыка), Ольга Лузина (выставки), Андрей Пронин (драматический театр), Дмитрий Ренанский (опера и классическая музыка), Инна Скляревская (балет), Иван Чувиляев (кино).
Количество символов после анонса означает рейтинг ожиданий обозревателя: по пятибалльной шкале.
Фото: livestory.com.ua, Union Pictures, галерея «Борей», «Кино Баварии», Cinespaña, Les Films, «Парадиз», «Централ Партнершип», Lazarev Gallery, philharmonia.spb.ru, «Арлекин».
«Фонтанка.ру»