Наиболее важные события культурной жизни Петербурга этой недели: самые интересные, на взгляд наших обозревателей, новые выставки, концерты, театральные и кинопремьеры.
Понедельник 11 апреля
Американская рок-команда из штата Аризона с холодящим душу названием Eyes Set To Kill выступает в клубе «Орландина». Семь лет назад сестры Алексия и Анисса Родригез собрали свою группу, чтобы играть мелодичный, но жесткий постхардкор с мощным женским вокалом, порой переходящим в вопли. Сегодня из сестер в группе осталась одна, а Eyes Set To Kill входят в число самых продаваемых артистов в интернете. Начало в 20.00.
В Доме кино начинают показывать «Тайный знак» («An Invisible Sign») – фильм Мэрилин Агрело с Джессикой Альбой в главной роли. Звезда «Мачете» и «Города грехов» играет юную барышню – вундеркинда в области математики, которой любимая наука помогла справиться с личными проблемами. И она пытается с помощью науки оказать поддержку своим ученикам в борьбе с трудностями пубертатного периода.
Вторник 12 апреля
Петербург на неделю превращается в театральную столицу Европы. Именно наш город выбран местом вручения Европейской театральной премии-2011. Авторитетное жюри во главе с именитым итальянским критиком Франко Квадри определило список лауреатов, которые прибудут в Петербург и покажут свои спектакли. В 19.00 на сцене Театра им. Ленсовета будет дан спектакль московского Театра на Таганке «Мед» – фантазия на темы стихотворений Тонино Гуэрры, одну из главных ролей в которой исполняет прекрасно известный российскому зрителю актер Валерий Золотухин. «Мед» поставлен патриархом советского театра Юрием Любимовым, который получит спецпремию за вклад в мировое сценическое искусство. А в 20.00 в «Балтийском доме» – спектакль премиата в номинации «Новая театральная реальность», ведущего финского режиссера Кристиана Смедса «Мистер Вертиго» («Mr Vertigo»), изобретательная, визуально щедрая постановка по мотивам романа Пола Остера о летающем подростке.
В Концертном зале Мариинского театра дают оперу Гектора Берлиоза «Бенвенуто Челлини». В начале мая на третьей мариинской сцене будет возобновлен памятный многим спектакль Василия Бархатова, разговорную роль в котором исполняет фронтмен группы «Ленинград» Сергей Шнуров. Пока же солисты, хор и оркестр под управлением Павла Петренко готовятся к возвращению в репертуар одного из самых нетривиальных оперных спектаклей второй половины 2000-х – и представляют «Бенвенуто Челлини» в концертном формате. Начало в 19.00.
И кстати о Шнурове. Посетить концертный зал «Космонавт» (Бронницкая улица, 24) в День космонавтики – не только плеоназм, но и возможность увидеть обновленную группу «Ленинград». В течение двух дней музыканты презентуют тут новый альбом «Хна» с рыжеволосой вокалисткой Юлией Коган. Ранее Юлия пела бэк-вокал в шнуровских хитах, теперь большинство материала отдано ей, обладательнице шикарного и сексуального голоса. А «Ленинград» продолжает играть заводной и ладный ска-панк, вставляя изредка то мелодию из «Щелкунчика», то еще какой прикол. Начало в 20.00, на следующий день – в то же время.
Среда 13 апреля
В «ГлавClub» (Кременчугская улица, 2) выступают новые герои британского инди-рока White Lies, продолжатели дела группы Joy Division, постпанка и его новой волны. Ближайшая аналогия – недавно игравшие в том же клубе Interpol: равнодушный вокал, скрывающий гиперчувственность лирического героя, «темные» тембры гитар и суховатые ударные. Зимой музыканты выпустили новый альбом «Ritual» – с ним и приезжают. Начало концерта в 20.00.
Очередной рабочий день Европейской театральной премии начнется в 9.00 со встречи в Доме актера им. Станиславского (Невский проспект, 86) с заметным чешским режиссером Вильямом Дочоломанским, премиатом в номинации «Новая театральная реальность». Режиссер расскажет о себе и ответит на вопросы всех желающих. В 16.00 в новом здании Молодежного театра на Фонтанке еще один лауреат – всемирно известный исландский театр Vesturport – покажет свою версию «Превращения» («Metamorphosis») Франца Кафки. А в 19.00 в «Балтийском доме» еще один раз пройдет «Мистер Вертиго» Кристиана Смедса.
В магазине «Порядок слов» в рамках семинара «Визуальная антропология» преподаватель Европейского университета Илья Утехин представит один из лучших фильмов документалиста Сергея Дворцевого – «Хлебный день», хронику суток из жизни глухого российского поселка. Начало в 19.30.
В клубе «Зал ожидания» играют панк-романтики «Последние танки в Париже», причем выступление ляжет в основу концертного альбома. Программа называется «Песни без правил» и призвана отразить музыкальное развитие группы: к примеру, в новой композиции «Порядок вещей» есть хрупкая, мелодичная электроника наряду с обычными гитарными запилами. В целом новый материал отличает более аккуратное, взрослое отношение к саунду – но от этого песни не теряют трагического напряжения. Начало в 20.00.
В честь 50-летия космического полета Юрия Гагарина в галерее Anna Nova открывается выставка Надежды Анфаловой. В прошлом году художница выиграла конкурс галереи на новый проект, и результат непредсказуем, так как Анфалова равно комфортно чувствует себя в живописи, акварели, шелкографии и инсталляциях.
В прокат выходит один из самых долгожданных фильмов года – экранизация романа Виктора Пелевина «Generation П». Живущий в Штатах режиссер Виктор Гинзбург даже продлил сюжет пелевинского романа до наших дней и логически развил его, да еще наводнил фильм медийными лицами – как из 90-х, так и современными: от редактора журнала «ОМ», а ныне исполнителя хита «Сны моей весны» Игоря Григорьева до отставного главреда «Коммерсанта» Андрея Васильева, от Александра Гордона до Леонида Парфенова.
Еще одна ожидаемая премьера – камерный спектакль «Ваш Гоголь», который худрук Александринки Валерий Фокин выпускает на чердаке подведомственного театра. Фокин много ставил Гоголя, и среди этих постановок есть несомненные шедевры, скажем, легендарный «Нумер в гостинице города NN» по мотивам «Мертвых душ». Теперь Фокин обращается к дневниковым и эпистолярным текстам Гоголя, его поздней дидактической прозе, то есть собственно к причудливой биографии классика и его душевной драме. Сценическая форма спектакля обещает быть неожиданной, а участвуют в нем Игорь Волков (старый Гоголь), Александр Поламишев (молодой Гоголь), юный Александр Дробитько, известный по исполнению главной роли в фильме Сергея Снежкина «Похороните меня за плинтусом», и целая артистическая команда «маленьких людей», которых мы ни в коем случае не будем называть лилипутами, дабы не обидеть. Начало спектакля в 20.00, 15 и 16 апреля – в то же время.
ХI Международный фестиваль балета «Мариинский» открывается петербургской премьерой балета знаменитого Анжелена Прельжокажа, автора скандальной «Весны священной», показанной в Мариинке в декабре и повергнувшей публику в шок: там балерину раздевали прямо на сцене, и дальше она до самого конца танцевала ну совсем голая. Балет «Парк» на музыку Моцарта, хотя и посвящен версальским играм и опасным связям галантных времен, сексуален не столь агрессивно: он полон лирики и поэзии, а заканчивается самым долгим в истории балета поцелуем. Начало на большой сцене Мариинки в 19.00.
В Большом зале Филармонии – творческий вечер Владимира Познера «Точка зрения». Встреча с героем телеэкранов пройдет в формате беседы: Познер ответит на вопросы зрителей и расскажет, каким ему видится сегодняшнее телевидение, а также о планах, которые он намерен в ближайшее время реализовать в отечественном медийном пространстве. Начало в 19.00.
В прокате появляется «Революция, я люблю тебя» («Revolución»), неожиданное, хотя и по-своему логичное развитие традиции альманахов – признаний в любви мировым столицам. Дойдя до Мексики, сахарные истории про красивые города сломали зубы о главную здешнюю достопримечательность – революционный дух. Десять режиссеров (среди них затесался Гаэль Гарсия Берналь) сняли десять десятиминутных короткометражек о мексиканской революции 1910 года. Каждый из фильмов пронизан той специфической субстанцией, которую в СССР называли «историко-революционной романтикой».
В 9.00 в Доме актера (Невский проспект, 86) можно будет в непринужденной обстановке пообщаться с ведущим режиссером Финляндии, новоиспеченным лауреатом европейской премии «Новая театральная реальность» Кристианом Смедсом. А в 16.00 на сцене ТЮЗа другой лауреат – чех Вильям Дочоломанский – представит свой пластический спектакль «Театр» («The Theatre»), созданный совместными творческими усилиями пражской компании Дочоломанского Farm in the Cave и артистов норвежских уличных театров.
В киноцентре «Родина» начинают крутить британский фильм с интригующим названием «Убить Боно» («Killing Bono»). Режиссер Ник Хэмм снял кино не про самого лидера U2, друга Шевчука, Горбачева и животных, а про друзей его молодости, тех, с кем Боно начинал. Про веселых придурков, которые рубили мощный музон, пока тихоня Боно скромно сидел в углу. Редкий случай фильма о рок-кумире, выходящего за рамки конвейерной фабулы «Кабаки и бабы доведут до цугундера».
В книжном магазине «Порядок слов» Ирина Евтеева – режиссер, сочетающий игровое кино и анимацию, – представит свою книгу «Взаимодействие киновидов». Евтеева – ученый, искусствовед, и вполне может логически осмыслить то, чем занимается. А в качестве практических примеров взаимодействия покажет свой самый известный фильм «Клоун», получивший приз в Венеции, и последнюю по времени работу «Маленькие трагедии». Начало в 19.30.
В Fish Fabrique Nouvelle выступают комики-пародисты с музыкальной выучкой – группа «Глом», авторы питерского ответа рэперу Сяве («Не читал Бальзака?») и социальной сатиры «Небо Купчина». В творческом активе пересмешников – переделки песен «Банд'Эроса», Юли Савичевой, «Алисы», группы «Уматурман» плюс хороший вокал филолога Севы Москвина. Начало в 20.00.
В прокат выходит четвертая часть «Крика» («Scream 4») Уэса Крейвена – хоррор-франшизы, давно выродившейся из масскульта в удовольствие для посвященных. Их, безусловно, порадует, что Сидни Прескотт уже и забыла про убийцу в мунковской маске и даже стала работать в школе, а он снова тут как тут – потрошит подростков.
Пятница 15 апреля
Программа мероприятий Европейской театральной премии в Петербурге в этот день особенно насыщенна. В 9.00 в Доме актера (Невский проспект, 86) пройдет встреча с труппой исландского театра Vesturport. В 11.30 на сцену Театра им. Комиссаржевской выйдет еще одна труппа – премиат «Новой театральной реальности»: театр Meridional из Португалии покажет два небольших спектакля своего лидера Мигеля Сеабры «Кабо-Верде» («Contos em viagem: Cabo Verde») и «Специалисты» («Specialists»), театральные сочинения, посвященные актуальным проблемам современной социально-политической жизни. В 16.00 на новой сцене Молодежного театра Vesturport сыграет свою версию «Фауста» («Faust»). Нетленное сочинение Гете исландцы превратили в нечто вроде глэм-рок-шоу, а музыку для него специально сочинил Ник Кейв. Насыщенная повестка пятницы исчерпается в 22.45 на сцене ТЮЗа, где чешская труппа Farm in the Cave сыграет свой спектакль «Путешествие на станцию» («Journey to the Station»), образчик жанра physical theatre и сценический калейдоскоп впечатлений от поездки в Бразилию и наблюдения за тамошними негритянскими обычаями.
В центре «Росфото» можно увидеть выставку московского фотографа Михаила Розанова, известного мастера минималистского конструктивизма. Новая серия «Служение» – это рассказ о местах, связанных с последним годом жизни Иисуса Христа, в 33-х черно-белых фотографиях. Здесь нет открыточных видов, а привычные культурные символы увидены взглядом, который возвышает их до медитативной абстракции: рябь на воде – Иордан, олива – Гефсиманский сад, выщербленная временем стена с аркой – Судные врата. Фотохроника превращается в духовное паломничество, и возникает ощущение, что вместе с фотографом проходишь весь путь, в конце которого неизбежная Голгофа.
Московская группа Punk TV выступит в Fish Fabrique Nouvelle с презентацией пластинки «Space Shadows». Это четвертый альбом электронщиков, смешивающих поп-мелодии с саундом в духе мэдчестера – психоделического рока родом из Манчестера; а в качестве приглашенной звезды на альбоме поет Джеймс Аткинс. Начало в 20.00.
Лофт-проект «Этажи» представляет результаты конкурса «Золотая черепаха» – лучшие фотографии дикой природы. Ежегодно из 20 тысяч снимков отбираются 200 наиболее удачных по нескольким номинациям: животные, птицы, микромир, пейзаж и другие, а итоговая выставка путешествует по всей России. В «Этажи» она приезжает впервые.
Суббота 16 апреля
«Баядерка» – первый балет в серии спектаклей фестиваля «Мариинский», в которой в паре с нашими артистами выступят гастролеры из лучших трупп мира. Премьер Мариинки Владимир Шкляров танцует вместе с балериной Лондонского Королевского балета Робертой Маркез. Начало в 19.00.
Очередной день марафона Европейской театральной премии в Петербурге начнется со встречи с одним из премиатов «Новой театральной реальности» – труппой лиссабонского театра Meridional – в 9.00 в Доме актера им. Станиславского (Невский проспект, 86). Там же в 12.00 с театральной общественностью и публикой встретится другая лауреатка – британский режиссер Кэти Митчелл, а в 15.00 настанет очередь нашего, российского и, что особенно приятно, петербургского лауреата – режиссера Андрея Могучего. В 17.30 на сцене Комиссаржевки Meridional покажет свой opus magnum – спектакль «1974», театральное сочинение на темы новейшей истории Португалии. А в 20.00 в «Балтийском доме» демонстрация спектакля главного лауреата ЕТП-2011, знаменитого немецкого режиссера Петера Штайна. Комедию Генриха фон Клейста «Разбитый кувшин» («Der zerbrochne Krug») Штайн поставил во всемирно известном театре Berliner ensemble, а роль судьи Адама поручил культовому актеру Клаусу Марии Брандауэру, которого всем, кто смотрел хрестоматийную кинотрилогию Иштвана Сабо «Мефисто» – «Полковник Редль» – «Хануссен», специально представлять не нужно.
В Концертном зале Мариинского театра с сольной программой выступает дебютирующий на петербургской сцене именитый норвежский пианист Лейф Ове Андснес, принадлежащий к числу наиболее ярких представителей современного фортепианного искусства. В программе выступления: две бетховенские сонаты, 21-я («Аврора») и 32-я, Четыре баллады Брамса и Шесть пьес Шенберга. Начало в 19.00.
Воскресенье 17 апреля
Последний и главный день работы Европейской театральной премии в Петербурге – и самый торжественный. В 13.00 на сцене Александринского театра будет показан свежий спектакль Андрея Могучего, петербургского лауреата в номинации «Новая театральная реальность», – «Счастье», изощренная феерия для детей и взрослых по мотивам «Синей птицы» Метерлинка. В 19.30 на той же сцене начнется торжественная церемония вручения наград лауреатам (ее режиссирует тот же самый Могучий), которая плавно перетечет в своеобразный бенефис главного премиата Петера Штайна. Он обещает собственной персоной декламировать гетевского «Фауста» под аккомпанемент фортепиано.
В Большом зале Филармонии солисты, хор и оркестр Мариинского театра исполнят монументальные «Страсти по Иоанну» Софии Губайдулиной. Одиннадцать лет назад классик советского музыкального авангарда написала это полуторачасовое полотно специально для Валерия Гергиева, в 2003-м петербургские исполнители получили за запись «Страстей» премию Grammy. Теперь колосс Губайдулиной прозвучит под управлением шефа мариинского хора Андрея Петренко в рамках филармонических «Великопостных концертов». Начало в 20.00.
В «Лебедином озере» – в рамках традиционного для Мариинского театра весеннего фестиваля балета – партию Одетты-Одиллии исполнит прима-балерина Екатерина Кондаурова, а принца Зигфрида – ведущий солист Американского театра балета Дэвид Холберг, участник международного проекта «Короли танца», объединяющего лучших танцовщиков мира.
В Малом зале «Манежа» (набережная канала Грибоедова, 103) открывается выставка «Графический triП» – работы графиков последнего десятилетия из лучшей коллекции современной графики Петербурга, собранной Кириллом Авелевым. Название выставки указывает на имена художников: три Петра (Белый, Швецов и эстонец Пеетер Аллик) плюс для полноты картины Ирина Васильева и Валерий Гриковский. Все они – современные экспрессионисты, прекрасно владеющие классическими техниками и ищущие способы расширить и дополнить их. Одни смешивают тушь и масло, другие используют промышленную краску, третьи рисуют на газетах и салфетках, и почти всех привлекают особо крупные размеры.
Над материалом работали: Оксана Булах (современная музыка), Ольга Лузина (выставки), Андрей Пронин (театр), Дмитрий Ренанский (академическая музыка), Инна Скляревская (балет), Иван Чувиляев (кино).
Количество символов после анонса означает рейтинг ожиданий обозревателя: по пятибалльной шкале.
Фото: myspace.com/eyessettokill, smedsensemble.fi, stillavinsergei.livejournal.com, whitelies.com, annanova-gallery.ru, «Каропрокат», mariinsky.ru, «Каравелла DDC», Weinstein Company, vesturport.com, myspace.com/punktvofficial, roh.org.uk, nzz.ch, abt.org.
«Фонтанка.ру»