Новости

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
 29 марта 2011 11:00      221

Екатерина Галанова: «Dance Open – это не спектакли, а гала-концерты балетных звезд»

С 31 марта по 4 апреля в Петербурге пройдет юбилейный, десятый по счету, международный балетный фестиваль Dance Open – один из самых заметных и ожидаемых в балетном мире и за его пределами. На него ежегодно съезжаются выдающиеся исполнители практически из всех важнейших трупп мира. В прошлом году при фестивале была учреждена премия, а председателем жюри стала сама Наталья Макарова, одна из самых ярких фигур балета ХХ века. Корреспондент «Культурной столицы» встретилась с основателем Dance Open Екатериной Галановой.

Екатерина, в чем особенность фестиваля Dance Open и чем он отличается от других балетных фестивалей?

– Прежде всего, самой той формой, которую мы избрали. Мы работаем не со спектаклями, а с гала-концертами: в прошлом году у нас было пять балетных гала, в этом – три, зато очень объемных. Мы эту форму очень любим: она дает возможность в сжатый отрезок времени показать большое количество разных исполнителей, разных стилей и направлений. И это для нас очень удобный и понятный инструмент работы.



Затем, кроме концертной, у нас есть профессиональная часть. Во-первых, детский балетный концерт и мастер-классы. В последних участвуют не только дети, но и молодежь – и россияне, и иностранцы. В этом году их будет 114 человек. Для мастер-класса их разделят на несколько групп, по уровню подготовки, – причем возраст в группе может оказаться разным, потому что наши учащиеся профессиональных балетных школ, как правило, подготовлены гораздо лучше, чем их сверстники, приезжающие из-за границы.

Кроме того, мы каждый год устраиваем научно-практическую конференцию; в этом году на ней будут обсуждаться проблемы работы балетмейстера с классическим наследием и репертуарная политика балетного театра. Второе лично меня очень волнует: я, например, не сторонница нашего репертуарного принципа, когда речь идет о балетных театрах. В российских балетных труппах все спектакли идут один за одним, вперемежку, и при этом репетиций огромное количество – кордебалет умирает от перегрузок, ломаются ноги, – я десять лет танцевала в кордебалете Мариинского театра, и всё это по-прежнему для меня очень живо. На Западе же по-другому – там спектакли идут блоками: то есть подготовили спектакль – и показывают его какое-то время, потом заменяют его новым. И все силы труппы брошены на тот спектакль, который сейчас в работе. У обеих систем есть свои сторонники и противники, так что будем обсуждать.

Как менялся фестиваль на протяжении десяти лет своего существования?
 
– Поначалу это было небольшое мероприятие. До нынешнего уровня мы добрались небыстро, но именно такой темп позволил нам постепенно наращивать силы, не делать каких-то необдуманных шагов. И еще вместе с фестивалем росла наша команда. Таких специалистов, таких менеджеров, каких мы имеем сейчас, нигде не готовят, они выросли вместе с фестивалем, и тот уровень, к которому мы сейчас пришли, – это большая их заслуга.

Какие события ожидают зрителей Dance Open в этом году и кого из звезд балета вы нынче ожидаете?

– В этом году фестиваль предлагает зрителям три тематических гала-концерта: один из них, который пройдет 2 апреля на сцене Александринского театра, представит отечественных звезд балета, таких как Юрий Смекалов и Елена Евсеева из Мариинки, Маргарита Рудина из екатеринбургского Театра оперы и балета, Нурлан Канетов из Казани, Наталья Осипова и Иван Васильев из Большого театра, Ксения Барбашева и Александр Таранов из Перми, Кристина Кретова и Семен Чудин из столичного Театра им. Станиславского и Немировича-Данченко. На следующий день пройдет концерт, посвященный юбилею Натальи Макаровой, и посвящение это будет отнюдь не формальным, потому что звезды нынешнего поколения исполнят коронные номера репертуара выдающейся балерины, а сама Макарова будет присутствовать в зале. И, наконец, 4 апреля в БКЗ будет показан международный гала-концерт с участием звезд прославленных трупп, таких как балет Ковент-Гардена, Парижская опера, Шведский королевский балет, New York City Ballet и других. А также с неожиданными гостями – группой Stars of «Rock the Ballet». Это своего рода осознанная провокация и хулиганство с нашей стороны, потому что стиль, в котором названная группа работает, – не балет, а захватывающее танцевальное шоу, где танец соединен с акробатическим трюками. Ансамбль основан суперзвездой танца Раста Томасом и широко известен в мире, собирает полные залы, они даже выступали в Карнеги-холле вместе с сэром Элтоном Джоном.

Что касается мировых звезд балета, то в афише Dance Open-2011 присутствует Алина Кожокару – эту звезду высочайшего уровня из лондонского Королевского балета представлять не нужно. Да вообще к нам приедут сплошь звезды: Мария Ковроски, Эшли Баудер из New York City Ballet, Марсело Гомес из Американского балетного театра, Изабель Сьяравола из Парижской оперы – она должна была выступать в прошлом году, но получила травму, в этом году она всё же предстанет перед петербургскими зрителями. Люсия Лакарра – потрясающая танцовщица из Мюнхена. Стивен Макрей из Ковент-Гардена, кубинец Йона Акоста – племянник знаменитого Карлоса Акосты, который танцует не хуже дяди. Техника кубинцев вообще уникальна, они ценятся в любой труппе мира, это прекрасные балетные танцовщики. Выступят и наши любимцы: Диана Вишнева, Виктория Терешкина, Данила Корсунцев, Денис и Анастасия Матвиенко. А в самом начале фестиваля, 31 марта, в Доме кино, впервые в России будет показан американский документальный фильм о русских балетах за границей с уникальными видеоматериалами.

– Второй год в вашем фестивале принимает деятельное участие легендарная балерина Наталья Макарова. Расскажите, пожалуйста, когда и как возникла идея пригласить ее и как складывалось ваше с нею сотрудничество.

– Идея пришла в голову Василию Медведеву, нашему художественному руководителю. Несколько лет назад мы оказались в Хельсинки как раз в то время, когда Наталья Романовна там работала, переносила на  сцену хельсинкского театра свою «Баядерку». Мы обратились к ней, рассказали про фестиваль – и вдруг она согласилась! Она как-то сразу поверила в нас. К тому же мы были из Петербурга, а она по-прежнему очень любит наш город и всё, что с ним связано. Начались переговоры, потом совместная работа. Сейчас мы уже большие друзья. Конечно, с приходом Натальи Романовны фестиваль набрал обороты, изменился его статус, он стал еще более престижным.

На ваших гала-концертах зрители видят блестящий парад звезд. А для самих звезд участие в фестивале сводится к этим выступлениями или подразумевает еще что-то?

– Для участников фестиваль имеет большой смысл, который не ограничивается ни концертами, ни даже премией Dance Open, которая будет вручаться вечером 4 апреля в Этнографическом музее. Мы стараемся сделать так, чтобы все получили профессиональную пользу: и педагоги, и руководители балетных коллективов, и артисты. Мы просто очень практичные: если мы приглашаем на наш фестиваль столько талантливых и опытных артистов, разве мы можем не использовать все возможности, которые открывает общение с ними и их общение друг с другом?! Мы сводим в одном месте столько балетных сил, что фестиваль превращается в крупнейший балетный форум. Там столько переплетений происходит! Кто-то договаривается о новой работе, кто-то высматривает нового танцовщика себе в труппу, кто-то открывает для себя нового хореографа. Вы даже не представляете себе, сколько профессиональных вопросов решается тут шутя, просто за чашкой кофе.

Инна Скляревская
«Фонтанка.ру»

Фото: пресс-служба фестиваля Dance Open.

О других театральных событиях в Петербурге читайте в рубрике «Театры»