Наиболее важные события культурной жизни Петербурга этой недели: самые интересные, на взгляд обозревателей «Культурной столицы», новые выставки, концерты, театральные и кинопремьеры.
Понедельник 21 марта
В книжном магазине «Порядок слов» пройдет показ нового фильма Александра Миндадзе «В субботу». Картина, премьера которой состоялась на Берлинском кинофестивале, – своеобразный opus magnum Миндадзе, квинтэссенция всего, что есть в каждом его сюжете. Фиксация катастрофы, гибель мира – любимая его тема, – обретает здесь вполне конкретные очертания Чернобыльской аварии. Миндадзе в очередной раз выступил в печальном амплуа пророка: как заметила одна критикесса, «В субботу» еще не вышел в прокат, а само «в субботу» уже случилось. Начало показа в 19.30, а с четверга фильм начинают крутить в Доме кино.
В дни школьных каникул Особняк Румянцева приглашает детей на программу-путешествие по выставке «Старый Петербург. Столица и окрестности». 160 произведений живописи и графики XVIII – середины XIX века работы русских и иностранных художников создают цельный образ имперской столицы – от роскошных видов дворцов и парков до беглых бытовых и жанровых набросков. Юным участникам, которые правильно ответят на вопросы о Петербурге, сотрудники музея вручат подарки.
Вторник 22 марта
Понять, как выглядели легендарные спектакли дягилевской антрепризы, увидеть декорации Бакста и Бенуа не в эскизах, а в живом театре, убедиться, что шедевры столетней давности по-прежнему несут мощный энергетический заряд, можно на гастролях проекта Андриса Лиепы «Русские сезоны ХХI века». На сцене Михайловского театра гости представляют три балета: «Послеполуденный отдых фавна» Вацлава Нижинского, «Болеро» Брониславы Нижинской и ремейк не сохранившейся «Тамар» Михаила Фокина. В спектакле заняты звезды: Ирма Ниорадзе и Николай Цискаридзе, а «Болеро», когда-то поставленное для Иды Рубинштейн, теперь танцует Илзе Лиепа. Начало в 19.00, на следующий день, в среду 23 марта, в то же время.
С краткосрочным визитом на историческую родину прибывает театр Антона Адасинского Derevo. 22 и 23 марта на сцене театра «Лицедеи» признанные мэтры мирового пластического театра покажут премьеру – «Мефисто-вальс». Адасинский недавно закончил съемки у Александра Сокурова в фильме «Фауст», где сыграл роль Мефистофеля. Этот опыт никак не мог не отразиться в новой работе Derevo, навеянной, так же как и фильм, мотивами Гете. А 24 марта запланирован показ спектакля «Арлекин» – спектакля, который в Петербурге уже видели, впрочем, далеко не все желающие. Начало в 19.00.
Галерея «Борей» представляет два арт-проекта. «Обязательный пейзаж» – картины и рисунки 26-ти художников, созданные по мотивам одного и того же вида с балкона некоей квартиры на Черной речке. Тут и традиции ленинградской школы живописи, и эксперименты андеграунда, новый реализм и новый консерватизм. Выставка финской художницы Тийны Вайнио «Оранжерея» посвящена сорнякам, которые, будучи выполнены в технике акварели, похожи на кровавые слезы, пустившие многочисленные метастазы корней. Также можно увидеть серию работ художницы на тему израильско-палестинского кризиса, сделанных на старых армейских полотенцах.
В Галерее дизайна/ Bulthaup открывается выставка скандинавского дизайна. Простые и функциональные формы, экономичное использование материалов, экологичность – вещи работы северных дизайнеров нередко выглядят неожиданно, и на эдакий стул еще надо суметь забраться, но затем оказывается, что сидеть на нем и правда удобнее.
Среда 23 марта
В Этнографическом музее показывают очередную фотовыставку из серии «Путешествие в Россию» – «Фрагменты». Каждое лето несколько фотографов проверяют, есть ли жизнь за пределами российских столиц, и за несколько дней проезжают через десяток мелких провинциальных городов, старых и не очень. Проект включает как хронику путешествия, так и художественные фотографии, а также видео, так что получается выставка-исследование, где вперемежку бабуси с гусями, паромщики, таксисты, продавщицы пива, священники, и все как один живут трудно, но полны надежд.
Открывается фестиваль австралийского кино. На открытии покажут «Лантану» («Lantana») – триллер Рея Лоренса, в четверг – комедию Пола Голдмана «По австралийским правилам» («Australian Rules») и шедевр Брюса Бересфорда «Законы войны» («“Breaker” Morant»), в пятницу – документалку про футболистов «Тяжелый сезон» («Year of the Dogs») и вестерн «Следопыт» («The Tracker»), в субботу – драму «Блеск» («Radiance») и брутальную ленту Грегора Джордана «Своими руками» («Two Hands»). Закончится фестиваль в воскресенье 27 марта комедией Джонатана Теплицкого «Больше, чем секс» («Better Than Sex») и мюзиклом «Новый-новый день» («Bran Nue Dae»). Все сеансы состоятся в Доме кино.
Четверг 24 марта
В прокат выходит «Пол: Секретный материальчик» («Paul») – очередное творение автора «Суперперцев» Грега Моттолы. Что самое главное – с Саймоном Пеггом и Ником Фростом в главных ролях. На сей раз – про найденного в американской глуши двумя недотепами-англичанами (соответственно, Пеггом и Фростом) добродушного гуманоида по имени Пол.
В Концертном зале Мариинского театра Туган Сохиев продирижирует шестым по счету концертом симфонического абонемента, в программах которого классика русского оркестрового репертуара соседствует с сочинениями крупнейшего отечественного композитора современности Родиона Щедрина. В рамках заключительного вечера цикла будут исполнены Шестая симфония Чайковского, «Вальс-фантазия» Глинки и щедринская «Стихира на тысячелетие крещения Руси», в основе которой – вариации на оригинальную музыкальную тему, сочиненную Иваном IV Грозным. Начало в 19.00.
В концертном ресторане Jagger выступит замечательная московская группа «Мегаполис», вот уже почти четверть века возглавляемая печально-ироничным Олегом Нестеровым. В мае прошлого года «Мегаполис» выпустил лучшую свою пластинку – цельную и драматичную работу «Супертанго», где скупые мужские откровения смешиваются с утонченной музыкой. Хотя понятно, что широкая аудитория прежде всего любит этих московских усталых романтиков за более ранние – понятные и смешные – композиции. Начало в 20.30.
В Мраморном дворце открывается выставка Александра Тихомирова, художника, которого нередко называют «советским Микеланджело»: мощным фигурам тесно в рамах его картин, необычные развороты и ломаные линии сворачивают их тела в узлы, а души – в хитросплетения сильных эмоциональных переживаний. Изгнанники, одержимые, актеры, клоуны, балерины – одни персонажи выросли из Шекспира, другие напоминают о Стравинском. На выставке покажут работы разных периодов творчества – от раннего реализма и импрессионизма до гротескного экспрессионизма и изысканного неоклассицизма.
В киноцентре «Родина» начинается ретроспектива фильмов Люка Бессона – в свежеотреставрированных версиях. Набор фильмов – самый беспроигрышный: в четверг покажут «Подземку» («Subway»), в пятницу – «Голубую бездну» («Le grand bleu»), в субботу – полную режиссерскую версию «Леона» («Léon»), в воскресенье – «Пятый элемент» («The Fifth Element»).
Новый интернет-самородок Игорь Растеряев сыграет концерт в зале «Космонавт». Актер петербургского театра «Буфф» создал в своих ютьюбовских роликах почвеннический, антигламурный образ деревенского паренька, для которого рифма «онлайн–комбайн» всегда разрешается в пользу последнего слова. Песней о комбайнерах Игорь и прославился, после чего досочинил еще несколько композиций, симпатичных и патриотичных. Начало в 20.00.
В галерее «100 своих» открывается выставка «Редфабрик – Черная речка», представляющая творчество двух братьев – Алексея и Максима Редкачей. Старший, Максим, активно участвовал в жизни питерского андеграунда: писал психоделические картины, будто составленные из граней или пазлов и несколько напоминающие живопись Павла Филонова, делал видеоинсталляции для первых техно-вечеринок, а в 1993 году погиб, не дожив и до 26 лет. Младший, Алексей, тоже продолжал традицию аналитического искусства и пришел к геометрическим символам и абстракциям. Мастерская братьев «Редфабрик» находится рядом с Черной речкой, между заводов и заборов, что дало название выставке – важному арт-событию, которое возвращает неизвестные имена вроде бы недавней, но изрядно забытой эпохи.
В российский прокат выходит «Притворись моей женой» («Just Go with It») – очередная комедия с Адамом Сэндлером. Он исполняет роль пластического хирурга, который имеет обыкновение клеить девушек рассказами про свою несуществующую жену-стерву. Самое ценное здесь – вовсе не романтическая линия, а яркая галерея уродов-пациентов: тут тебе и дамочка с лопнувшей грудью, и тетенька с бровью на темечке. А на десерт Николь Кидман в неожиданном комическом образе содержанки бальзаковского возраста.
Союз художников представляет выставку «На солнечной стороне». 18 художников предпочитают изменчивой «художественной актуальности» простые радости бытия: на их картинах сплошь яркие пейзажи и натюрморты, хорошенькие детишки и романтичные девушки – самое подходящее искусство для создания весеннего настроения.
На экраны кинотеатров выходит «Железный рыцарь» («Ironclad») Джонатана Инглиша – история из мрачного средневековья про самозабвенных тамплиеров. С Полом Джаматти в одной из главных ролей.
Пятница 25 марта
Fish Fabrique Nouvelle продолжает открывать Петербургу, что творится в актуальной и молодой российской музыке. На этот раз здесь выступят любимицы музыкальной прессы, девичий дуэт из Екатеринбурга Obe Dve (на барабанах – Александра Кучерова, поет Екатерина Павлова, есть еще два гитариста), который презентует альбом «Знаешь, что я делала?». Простоватый дамский рок, без изысков – о мечтах, о потаенных желаниях, о любви к платьям и скорости. И всё это – быстро, хорошо артикулировано, бодро, без сантиментов и с какой-то очень неженской хваткой. Начало концерта в 21.00.
В «Родине» фестиваль кино Дании «От Дрейера до наших дней» переходит ко второй части программы, соответственно, нашим дням. Покажут четыре короткометражки недавних выпускников Датской киношколы, одного из самых передовых и либеральных киновузов Европы: ленту о войне в Югославии «Параграф 15» («Paragraf 15»), комедию про шашни костюмерши и актерской четы «По кускам» («Stykke for stykke»), камерную драму «Чужая» («Den fremmede») и фильм «Как семья» («Som en familie») о двух мусульманах, мечтающих открыть свою забегаловку. Начало сеанса в 18.45.
В малом зале ЦВЗ «Манеж» (набережная канала Грибоедова, 103) начинает работу выставка живописи Александра Подобеда «Мой английский дедушка». У художника был дед-миллионер из Канады, с которым так и не довелось встретиться, а теперь темой его ретроспективы оказывается миграция: опыт существования в обществе, где мигранты занимают всё большее место, рифмуется с впечатлениями от заграничных путешествий, и вполне очевидно, что больше всего автору хочется эмигрировать.
Суббота 26 марта
Премьеру «Синей птицы» в Александринке (постановка будет называться «Счастье») любители театра ждут с нетерпением, какого обычно в отношении детских спектаклей не наблюдается. Секрет прост – спектакль ставит замечательный режиссер Андрей Могучий. Режиссер говорит, что его постановка ориентирована на детей от 9-ти до 12-ти лет, впрочем, родителям и прочим интересующимся в театре тоже будут рады. Спектакль, как всегда у Могучего, напичкан машинерией и спецэффектами, в нем занята почти вся труппа – от пожилых народных артистов и артисток до талантливой молодежи, а пьеса Метерлинка подверглась основательной ревизии. В числе действующих лиц появились какие-то многочисленные прабабушки и прапрабабушки, а также врачи-реаниматологи и два Деда Мороза. Начало спектакля в 17.00. А на следующий день, в воскресенье 27 марта, премьеру сыграют дважды – в 13.00 и 17.00.
В Большом зале Филармонии выступит лейпцигский «Бах-оркестр» – дочерний коллектив легендарного оркестра «Гевандхаус», специализирующийся на интерпретации старинной музыки. В программе – шесть баховских Бранденбургских концертов. Дирижирует и солирует художественный руководитель коллектива Кристиан Функе. Начало в 19.00.
«Тебе нравится Толстой, я читаю лишь Playboy» – это, пожалуй, самая невинная конфронтация общественному вкусу, которую могут предложить публике немецкие карнавальные электро-панки Bonaparte. Труппа ряженых гедонистов способна сыграть даже на куче мусора, главное в их шоу – визуальная составляющая. Каждый концерт Bonaparte превращают в отвязный карнавал. В «Космонавте» они презентуют свой новый альбом «My Horse Likes You» о любви к лошадям, и здесь можно ожидать любого зоопарка. Начало концерта в 20.00.
В галерее «Д-137» можно увидеть работы Александра Овчинникова, участника арт-вакханалий «Новых художников» и «Виртуозов Вселенной», создателя ряда фильмов параллельного кино, известного по «Снам Бананана» в «Ассе». Живопись, графика, татуировки, ювелирные украшения, кино, игра на тромбоне и гитаре – в перестроечном разгуле альтернативной культуры он успел проявить себя во множестве амплуа, а в 1991 году его не стало.
Воскресенье 27 марта
Долгожданный концерт нью-йоркцев Interpol состоится в «ГлавClub» (Кременчугская улица, 2) – причем тянет это не на событие недели, а на выступление года. В 2002-м с выходом их дебютного альбома «Turn on the Bright Lights» стало понятно, что возвращается постпанк образца 80-х, а именно группы Joy Division, – с тягучими и медленными гитарами, беспокойно пульсирующими басами, беспросветным вокалом и фирменной общей мрачностью. Возрождением постпанка в начале 2000-х годов занималась чуть ли не вся передовая англоязычная инди-сцена – но наиболее четко «поймать волну» удалось Interpol, возможно, потому, что они свято следовали канонам, созданным еще Йеном Кертисом, а с другой стороны – нашли нерв современности. Начало концерта в 20.00.
В Большом зале Филармонии под управлением дирижера Александра Титова пройдет четвертый концерт абонементного цикла, посвященного музыке Густава Малера и приуроченного к 150-летию со дня рождения композитора. Баритон Андрей Славный будет солировать в «Песнях странствующего подмастерья», меццо Светлана Сидорова де Санги исполнит пять оркестровых песен в оркестровке итальянского авангардиста Лучано Берио, а Академический симфонический оркестр Филармонии предоставит петербургской публике редкую возможность услышать живьем Десятую малеровскую симфонию. Начало в 19.00.
В Концертном зале Мариинки намечена однодневная гастроль солистов, хора и оркестра Римской оперы. Первоначально предполагалось, что концертное исполнение «Набукко» Верди пройдет под управлением музыкального руководителя и главного дирижера театра Рикардо Мути, однако несколько недель назад он серьезно заболел, и вместо него петербургским дебютом итальянского коллектива будет дирижировать подающий надежды маэстро Никола Пашковски. Начало в 19.00.
В пяти точках города стартует фестиваль «Март-пространства». Участвуют в проекте галереи «Квартира Алексея Сергиенко» и Zavod (набережная Обводного канала, 150), арт-пространства «Звездочка», Bye Bye Ballet и К7 (Казанская улица, 7). В течение пяти дней они будут устраивать выставки, перформансы, мастер-классы, кинопоказы, семинары, концерты, бесплатные фотосессии, причем каждый из участников имеет свой «звездный» день. В день открытия обещают бесплатные ретроавтобусы, которые будут возить желающих по пяти малоизвестным местам художественного андеграунда.
Театр «Пушкинская школа» показывает обновленный вариант спектакля Владимира Рецептера «Роза и крест». Роль Гаэтана в этом спектакле играл давний друг Рецептера, замечательный актер БДТ Изиль Заблудовский, недавно, к прискорбию, усопший. Новым исполнителем стал Леонид Мозговой, артист и чтец, снискавший всемирную славу благодаря ролям в фильмах Александра Сокурова «Камень», «Молох» и «Телец». Начало спектакля в 18.00.
Над материалом работали: Оксана Булах (современная музыка), Ольга Лузина (выставки), Андрей Пронин (драматический театр), Дмитрий Ренанский (опера и классическая музыка), Инна Скляревская (балет), Иван Чувиляев (кино).
Количество символов после анонса означает рейтинг ожиданий обозревателя: по пятибалльной шкале.
Фото: «Кино без границ», mikhailovsky.ru, пресс-службы галереи «Борей» и Российского этнографического музея, Agenda, myspace.com/megapolisband, Sony Pictures Entertainment, alexandrinsky.ru, bonaparte.cc, interpolnyc.com, mariinsky.ru, pushkincenter.ru.
«Фонтанка.ру»