Наиболее важные события культурной жизни Петербурга этой недели: самые интересные, на взгляд обозревателей «Культурной столицы», новые выставки, концерты, театральные и кинопремьеры.
Понедельник 14 марта
Бессменный лидер петербургского театрального авангарда Русский инженерный театр «АХЕ», полтора года назад лишившийся помещения и снова проводящий большую часть времени на гастролях за границей, гостит в Музее современного искусства «Эрарта» и в его галерейном пространстве представляет премьеру «Депо гениальных заблуждений». Темой спектакля неожиданно оказались ошибочные, но эффектные физические гипотезы прошедшего столетия – от идеи осевого вращения Луны до предположения о кубической форме атомов. А театральное воплощение еще более эффектно: «ахейцы» создали по мотивам гипотез причудливые объекты, а спектакль будет сочетать 3D-маппинг-проекцию на их поверхность и живой актерский план. Начало в 19.00, кроме того, «Депо» еще раз продемонстрируют во вторник, 15 марта, и в четверг, 17-го. Билеты – в кассе музея.
В Гатчине на фестивале «Литература и кино» покажут очередной фильм, который точно не дойдет до проката, – новую работу советского классика Геннадия Полоки «Око за око». Это первая работа создателя «Республики ШКИД» и «Интервенции» за последние 15 лет. К тому же, снятая по повести Бориса Лавренева «Седьмой спутник» – той самой, экранизацией которой дебютировал в кино Алексей Герман. Сеанс пройдет в кинотеатре «Победа» (улица 25-го Октября, 5), начало в 15.00.
В Большом зале Филармонии в рамках фестиваля «От авангарда до наших дней» состоится симфонический концерт капеллы «Таврическая». В программе: один из ключевых текстов русского музыкального авангарда, урбанистический «Завод» Александра Мосолова, сюита из балета «Болт» Дмитрия Шостаковича, фортепианный концерт Арама Хачатуряна (солист – известный московский пианист Андрей Диев) и концерт для оркестра «Озорные частушки» Родиона Щедрина. Дирижер – Михаил Голиков. Начало в 19.00.
Вторник 15 марта
Наконец-то Начо Дуато, знаменитый испанец, принявший приглашение Михайловского театра возглавить балетную труппу, покажет себя. Его первая работа в Петербурге: два проверенных временем балета («Duende» /«Дуэнде», 1991 и «Without Words» / «Без слов», 1998), а вот третий – «Nunc dimittis» / «Ныне отпущаеши», – мировая премьера. Он поставлен специально для артистов Михайловского театра и вдохновлен, по словам Начо, примой-балериной Екатериной Борченко. Заявка интригующая: молитва Симеона Богоприимца, музыка Арво Пярта, почти церковная, но при этом со вставками из перкуссионных опусов Давида Азагры, современного испанского композитора. Балет посвящен связи духовного и земного, принципиально бессюжетен, а декорации и костюмы Начо Дуато придумал сам. Начало в 19.00, на следующий день – в то же время.
Ученик Льва Додина Олег Дмитриев выпускает на камерной сцене МДТ – Театра Европы спектакль по хрестоматийной пьесе Генрика Ибсена «Привидения», образцовой психологической драме. Роль фру Алвинг исполняет Анжелика Неволина, ее малохольного сына играет Станислав Никольский, а образ чопорного пастера Мандерса, которому, как выяснится, и фру, и ее отпрыск вовсе не чужие, воплотит Владимир Захарьев. Поговаривают, что Додину спектакль понравился, а это уже рекомендация. Начало в 19.30. Второй премьерный показ – в воскресенье, 20 марта, в то же время.
В галерее «АРТ.объект» три художника, составляющие группу «Васильки», – Ирина Васильева, Андрей Кузьмин и Александр Горяев – представляют свои пейзажи на выставке «Живопись зимняя и демисезонная». Стиль их картин основан на «митьковском» наиве и примитивизме, но «Васильки» не чураются красивых видов и тонкого колорита, так что даже кривые и несуразные человечки не могут испортить величественную природу.
Среда 16 марта
В ограниченный прокат выходит новый фильм живого классика иранского кино Аббаса Киаростами «Копия верна» («Copie conforme») с Жюльетт Бинош в главной роли. Своеобразный ремейк «Прошлым летом в Мариенбаде» Алена Рене – про то, что копия всегда лучше оригинала, а ролевые игры гораздо веселей обычной жизни. За главную роль в этой истории Жюльетт Бинош получила приз в Каннах.
Стоило закончиться фестивалю нуаров, а в киноцентре «Родина» – новая радость для синефила: начинается Фестиваль датского кино. В качестве прелюдии к нему в книжном магазине «Порядок слов» куратор Датского института кино Томас Кристенсен прочтет лекцию о главном датском киноклассике Карле Теодоре Дрейере. Начало в 19.30.
В Большом зале Филармонии играет Заслуженный коллектив России – Академический симфонический филармонический оркестр под управлением своего художественного руководителя Юрия Темирканова. Центральное событие вечера – выступление Александра Князева: едва ли не лучший отечественный виолончелист современности исполнит сольную партию в Первом концерте Дмитрия Шостаковича. Начало в 19.00.
В Концертном зале Мариинского театра Валерий Гергиев продирижирует одной из самых изящных симфонических программ нынешнего сезона – увертюра к «Жизни за царя» Глинки на первое, Четвертый оркестровый концерт «Хороводы» Щедрина на десерт и Пятая симфония Чайковского в качестве основного блюда. Начало в 19.00.
Театр на Литейном устраивает торжественный вечер по случаю 60-летнего юбилея старожила здешней труппы актера Александра Жданова. Жданова знает каждый, кто смотрел советский фильм «Последнее лето детства»: там актер играл роль Генки. А кроме того, с ним прекрасно знакомы любители театра – он много участвовал в спектаклях Якова Хамармера, играл в знаменитом «Недоросле» Льва Додина и «Ремонте» Вадима Голикова, сотрудничал с Геннадием Тростянецким, Климом, Анатолием Праудиным, Владиславом Пази и другими режиссерами. Жданов полон сил и молод душой, что подтверждают его недавние работы в спектаклях по пьесам молодых драматургов Юрия Клавдиева и Михаила Дурненкова. Начало вечера в 19.00.
В ДС «Юбилейный» в эту среду – двойная доза тяжелых металлов. В парном концерте выступят столпы heavy metal, группы Slayer и Megadeth. На двоих у них 13 номинаций на «Грэмми», платиновые и золотые тиражи альбомов, пожизненные места в «большой четверке метала» (вместе с Metallica и Anthrax) и нескончаемые вариации титулов «королей hard and heavy». Начало в 20.00.
В Союзе художников можно увидеть выставку московского живописца Василия Колотева «Бытовой жанр 1980-90-х годов». Красочные картины с подробным перечислением предметов посуды и одежды, продовольственных запасов, деталей, характеризующих социальное положение изображенных персонажей, по форме наследуют традиции «малых голландцев», от Адриана ван Остаде до Яна Стена, а по содержанию – отражают скуку застоя и метания перестройки.
В галерее «МАрт» открывается выставка Фомы Тутурова. Живопись – сюрреалистическая абракадабра в духе Дали, Магритта и де Кирико, с часами, руками, подпорками, безголовыми субъектами и беременными березами, графика – абстрактные композиции, похожие на многосоставные ребусы в стиле фэнтези.
В Гатчине заканчивается фестиваль «Литература и кино». Причем на самой безумной ноте из возможных – фильмом закрытия заявлена лента Юрия Кары «Гамлет. XXI век», в которой действие шекспировской трагедии перенесено в наши дни – и довольно экстравагантно. Что характерно, практически во всех описаниях фильма в графе «Возрастные ограничения» красноречиво обозначено «не рекомендуется показывать детям». Мероприятие состоится в кинотеатре «Победа» (улица 25-го Октября, 5), начало в 18.00.
Четверг 17 марта
Отказавшийся от очередных «Пиратов Карибского моря» режиссер Гор Вербински снял «Ранго» («Rango») – мультипликационный вестерн про зверюшек. Главный герой — хамелеон-шериф, говорящий голосом Джонни Деппа. Смотрите на экранах кинотеатров города.
Фестиваль кино Дании с красноречивым названием «От Дрейера до наших дней» официально откроется в киноцентре «Родина» показом с пленки «Страстей Жанны д'Арк» («La passion de Jeanne d`Arc») – нетленного шедевра Карла Теодора Дрейера. В качестве тапера выступит скрипач группы «Аквариум» Андрей Суротдинов. Начало в 18.45.
В Михайловском театре признанный мэтр отечественного телевидения Леонид Парфенов встречается со зрителями своих фильмов и программ и читателями своих книг. Начало в 19.00.
В книжном магазине «Порядок слов» пройдет очередная лекция киноведа Алексея Гусева из цикла «Спасение по правилам». Будет показан фильм Пупи Авати «Магнификат» («Magnificat»). Начало в 19.30.
В Концертном зале Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева в Петербурге в амплуа солиста дебютирует концертмейстер легендарного Венского филармонического оркестра Райнер Хонек, признанный европейской прессой одним из самых утонченных интерпретаторов австро-немецкой классико-романтической скрипичной музыки. В программе вечера: крайне редко звучащий в России Скрипичный концерт Альбана Берга и симфоническая поэма «Жизнь героя» Рихарда Штрауса. Начало в 19.00.
На экраны выходит «Красная Шапочка» («Red Riding Hood») с Амандой Сейфрид в главной роли и Гэри Олдманом в образе охотника. Создатель «Сумерек» режиссер Кэтрин Хардвик переписала сказку на свой лад – не про бабушку и пирожки, а про любовь, кровь и оборотней.
Галерея «Моховая-18» приглашает на выставку Ольги Лысенковой «Образы горнего мира». Ангелы, ковчеги, птицы выполнены в технике горячей эмали, с древности имеющей репутацию искусства, почти равного по тонкости ювелирному. Материалами могут стать старая доска, обломок весла, деревянное колесо – «историческая память» предметов делает богаче метафорическое звучание «небесных» образов.
В Доме кино начинают показывать «Как я дружил в социальной сети» («Catfish») – документальное исследование феноменов лайков и статусов режиссерами Ариэлем Шульманом и Генри Джустом. На примере одного зафренживания, конечно.
В Союзе художников разворачивается большая выставка художников-анималистов «Zoo Культура», где будут представлены сотни картин, рисунков, скульптур, фотографий с кошками, собаками, лошадьми, другими домашними и дикими животными. Идея выставки принадлежит городскому Управлению ветеринарии, и в дни работы выставки можно не только принять участие в мастер-классах художников, но и узнать о работе фондов и приютов для бездомных животных.
На экранах кинотеатров – «Области тьмы» («Limitless»): поучительная история про писателя-неудачника, который принимает секретную таблетку и становится суперталантливым и сверхработоспособным. В роли демона-искусителя – Роберт де Ниро.
В прокат выходит очередная «ночь живых мертвецов» – ремейк «Служебного романа» со Светланой Ходченковой в роли Фрейндлих и Павлом Волей в образе Ахеджаковой. Естественно, советская контора преобразилась в дизайнерский лофт, а замухрышки служащие обрели лоск «белых воротничков».
Пятница 18 марта
В «Буквоеде на Восстания» известный журналист и лучший учитель истории в Петербурге Лев Лурье представляет читателям свою новую книгу «22 смерти, 63 версии», написанную в редком жанре документального исторического детектива. Автор анализирует обстоятельства загадочных кончин заметных деятелей российской истории – в хронологическом промежутке от Ивана Грозного до Иосифа Сталина. Начало встречи в 19.00.
В Мариинском театре ключевое событие едва ли не нескольких последних сезонов – премьера «Мертвых душ», оперы Родиона Щедрина, под управлением Валерия Гергиева. Эта трехактная эпопея в последний раз звучала в Петербурге более тридцати лет назад, и ее нынешнее возвращение на мариинские подмостки обставлено наилучшим образом. Режиссер Василий Бархатов перенес действие в эпическое пространство судьбы и лишил фабулу «Мертвых душ» привязки к конкретному времени, а художник Зиновий Марголин создал одну из лучших своих работ – декорация спектакля эффектно и зримо дает ответ на вопрос «Русь, куда несешься ты?». Начало в 19.00.
В «ГлавClub» (Кременчугская улица, 2) – большая презентация новой пластинки группы «Ляпис Трубецкой» под названием «Веселые картинки». Оседлавшие на последних трех дисках шершавый язык плаката вкупе с задорным ска-панком «Ляписы» успешно перешли в новую инкарнацию с четкой и бескомпромиссной идейной платформой и более прямолинейным, «бронебойным», по собственному определению, саундом. На «Веселых картинках» же, стартовавших синглом «Священный огонь» в тематике «Когда-то ты был битником», музыканты обещают подновленную концепцию звука: без меди, с народными инструментами и электроникой и даже лирической атмосферой. Начало в 20.00.
Фестиваль датского кино в киноцентре «Родина» продолжится еще одной картиной великого Дрейера, следующей по счету после «Жанны», – «Вампиром» («Vampyr»). Начало в 19.15.
С программой «Флешбэк» возвращаются на сцену «Маша и медведи» – в Петербурге они выступят в клубе «Зал ожидания». В 1998 году развязно-навязчивый хит «Любочка» звучал из каждого утюга, а впоследствии Маша Макарова показала себя вдумчивым и одаренным сонграйтером и уникальной певицей – не столько рокершей, сколько эдакой антифолк-дивой из 60-х. Группа распалась в 2000-м, вновь сошлась на пару альбомов; теперь же годы молчания, перемежаемые робкими попытками вернуться, кажется, подошли к концу: певица вновь обрела мир в душе, своих верных «Медведей» и вдохновение для новой пластинки. Начало концерта в 20.00.
В Большом зале Филармонии в рамках гастроли Московского академического симфонического оркестра под управлением Павла Когана состоится выступление одного из талантливейших молодых пианистов мира – Станислава Юденича, уроженца Ташкента, гражданина США и победителя престижного Фортепианного конкурса имени Вэна Клайберна. В его исполнении прозвучит «Рапсодия на тему Паганини» Рахманинова. Начало в 19.00.
«Я – клоун Божий. Нижинский» – так вычурно называется новый спектакль театра «Приют комедианта». Фантазию по мотивам биографии великого балетного танцовщика театр пригласил поставить Юрия Цуркану, интеллигентного крепкого режиссера, штатного постановщика «Русской антрепризы» им. Миронова. Интригует участие в постановке балерины Юлии Махалиной и замечательного характерного актера Михаила Николаева в роли Дягилева. Начало в 19.00, в субботу и воскресенье, 19 и 20 марта, – в то же самое время.
Суббота 19 марта
В Доме кино намечена «Ночь фильмов братьев Коэнов». Планируют показать «Железную хватку» («True Grit»), «Серьезного человека» («A Serious Man») и «Невыносимую жестокость» («Intolerable Cruelty»). Начало в 23.30.
Арт-центр «Пушкинская, 10» разом обновляет наполнение своих выставочных пространств. Музей нонконформистского искусства представляет живопись двух наследников традиции русского авангарда: Александр Кондратьев смешивает приемы сезаннизма, экспрессионизма и средневековой иконописи, Наталья Шалина выстраивает на картинах кровеносную сеть разноцветных элементов на манер Павла Филонова. Галерея Navicula Artis показывает картины Кати Флоренской – то ли житийные иконы, то ли комиксы, рассказывающие о мистико-религиозных движениях XX века. Новые проекты можно увидеть и в других залах арт-центра.
Немецкая группа And One выступит в «Зале ожидания» – эти берлинцы с конца 80-х играют на паре синтезаторов electronic body music в стиле Depeche Mode и Kraftwerk. Лязгающая электронная машинерия обеспечивает нужды мрачноватых дискотек. Начало в 20.00.
Маститый педагог Петербургской театральной академии Вениамин Фильштинский ставит актерский этюд в основу драматического искусства. И даже студию, которую Фильштинский намерен организовать на базе своего актерского курса, он назвал «Этюд-театром». Теперь этот студенческий коллектив будет играть свои спектакли (а у студии уже есть небольшой репертуар) на малой сцене Театра на Васильевском. Первой покажут чеховскую «Попрыгунью». Начало в 18.30.
AL Gallery представляет фотопроект Дмитрия Провоторова «Письма из Поднебесной». Девушка китайской внешности вступает в различные отношения с вещами – от револьвера до чучела акулы, и эти способы взаимодействия человека и вещи напоминают «Китайскую энциклопедию» Борхеса, далекую от европейской логики, но имеющую свою, особую и подчас неопровержимую.
Воскресенье 20 марта
Достойнейший рэпер Raekwon (Кори Вудс) из Wu-Tang Clan выступает в «ГлавClub» (Кременчугская улица, 2). К хип-хоп-нонету со Стэйтен-Айленда (нью-йоркское Купчино) Raekwon присоединился в 1992 году, то есть был у самых истоков этой влиятельной формации. Каждый ее участник так или иначе отметился в качестве успешного сольного исполнителя – редчайший случай, когда столь густонаселенная группа на сто процентов состоит из звезд и при этом нормально функционирует. В середине 90-х Raekwon выпустил сольник «Only Built 4 Cuban Linx...», тут же причисленный к величайшим рэп-пластинкам. Полтора года назад рэпер записал вторую часть этого диска, использовав ту же тематику: по-скорсезовски кинематографичную историю мафиозного босса, только в форме сермяжно-лирических речитативов. Начало в 20.00.
Театр музыкальной комедии выпускает премьеру оперетты «Бабий бунт» Евгения Птичкина. Тот, кто считает это событие рядовым в петербургской афише, сильно ошибается. Появление этого спектакля в афише театра на Итальянской – новость государственного масштаба: постановщиком выступил советник Президента РФ, а по совместительству потомственный певец и режиссер Юрий Лаптев. Начало в 19.00.
В Музее Достоевского открывается выставка норвежского фотографа Эйвинда Хьелмена «Elsewhere» (то есть «Где-нибудь в другом месте»). Кадры чужой жизни подернуты туманом, отчего проявляется затаенная грусть одиноких домиков и заброшенных автомобилей, неприкаянность скамейки в спальном вагоне поезда, безразличие прохожих и бесконечность дорог. Особую теплоту и ощущение драгоценности снимкам придает то, что автор печатает их старинным методом желатино-серебряного процесса.
Над материалом работали: Оксана Булах (современная музыка), Ольга Лузина (выставки), Андрей Пронин (драматический театр), Дмитрий Ренанский (опера и классическая музыка), Инна Скляревская (балет), Василий Степанов, Иван Чувиляев (кино).
Количество символов после анонса означает рейтинг ожиданий обозревателя: по пятибалльной шкале.
Фото: Русский инженерный театр «АХЕ» (Владимир Телегин), пресс-служба Михайловского театра, «АРТ.объект», GP Group, philharmonia.spb.ru, naliteinom.ru, пресс-служба Выставочного центра Союза художников Санкт-Петербурга, «Мастер-фильм», «Централ Партнершип», Михаил Садчиков-младший, mariinsky.ru, Universal Studios, «Парадиз», lenizdat.ru, lyapis.com, masha-i-medvedi.ru, clubzal.com, sunsongs.ru, md.spb.ru.
«Фонтанка.ру»