Новости

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
 03 февраля 2011 11:51      313

События в Египте: Cherchez la femme

События в Египте продолжают собирать жертвы. Только за один день, по официальным данным, во время массовых беспорядков погибли три человека, более шести сотен пострадали. Эксперты, опрошенные «Фонтанкой», не ожидают скорого завершения конфликта. Мало того, они уверены, что это только начало умело управляемой смуты. А на смену политическим лозунгам совсем скоро могут прийти призывы с религиозным подтекстом. И тогда крестовые походы всем покажутся детской шалостью.

Несмотря на ежедневно ухудшающуюся политическую обстановку в Египте, российские туристы продолжают улетать на отдых в арабскую республику. Их численность превышает 40 тысяч человек. Еще 30 тысяч российских граждан живут в этой стране постоянно. Официальные лица РФ до сих пор ограничиваются только предупреждениями и рекомендациями. Туроператоры, продавая путевки, берут с клиентов расписки о личной ответственности. Известный писатель и журналист, востоковед-арабист по образованию Андрей Константинов называет такие действия со стороны властей и коммерсантов преступлением, со стороны соотечественников — идиотизмом и безумием.

«Там ситуация на грани катастрофы и гражданской войны. Огромное количество людей находится за чертой бедности. И эти люди очень опасны, - предупреждает он. - Огромное количество мужчин, которые просто никогда не знали женщин в силу того, что у них просто нет возможности скопить достаточного количества денег для внесения махра (брачный выкуп. — Прим. ред.) за невесту.

Понятно, что раньше они оберегали свой туристический бизнес. Но сейчас, когда в стране намечаются перебои с продовольствием, наличными деньгами, с медикаментами, эти слабенькие кордоны, отделяющие туристов ото всей остальной страны, падут так мгновенно, что их вообще никто не заметит. И говорить, что в этой ситуации невозможны широкомасштабные грабежи, насилие, захват заложников или просто убийства ради развлечения, может только идиот. Я удивлен, что до сих пор ни одного крупного отеля, крупной туристической зоны не расстреляли. А что касается заявлений о том, что рассматриваются варианты эвакуации, мне хотелось бы посмотреть в глаза тому человеку, который это говорит. Как он вообще думает эвакуировать 75 тысяч? Каким это волшебным образом? Бортами МЧС что ли? Или авиацией МВД? Пароходами? Притом что в Египте закрыты все морские порты».

По мнению специалистов, сценарий, по которому будут развиваться события в Египте, далек от позитивного. И последствия коснутся не только местного населения. «Так уж получилось, в силу географического и исторического развития Египет обоснованно претендует на звание «сердце арабского мира», - говорит Андрей Константинов. - Поэтому эта проблема может стать проблемой для всего Ближнего Востока. Может перекинуться на другие страны и регионы - это совершенно очевидная вещь. То, что происходит сейчас, могло произойти и 5 лет назад. Там стабильности практически нигде нет. Просто это регион такой».

Декан Восточного факультета СПбГУ Евгений Зеленев, в 2004 году выпустивший книгу об истории, культуре, политике и религии Египта, с уверенностью говорит, что в основе очень многих сегодняшних событий в стране лежат религиозные пристрастия. «Не надо забывать, что это страна, где примерно 10 % населения — копты (христиане). Мы обычно видим в исламском мире только ту его часть, которая вызывает наибольшие опасения — экстремизм. Но это вершина айсберга. На самом деле мусульманское движение последних десятилетий, это, в первую очередь, колоссальное по масштабам цивилизационное строительство. Для мусульманской цивилизации лежит в основе не только культурный фактор (архитектура, музыка,  литература), но, прежде всего, моральные принципы, на которых строится общественное развитие. Я бы назвал его цивилизационным движением, его легальная часть представлена не только "Братьями-мусульманами", но еще несколькими сотнями весьма влиятельных крупных и мелких организаций религиозного толка», - уточняет профессор, доктор исторических наук.

Неправильно рассматривать события в арабской республике без учета географических, национальных и исторических особенностей страны, считают эксперты. Как рассказал «Фонтанке» Евгений Зеленев, до недавнего времени Египет был одним из самых организованных, структурированных политических гигантов Ближнего Востока. «Без малого 82-83 млн человек живут на 4-5% территории страны. Все остальное пустыня, - подчеркивает историк. - Это страна с одной из самых высоких в мире плотностей населения. Это существенно выше, чем в Китае. Это абсолютно новая модель взаимоотношений. Мы имеем дело с перспективой демографического развития человечества. Египет — это очень скученное, очень сконцентрированное население». Страна и, в частности, Каирская агломерация, образно говоря, поделена на общины, кварталы, коммуны со своими границами и внутренними законами. Здесь знают друг друга чуть ли не в лицо.

«Это население очень подвержено влиянию своих руководителей, - говорит Зеленев. - Во главе такой общины стоит 5-15 человек, и они выбирают своего старейшину. Вот можете себе представить: горожане вдруг неожиданно в течение короткого времени собираются многотысячной толпой? Можно ли это сделать только с помощью энтузиазма и личных отношений? Конечно, нет».

Как говорит востоковед, в Египте не бывает случайных событий. Он убежден, что запущен механизм, который в исламе называется фитна (смута). «Пророк Мухаммед как-то сказал, что смута хуже, чем неверие. Смута — это та форма протеста, которая не управляется внешне, но она, очевидно, организована изнутри, - заявил «Фонтанке» Зеленев. - Если какая-то группа хочет прийти к власти, и у нее нет легального механизма, она начинает активно работать над созданием смуты. Механизм ее предельно прост: собрать в одном месте большое количество людей, а потом с помощью хорошо организованной группы направить их протест против чего-то. Когда я услышал, что новый лагерь протестующих будет разбит перед президентским дворцом, то я уже начинаю понимать, что да — вот оно, начало организованного движения».

Остановить то, что стремительно превращается в мятеж, вооруженное восстание, революцию, катастрофу, при помощи армии, по мнению эксперта, невозможно. Скорее, наоборот - вмешательство армии, то есть вооруженных людей даст протестующим повод оказать им вооруженный отпор, а это война, гражданская война, выход из которой один - военная диктатура.Евгений Зеленев убежден, что применение оружия в данном случае — преступление.  Но и оставить толпу, бушующую на улице, разрушающую дома, парализующую жизнь города, уничтожающую инфраструктуру, тоже нельзя. Моральное давление  мирового сообщества на участников политического противостояния в Египте необходимо, прежде всего, потому, что от развития событий зависит дальнейшая судьба этого самого сообщества. «Последствия заключаются не в том, что сменится режим, будут какие-то столкновения внутри армейских группировок, - объясняет востоковед, - это неприятно, но это заживает. Может быть, не в течение месяцев, но лет. А вот межрелигиозный конфликт не заживет существенно дольше, а главное, он имеет вирусную природу. Я обеспокоен именно этим и очень рад, что на сегодняшний день исламское движение в Египте несколько дистанцируется от происходящего. Но не надо впадать в иллюзию, совершенно понятно, что 80% тех, кто сейчас на улицах, это глубоко верующие, преданные своей религии мусульмане. И то, что они сегодня выступают с политическими лозунгами, это говорит об их некоторой политической зрелости. Но может пойти и процесс радикализации, и на смену этим требованиям придут другие — с уже религиозным, идеологическим подтекстом».

По словам Зеленева, опасность состоит в том, что межрелигиозный конфликт очень многие вопросы (такие как коррупция, морально-нравственные устои) позволит объяснить совершенно простым образом: «Так он же христианин, так он же мусульманин». Если не удастся сохранить гармонию взаимоотношений между двумя конфессиями, вражда практически мгновенно перетечет за границы Египта и охватит весь регион. Сначала регион. «Самая большая опасность египетского кризиса - это столкновение двух религиозных систем. Ислама и христианства, которое цепной реакцией перекинется на другие страны, прежде всего, арабские, где есть влиятельные христианские общины. Это Ливан. Это Сирия, где довольно большое количество христиан. Это Турция. Это не христианская, но индуистская Индия, где, по разным оценкам, мусульман может быть до 140-150 миллионов. И в России религиозный фактор играет важную роль в политической жизни. К религиозным ценностям, так или иначе, апеллируют и в Китае, и в странах Юго-Восточной Азии».

Политолог и востоковед Борис Подопригора добавляет к этому списку Ливию и Алжир, напоминая, что изначально волнения начались в Тунисе, что вызвало брожения в Иордании, Йемене и Сирии.

В отличие от религии, у светской власти мира сегодня мало, что есть предложить своему населению. ООН с каждым годом теряет свои позиции. По наблюдениям Зеленева, смута обычно самоликвидируется, как только исчезает организующее ее начало - механизм, побуждающий людей выходить на площадь и, сменяясь, находиться там 24 часа. «Я как историк не знаю примера, когда просто неорганизованные толпы людей на протяжении недель, месяцев удерживали в напряжении организованную государственную структуру, - поясняет востоковед. - Как говорят: «Ищите женщину». Здесь надо искать организующее начало. Я - не провидец, не пророк, я не нахожусь на месте, я не могу сказать конкретно, что и кто побуждает  население к движению, но мне совершенно понятно, что цели - отнюдь не свержение Мубарака (президент Египта. — Прим. ред.). Это цели создания новой общественной системы. Это желание определенной части общества,  которая достигла определенного влияния, прийти к политическим рычагам власти, если угодно, то можно сказать, что нынешняя египетская смута есть в известной мере начало предвыборной борьбы за президентский пост, выборы на который должны состояться в сентябре».

Но, при этом, есть настораживающий эксперта аспект. «Насколько я могу судить по тем отрывочным сведениям, которые мы имеем, никто из оппозиции не хотел бы сесть сегодня за стол переговоров, - говорит он. - То есть различные группировки, идущие сейчас к политической власти, не хотят компромисса. Они не склонны делить власть. Они хотят ее целиком. На нынешнем этапе речь идет об альтернативном развитии страны. А с учетом масштабов Египта, альтернативном развитии региона. А с учетом развития региона — это вызов миру».

Какая именно из политических фигур может стоять за управляемой египетской смутой, специалисты сказать не берутся. И, прежде всего, потому, что вряд ли такую миссию на себя мог взять один человек или организация. Пусть даже такая мощная и влиятельная, как развившаяся из скаутского движения ассоциация "Братья-мусульмане". Однако политолог Борис Подопригора не склонен во всех грехах винить только внутренние силы Египта и не исключает возможности, что ситуацию могли «подогреть» извне. Говоря об арабской республике, расположившейся на берегах Нила, востоковед в первую очередь вспоминает о том, что она «наряду с  Израилем, имеет репутацию «полпреда» США на «Большом Ближнем и Среднем Востоке» - геополитической суперформации, создаваемой Вашингтоном в качестве коллективного стратегического партнёра Нового Света ради дополнения, а то и «замены» Старого».

При этом эксперт сомневается, что волна гнева египетского, да и тунисского народа, основанная на всепронизывающей коррупции и нищете, просто так сумела захлестнуть разум и устроить бунт в разгар туристического сезона, приносящего гигантский вклад в казну. Из всех существующих внешних сил, по мнению Бориса Подопригоры, наиболее вероятным кажется вмешательство Америки и, возможно, влиятельных исламских государств региона Персидского залива, которым явно мало интересен чужой бизнес. Их цели для эксперта очевидны — расширение своего геополитического ареала. Единственный вопрос, которым он задается: кто именно приложил свою руку — Вашингтон или Эр-Рияд? Хотя не исключено, что это может быть совместная кампания.

Юлия Никитина, «Фонтанка.ру»