Скоростной поезд "Аллегро" (Pendolino) отправился 12 декабря в 12.15 в первый путь из Хельсинки в Санкт-Петербург. К этому событию в истории наших стран стороны шли долго и целенаправленно. В 2001 году президенты - действующая сегодня Тарья Халонен и бывший президент Владимир Путин - приняли решение о развитии и улучшении развития транспортного сообщения между Финляндией и Россией. Сегодня они оба были на борту поезда, который несся в Петербург.
Скоростной поезд типа Pendolino (в переводе с итальянского "постоянно перемещающийся из точки в точку или маятник"), названный "Аллегро" (в переводе с итальянского "быстрое"), имеет максимальную скорость движения 220 км/час и сократит время в пути из Северной до финской столицы до 3,5 часов вместо почти 6-часового отрезка. Визовые формальности будут решаться во время пути следования, без остановок.
Рendolino ALLEGRO - поезда повышенной комфортности, изготавливаются в итальянском городе Savigliano на заводе Alstom. Состав состоит из 7 вагонов, вмещает 344 пассажирских места, из которых 2 – для людей с ограниченными возможностями движения. В составе есть отделение на 6 человек для проведения переговоров, для детей – детская, место для пассажиров с животными. Время, проведенное в пути, можно использовать как для отдыха, так и для работы. Планируется введение беспроводной сети WI-FI в вагоне бизнес-класса.
Вагоны состава проходили тестирование на финской и российской сторонах и отвечают всем требованиям технической безопасности. Поезд имеют двойную систему напряжения с учетом эксплуатации в контактных сетях обеих стран. Вагоны сконструированы так, что при больших скоростях могут накреняться без риска для безопасности. Особенное внимание при изготовлении четырех новых Allegro было обращено на эксплуатацию вагонов в условиях суровых зимних условий.
Компания–производитель Alstom Transport поставила с 1996 года в Финляндию всего 48 поездов, из которых 18 составов являются поездами типа Pendolino. Поезда получили неоднозначный отклик у финских пользователей, особенно жесткой критике компания, управляющая железнодорожным сообщением Финляндии (VR), подверглась зимой 2009 года. Тогда из-за длительных морозов и снегопадов привыкшие к секундной четкости финские туристы страдали из–за часовых ожиданий на станциях.
Все стороны сегодняшней презентации нового поезда уверили, что ошибки и дефекты прошлых лет были приняты во внимание.
Запуск поезда Allegro – это совместный проект российской компании Российские железные дороги и финской VR (в переводе с финского «Государственные железные дороги»). Совместное предприятие OY Karelian Trains LTD с долями владения 50/50 вложили по совместному соглашению 120 млн евро на приобретении четырех составов и каждая сторона инвестировала собственные средства в работы по улучшению участков путей на своей стороне.
Еще одна знаменательная дата в истории железнодорожного сообщения между странами исполняется в этом году. Ровно 140 лет назад, в 1870 году, по приказу Александра II началось строительство железнодорожного пути между Санкт-Петербургом и финским городом Риихимяки. Тем же приказом финляндское правительство было назначено ответственным за развитие и эксплуатацию путей.
Железнодорожное полотно с той же шириной, как и в России, и протяженностью в 371 километр, возвели в сверхбыстрые сроки, всего за 2,5 года. Причем работы велись без использования специальной техники, а только вручную и с лошадьми.
В первые годы после открытия железная дорога использовалась неактивно, но уже в начале 1900 годов сообщение с Санкт-Петербургом стало очень важным для развивающейся Финляндии. В 1913 году финские пути объединили со всей сетью железнодорожного полотна России и в 1915 году открыли станцию обслуживания дороги.
В истории наших стран есть периоды, когда из-за политических распрей между странами и военных действий сообщение было остановлено. Пассажирское сообщение между странами возобновилось в начале 1953 года и далее развивалось по нарастающей.
Сегодня запущенный в «большой путь» Аллегро принял эстафету от поездов-предшествеников, финского "Сибелиус" и российского "Репин". Движение этих поездов прекращено, сообщение между финской столицей и городом на Неве продолжится двумя отправлениями, утром и вечером из каждого города. К летнему сезону-2011 планируется функционирование четырех отправлений из каждого города.
Пресс-конференция и торжественное открытие события прошло в здании Финского Народного театра, рядом со зданием железнодорожного вокзала в Хельсинки. На вопросы журналистов отвечали руководитель компании VR Mikael Aro, президент ОАО РЖД Владимир Якунин и Alstom Patrik Kron.
Основными вопросами стали окупаемость проекта - на что стороны, посовещавшись, не стали давать прямого ответа, также обсуждалась свободная визовая зона, высокая стоимость билетов и развитие туризма между стран.
Mikael Aro отметил, что компания ожидает прирост путешествующих на поезде к 2011 году на 25%. Предполагается,что быстрое сообщение, удобный график, а также синхронизация поездов в Москву и другие регионы явится для многих авиатуристов решающим аргументом в пользу Allegro. К вышеперечисленным плюсам путешествия на поезде - экологичность этого вида транспорта.
На вопрос о свободной визовой зоне, руководители отметили, что в законодательстве государства есть возможность сделать свободный визовый режим для путешествующих на поезде и обсуждение возможности находится в работе.
После небольшого фуршета, на котором присутствовали деятели искусства, бизнеса и политических партий, в зале театра прошел праздничный концерт в духе Allegro, на который прибыла президент Тарья Халонен с супругом Пентти Араярви. Одним из ведущих концерта был всеми любимый Вилле Хаапсало.
Символическое разрезание ленточек и запуск поезда прошли на вокзале перед новеньким Allegro.
В своем обращении Mikael Aro отметил, особенно для финских граждан, что Стокгольм и Таллин мы уже видели, пора поближе познакомиться с городом –миллионщиком Санкт-Петербургом.
Было видно, как напряженность и волнение сходит с лиц коллег–железнодорожников, как многолетняя работа над проектом подходит к концу, начиная новый этап в интернациональной эпохе между нашими странами.
Ура! Hurraa! Bravo! И счастливого пути!
С борта поезда Snezana Lahdensivu, специально для "Фонтанки.ру"