Наиболее важные события культурной жизни Петербурга этой недели: самые интересные, на взгляд обозревателей «Культурной столицы», новые выставки, концерты, театральные и кинопремьеры.
Понедельник 22 ноября
В Малом зале Филармонии сольный концерт дает выдающееся сопрано современности Вероника Джиоева. Певиц со столь ярким и многоплановым вокалом сегодня в России днем с огнем не сыскать. Поэтому если еще несколько лет назад Джиоеву можно было чуть не каждый день слышать в родной Мариинке, то сегодня ее поклонникам приходится разрываться между Москвой (где она только что превосходно спела премьеру моцартовского «Дон Жуана»), Новосибирском и европейскими сценами. В программе нынешнего петербургского ангажемента: французская вокальная лирика Сен-Санса, Делиба и Форе плюс классические русские романсы. Начало в 19.00.
Театр «За Черной речкой» и фестиваль «Арт-окраина» приглашают на творческий вечер народной артистки России Ирины Соколовой, чье имя звучит для петербургских театралов паролем и чей авторитет в театральной среде непререкаем. Бэмби, Маленький принц, Тимме и независимая Кошка из легендарного ТЮЗа Зиновия Корогодского – всё это она, Соколова – выйдет к публике в компании своих коллег по той знаменитой труппе: Николая Иванова, Натальи Боровковой, Игоря Шибанова. Начало в 19.00.
Во Дворце Белосельских-Белозерских новую программу «Унтернационал» представит, по счастью, зачастивший в Петербург современный акын и нью-скоморох Псой Короленко. Встраиванием еврейского песенного политического фольклора XX века в современный контекст Короленко займется в компании радикального панк-шансонье из Берлина Дэниэла Кана, таллиннского клезмера Тимура Фишеля и ансамблей «Форшпил» (Рига) и «Кле Земер» (Петербург). Начало в 19.00.
В киноцентре «Родина» начинается показ дебютного фильма Дмитрия Мамулии «Другое небо». Картина замечательна, в частности, тем, что главную роль в ней сыграл Хабиб Буфарес, звезда фильма «Кускус и барабулька».
В Доме кино можно посмотреть новый фильм Тодда Солондза «Жизнь в военные времена» («Life During Wartime»), вольное авторское продолжение нашумевшей в свое время киноленты «Счастье».
Вторник 23 ноября
«Русское горе» – недавний и отнюдь не самый удачный спектакль руководителя московского театра «Школа современной пьесы» Иосифа Райхельгауза. Автор попытался соединить проблемы дня сегодняшнего с нестареющими образами грибоедовской комедии «Горе от ума», взяв в соратники композитора Сергея Никитина и поэта-сатирика Вадима Жука. Получилось несколько прямолинейно и наотмашь: Чацкий в финале превращается в эмигрирующего из СССР Бродского, а дым отечества изображен непрерывным курением актеров. Остается надеяться, что противопожарная сигнализация нового здания театра «Буфф», где будет показан спектакль, окажется достаточно толерантна к московским курильщикам. Начало в 19.00.
Среда 24 ноября
В Большом зале Филармонии выступает Алексей Айги – сын национального чувашского поэта-классика Геннадия Айги, одаренный скрипач и превосходный композитор, широкой общественности известный, главным образом, как автор саундтреков к сериалу «Каменская», кинофильмам «Страна глухих» и «Мой сводный брат Франкенштейн». В Петербург Айги-младший со своим ансамблем «4'33"» привезет программу шедевров музыки ХХ века – Фрэнк Заппа, Курт Вайль, Эрик Сати, Джон Кейдж. Впрочем, не обойдется и без сочинений самого руководителя ансамбля. Специальный гость программы – кларнетист, композитор и саунд-продюсер Бориса Гребенщикова и Земфиры Андрей Самсонов. Начало в 19.00.
В магазине «Порядок слов» в рамках своего антропологического семинара социолог Илья Утехин покажет классическую документальную кинокартину Роберта Флаэрти «Нанук с Севера» («Nanook of the North»). Начало в 19.30.
В клубе «Китайский летчик Джао Да» – двойной концерт. Сначала мрачные девушки «Лемондэй» родом из Красноярска, с минимальным набором инструментов (акустическая гитара, синтезатор), аутичными текстами и полным отсутствием обаяния (хотя это, скорее, их преимущество). Далее инфантильные американцы Fol Chen (на фото) – ансамбль, мастерски сплетающий лапидарные синтезаторные звучки в спокойный танцевальный синтипоп, в котором участвуют также гитары, ксилофон и расслабленный женский вокал. Диапазон тем песен – от гимна дешевым мотелям до научно-фантастических опусов. Начало в 20.00.
Фильм-катастрофа «Неуправляемый» («Unstoppable») Тони Скотта появляется на экранах кинотеатров. В роли хорошего парня снова Дензел Вашингтон. Действие разворачивается на железной дороге.
В «Росфото» начинается демонстрация инсталляций легендарного ударника Владимира Тарасова – этим жанром он занялся еще в начале 1970-х под влиянием Ильи Кабакова и до сих пор «сбегает» от застоев в музыкальной деятельности на территорию арта, в звуковые игры. Инсталляции построены на сочетании видеоряда и игры на ударных: центральный проект «In Between» посвящен новоорлеанскому джазу, в других основой является звук барабанов, а также экзотического древнего карийона – полого валуна, который находится неподалеку от Баку и когда-то использовался для передачи звуковых сигналов.
В Молодежном театре на Фонтанке открывается фестиваль современного французского танца FranceDanse. Хип-хоп-спектакль «Одиссея» поставлен хореографами из французского города Шамбери, а танцевать будет труппа Gust Life из российского Мурманска. Начало в 20.00.
Фильмом «Беги, сестра, беги» («Sisko tahtoisin jaada») режиссера Марьи Пюкке в киноцентре «Родина» завершается традиционная ежегодная «Неделя кино Финляндии» в Петербурге.
В Памятном зале Монумента героическим защитникам Ленинграда открывается выставка «Пятнадцать республик, пятнадцать сестер?», посвященная советскому мифу о культурном единстве на территории СССР. Документы, письма на разных языках, личные вещи свидетельствуют, что наибольшая близость была возможна только в условиях борьбы против фашистского захвата.
ЦВЗ «Манеж» представляет выставку современных петербургских ювелиров, посвященную 150-летию со дня рождения Михаила Перхина, лучшего из мастеров прославленной фирмы Карла Фаберже. Именно он был автором серии пасхальных яиц, шедевров ювелирного дела, сделавших имя торговой марке Фаберже, – и выставка предлагает сравнить наследие талантливого самоучки с работами профессионалов, претендующих на звание продолжателей его традиции.
Четверг 25 ноября
В Доме кино начинается фестиваль «Новое британское кино». Среди прочего можно будет увидеть свежайший фильм Шейна Медоуза «Ле Донк и Скор-се-зе» («Le Donk & Scor-Zay-Zee»).
В Концертном зале Мариинского театра титулованный британский органист Кевин Бойер сыграет «Искусство фуги» – баховский opus magnum, звучащий в Петербурге не чаще раза в десятилетие. Начало в 19.00.
Один из главных фигурантов британских таблоидов (роман с моделью Кейт Мосс, увлечение наркотиками) музыкант Пит Доэрти выступит в зале «Космонавт». Кроме пения и музыки Доэрти рисует и пишет – за победу в поэтическом конкурсе в 16 лет он даже был награжден поездкой в Россию. Крупное издательство готовит к выпуску двадцать томов его юношеских дневников. Он успел поучаствовать в двух успешных британских группах: The Libertines и The Babyshambles, но в Россию приезжает с сольником. Альбом «Grace/Wastelands» он записал совместно с гитаристом Blur Грэмом Коксоном. Здесь Доэрти заявляет о себе как о наследнике британского романтизма – от поэтических метафор в тексте до сильной отрицательной харизмы. Начало в 20.00.
В Малом зале Филармонии с сольным концертом (Лист, Вагнер, Вольф) выступает Олеся Петрова. На последнем конкурсе Чайковского эта певица с потенциалом суперзвезды взяла вторую премию, но уже очень скоро Петрова может стать первой не только в России, но и в мире. Таких одаренных меццо-сопрано в нашей стране не появлялось со времен Елены Образцовой. Стоит ловить момент и слушать Петрову в родном городе: певицей заинтересовался Большой театр, и лично Теодор Курентзис, а это значит, что ее ждет мировая карьера. Начало в 19.00.
«Коляда-театр» из Екатеринбурга – один из самых интересных и своеобразных театральных коллективов России. Частное предприятие, организованное драматургом Николаем Колядой, не только умудряется много лет противостоять экономическим бурям и чиновничьему беспределу. «Коляда-театр» создал свой театральный стиль – и художественно состоятельный, и очень дружелюбный к массовому зрителю, что, казалось бы, нелегко совместить. Очень грустную комедию о провинциальном театральном закулисье «Курица» (это старый киносценарий самого Коляды) екатеринбуржцы сыграют на новорожденном фестивале театра «Буфф», и им не позавидуешь. На спектакль организаторы гастролей продают билеты в партер своих аэродромных подмостков. За день монтировок и прогонов перестроить камерный спектакль под столь большую сцену – задача непростая, но этим же будет заниматься «Коляда-театр», а он справлялся и не с такими переделками. Начало в 19.00.
В кинопрокат выходит американский ремейк нашумевшей шведской подростковой драмы с вампирами «Впусти меня» («Let Me In»). Для важности прокатчики приписали к названию слово «Сага».
Молодой режиссер Ксения Митрофанова дерзнула покуситься на пьесу Жана Жене «Служанки» и выпускает премьеру в «Приюте комедианта». В России эта пьеса надежно приватизирована Театром Романа Виктюка: инфернальный шепот, подзвученный микрофонами, Далида из динамиков, томная мужская пластика и внятный эротический подтекст. Митрофанову больше волнует социально-философский аспект пьесы: в казусе Мадам и ее неверных служанок, как в капле воды, отражается новая история Европы, и режиссер помещает действие пьесы в трагическую точку этой истории – дни нацистской оккупации Парижа. Пьесу одновременно разыгрывают два состава актеров – мужской (как заповедал Жене) и женский. Пластическое решение обещает не ударить в грязь лицом перед виктюковским образцом: над спектаклем в качестве хореографа трудится известный специалист по современному танцу Татьяна Тарабанова. Спектакль будут играть три вечера подряд, вплоть до субботы, начало в 19.00.
Воссоединяться с природой и восхвалять языческие божества арт-фолк-группа «Ва-та-га» предпочитает аутентичными песнями Русского Севера, но под осовремененные ритмы, смешивая все доступные этнические инструменты (от карельской скрипки до африканской перкуссии) и тем самым добиваясь настоящей психоделики. Концерт фольклористов в клубе Fish Fabrique Nouvelle начнется в 20.00.
В пространстве «Катушки» лофт-проекта «Этажи» продолжается показ программы фестиваля современного французского танца FranceDanse. Моноспектакль «Пресс» – соло в постепенно сужающемся пространстве – представит хореограф из Тулузы Пьер Ригаль. Начало в 20.00.
Российская драма с игривым названием «Не скажу» выходит на экраны кинотеатров. В качестве режиссера выступил известный петербургский театральный актер Игорь Копылов, а в главных ролях занята супружеская чета – Елизавета Боярская и Максим Матвеев.
Очередной сказочный мультфильм от студии Диснея становится доступен заинтересованным кинозрителям. Называется – «Рапунцель: Запутанная история» («Tangled»).
Пятница 26 ноября
В Концертном зале Мариинского театра дебютирует в России Арктический филармонический оркестр. Единственный в мире симфонический коллектив, базирующийся за полярным кругом, был создан лишь несколько лет назад, но за последние сезоны сумел добиться такого блестящего качества игры, что могли бы позавидовать многие оркестры с «большой земли». Пост главного дирижера Арктического филармонического занимает выдающийся тромбонист Кристиан Линдберг. Но не нужно думать, что все успехи коллектива – дело рук прославленного руководителя. Оркестр обильно финансируется норвежским министерством культуры: на Севере, как и на Западе, в отличие от нас, прекрасно понимают, во что стоит вкладывать деньги налогоплательщиков. Начало в 19.00.
В ограниченный прокат выходит картина Матье Амальрика «Турне» («Tournée»), взявшая на Каннском кинофестивале приз за лучшую режиссуру. Посмотреть фильм можно в киноцентре «Родина».
Спектакль «Запертая дверь» по пьесе Павла Пряжко – оригинальное и занимательное зрелище. Тему скорбного бесчувствия и безмыслия обывателя, стертого и расчеловеченного социальными ритуалами общества потребления, драматург раскрывает в жанре ложного детектива, нагнетая саспенс на пустом месте и суля сенсационный ответ на фактически незаданный вопрос. Постановка молодого режиссера Дмитрия Волкострелова грешит иллюстративностью, зато у постановщика наличествуют чувство стиля и чувство юмора. Сцены, разыгрываемые в реальном времени, изобретательно чередуются с проецируемой на экран видеозаписью. Премьеру спектакля-победителя лаборатории «ON.Театр» сыграют на «Открытой сцене» (Народная улица, 1). Начало в 19.00.
Музей Ахматовой показывает привезенную из Московского дома фотографии выставку Пьера Була, французского классика, дружившего с фотоаппаратом 60 из 74 лет жизни. Он снимал всё, кроме войны и нищеты, и считал себя не художником, создающим искусство, а фоторабочим, который должен использовать объектив наилучшим образом. Самые знаменитые репортажи Була посвящены американской военной академии Вест-Пойнт, палестинцам и израильтянам, французской моде, североафриканцам в Париже, дегустации вин – и название выставки соответствующее: «Мозаика».
В Доме кино запланирована «Ночь российского кино». Покажут фильмы «Как я провел этим летом», «Кошечка» и «Дом солнца». Начало в 23.50.
В галерее Anna Nova открывается выставка видного митька Александра Флоренского «Картины, нарисованные в путешествиях. 2005-2010»: виды десятков мест в России, Грузии, Финляндии, Швеции, Дании, Норвегии, Италии и Израиле написаны в традиционном для художника стиле крепко сбитого примитивизма. Вся грандиозная серия из четырехсот картин складывается в весьма однообразное путешествие, где напротив Пизанской башни памятник Сталину, а за углом хельсинкский порт.
Сцена Александринского театра видала многое, но такого еще не знала. Хореограф Борис Эйфман представляет свой хорошо знакомый спектакль «Чайковский», но в постановке с артистами Национального балета Кореи. К многочисленным бедам и страданиям эйфмановского Чайковского прибавится еще одна неурядица: глядит Петр Ильич в зеркало – а там кореец отражается. Начало в 19.00.
Еще одно событие этой бурной в театральном отношении петербургской недели – открытие «Дуэли», уже второго по счету чеховского фестиваля театра «Балтийский дом». Стартует он с визита Ярославского театра им. Федора Волкова, коллектива, который в последние годы под руководством нового директора Бориса Мездрича активно развивается. Правда, спектакль «Три сестры» в постановке главного режиссера театра Сергея Пускепалиса не относится к числу безусловных удач. Песни и пляски, эротические эскапады, явление народу жены Вершинина (оказывается, ее звали Клара Наумовна), иронические снижения коллизий пьесы – всего много и не всё к месту. Начало в 19.00.
Союз художников представляет традиционный смотр достижений городского арт-хозяйства «Осень-2010»: километры шпагата для более чем тысячи произведений, музыкальное сопровождение хитами Чайковского, Моцарта и Вивальди, прямая трансляция церемонии открытия в интернете.
Суббота 27 ноября
Участник многоуважаемой хип-хоп-формации Wu-Tang Clan, Method Man приезжает в «ГлавClub» (Кременчугская улица, 2) в компании с андеграундным рэпером Redman родом из бурных хип-хоп-девяностых. Вместе они участвовали и в фильме «Торчки», съемки в котором, видимо, несильно нарушили режим жизни этих активных пропагандистов веселья. Начало в 20.00.
Мабель из «Мистера Икса», Элиза из «Моей прекрасной леди», Атуева из «Свадьбы Кречинского», Дези из «Бала в Савойе» – народная артистка России Зоя Виноградова отмечает свой юбилей на родной сцене Театра музыкальной комедии. Начало в 19.00.
Фестиваль электронных искусств «Электромеханика» в четвертый раз пройдет в Центре современного искусства им. Сергея Курехина. Экспериментальную танцевальную музыку на этот раз уместили в один вечер, но менее значимой «Электромеханика» от этого не стала: здесь собраны все оттенки электроники – от именитого австрийца Fennesz (на фото) до какого-нибудь эмбиента с Крайнего Севера. Начало в 19.00.
История рождения нового спектакля БДТ «Мерси» довольно драматична. С одной стороны, именно этим проектом увенчался конкурс на лучшую современную пьесу для большой сцены БДТ. Увенчался странно и некрасиво: вроде победил Вячеслав Дурненков, но пьесу почему-то заказали Игорю Шприцу. С другой стороны, режиссер Владимир Золотарь получил приглашение на эту постановку в разгар конфликта в Нижегородском ТЮЗе, главрежем которого он является, – и конфликт, помнится, заполыхал после этого с новой силой. Вот из такого сора Золотарю ныне нужно взрастить на легендарной сцене что-то хотя бы относительно благоуханное. Обнадеживает, что режиссер отнесся к пьесе Шприца (мелодрама о современной молодежи!) творчески, без фанатизма, а спектакль свой посвящает французской киноклассике и, в частности, Марселю Карне. Начало в 19.00, в воскресенье 28 ноября – в то же время.
С чисто балканской мегаломанией взялся за дело сербский режиссер Любиша Ристич, приглашенный выпустить премьеру в Театре им. Комиссаржевской. К большим делам Ристичу не привыкать: он известный у себя в стране политик, лидер партии «Объединенных югославских левых» (нечто вроде наших коммунистов). «Tosca» Ристича – это и знаменитая драма Викторьена Сарду, и не менее знаменитая опера Пуччини (обещают немножко петь), а сверх того – хореодрама (обещают много танцевать, за что ответственна сербская постановщица пластики Нада Кокотович). А помимо любовных страстей режиссера волнуют политические перипетии и проблематика истории искусств. Премьера пройдет в оба дня уикенда, начало в 19.00.
Женский ансамбль ВИА «Татьяна» играет концерт на большой сцене Fish Fabrique Nouvelle. Семь красавиц в винтажных платьях исполняют музыку 1930-60-х годов, Леонида Утесова и Анну Герман, при этом ухитряясь создать свои уникальные версии шлягеров и не давая повода сочувствовать оригиналам. Начало в 21.00.
Ежегодный проект ЦВЗ «Манеж» «Крупным планом» – персональные выставки избранных художников Петербурга. Очередь наконец дошла до блестящего тандема Михаила Гавричкова и Надежды Эверлинг. Их тема на этот раз – город: саркастический лубок у него, а у нее – печальная ирония в тончайшем по цвету цикле про спальный район.
«Третья голова» Марселя Эмэ – сатирическая комедия, клеймящая нерадивых служителей Фемиды. Именно с главной роли музыканта Валорена в пьесе Эмэ началась славная актерская карьера Валентина Гафта. Театр «Русская антреприза» им. Андрея Миронова решил сделать Гафту подарок, воскресив для российской сцены забытую пьесу. Режиссер Юрий Цуркану по обыкновению усилил лирическую линию комедии, а Валорена сыграл талантливейший Сергей Дьячков. Гафт уже смотрел, и говорят, ему понравилось. Все прочие могут лицезреть премьеру 27 и 28 ноября в 19.00.
На фестивале современного французского танца FranceDanse в помещении Молодежного театра на Фонтанке будут продемонстрированы «дуэт в пустоте» и сальса под Стравинского. Известный хореограф Эмманюэль Гат представляет свои балеты «Зимние вариации» и «Весна священная». Начало в 20.00.
В галерее Navicula Artis открывается выставка «Летняя практика»: три петербургские художницы – Ирина Васильева, Татьяна Сергеева и Юлия Сопина – показывают свои свежие работы, созданные летом, когда большинство нормальных граждан отдыхали, спрятавшись от жары.
Давние попытки хореографа Сергея Грицая выйти из гетто постановщика танцев в драматических опусах и заняться пластическим театром наконец увенчались. Премьерой спектакля «Муму» в театре «Комедианты». Немота Герасима подсказала режиссеру Михаилу Левшину жанр пластической драмы, а жанр подсказал Грицая. Премьеру играют в субботу и воскресенье, начало в 18.00.
Воскресенье 28 ноября
В Большом зале Филармонии маэстро Александр Дмитриев (на фото) продирижирует Восьмой симфонией Густава Малера. Этот концерт – один из главных матчей необъявленного состязания «Филармония против Мариинки», не первый сезон длящегося между двумя главными музыкальными институциями города. Малеровская Восьмая идеально подходит для демонстрации мощи ее исполнителей. До сих пор осилить партитуру так называемой «Симфонии тысячи участников», требующую исполинского оркестра, трех хоров и певцов-солистов в количестве восьми штук способен был только Валерий Гергиев. В его распоряжении силы всего мариинского мегаконцерна. Филармонии приходится искать помощи на стороне, созывая хоры, инструменталистов и певцов со всего города. Начало в 19.00.
«Блондинка» – название пьесы Александра Володина, которую в рамках лаборатории «ON.Театр» поставила молодой режиссер Екатерина Максимова. Главный образ, воплощенный актрисой Натальей Бурмистровой, получился очень современным. Начало премьерного показа на «Открытой сцене» (Народная улица, 1) в 19.30.
В «Родине» идет фестиваль японского кино. Особенно рекомендуется к просмотру фильм про школьников, выращивающих свинью, – «Класс, в котором был поросенок» («Buta ga ita kyôshitsu»). Начало сеанса в 19.15.
Над материалом работали: Оксана Булах (современная музыка), Софья Дымова (классическая музыка), Ольга Лузина (выставки), Андрей Пронин (драматический театр), Инна Скляревская (балет и современный танец), Василий Степанов (кино).
Количество символов после анонса означает рейтинг ожиданий обозревателя: по пятибалльной шкале.
Фото: philharmonia.spb.ru, prachtig-zen.livejournal.com, Werc Werk Works, «Школа современной пьесы», aigui433.com (Владимир Максимов), classicalgeektheatre.blogspot.com, «Росфото», Solar Films, «Новое британское кино», exposay.com, vvp-tm.livejournal.com (Вадим Балакин), «Наше кино», mariinsky.ru, onteatr.ru, Anna Nova, volkovteatr.ru, hiphopproduction.com, fennesz.com, Театр им. В.Ф. Комиссаржевской, «Русская антреприза» им. Андрея Миронова, арт-центр «Пушкинская, 10», «Сокур и партнеры».
«Фонтанка.ру»