Наиболее важные события культурной жизни Петербурга этой недели: самые интересные, на взгляд обозревателей «Культурной столицы», новые выставки, концерты, театральные и кинопремьеры.
Понедельник 27 сентября
Начинается юбилейный XX Международный фестиваль «Балтийский дом» – двухнедельный театральный смотр с экстраординарно увлекательной и качественной программой. Открывается «Балтдом» спектаклем талисмана фестиваля – великого литовского режиссера Эймунтаса Някрошюса и его театра «Мено Фортас». Специально ради такого случая маэстро восстановил один из своих прежних шедевров – «Отелло» («Otelas») с участием Владаса Багдонаса и Эгле Шпокайте. Постановка в прежние годы гостила в Петербурге добрый десяток раз, однако магия имени Някрошюса такова, что и теперь в огромном зале «Балтийского дома» яблоку будет негде упасть, это уж наверняка. Начало спектакля в 18.00.
Узнать подробности
«Такой театр» наконец снова показывает свою премьеру – спектакль «Главное забыл» по мотивам повести Шолом-Алейхема «Менахем-Мендл». Выпущенный под занавес прошлого петербургского театрального сезона – кислого до оскомины – этот спектакль, от которого не ждали многого, перевыполнил все планы и переоправдал все ожидания. Точная и лаконичная режиссура израильского актера и постановщика Михаэля Теплицкого (в прошлом – бакинского школьника, потом студента Петербургской театральной академии), превосходная сценография израильского художника Полины Адамовой (в прошлом – сценографа «Мастерской Фоменко» на первых этапах ее становления и одного из авторов дизайна газеты «Коммерсант»), выдающаяся игра петербургских артистов Ирины Полянской и Александра Баргмана (в прошлом – однокурсников Теплицкого по мастерской Игоря Горбачева) сделали свое дело. Он пишет письма, она отвечает, а на маленькой сцене Музея Достоевского – универсальная история о мужчине и женщине, иногда прямо-таки мифопоэтического масштаба. Начало в 19.00.
Игорь Ларин – очень странный человек. Будучи блестящим актером (что называется, от Бога), он еще в 1990-е «выстрелил» обоймой удивительных моноспектаклей собственного сочинения – умных, тонких, элегантных. Так он и продолжает их играть, правда, делает это очень редко, большую часть времени проводя в каком-то таинственном творческом подполье. Изредка, впрочем, Ларин выныривает на поверхность ради постановок с другими актерами в стационарных театрах и антрепризах, но эти опусы не идут ни в какое сравнение с его старыми моноработами. Одна из них будет показана в Интерьерном театре – «Вертинский. Исповедь Барона», спектакль, страшно сказать, 1991 года выпуска, фантазия на тему одной мечты: шансонье Вертинский, оказывается, в свое время стремился к роли Барона в постановке Станиславского и Немировича «На дне». Начало в 19.00.
Вторник 28 сентября
На подмостках БДТ будут отмечать юбилейную дату – 95 лет со дня рождения Георгия Товстоногова, режиссера, прославившего театр. С памятным словом о мастере выступят корифеи труппы: Людмила Макарова, Зинаида Шарко, Алиса Фрейндлих, Олег Басилашвили, Валерий Ивченко, Леонид Неведомский, Георгий Штиль, Геннадий Богачев, Изиль Заблудовский, Марина Адашевская и многие другие. Обещаны и гости, среди них – блиставшие в товстоноговском БДТ Ольга Волкова, Владимир Рецептер и даже Татьяна Доронина. Начало вечера в 19.00.
Парад оркестров, нечаянно случившийся в начале филармонического сезона, продолжается выступлением в Большом зале Филармонии московского Большого симфонического оркестра им. Чайковского. Под управлением своего художественного руководителя и главного дирижера Владимира Федосеева коллектив исполнит популярную классику (сюиту из «Спящей красавицы» и «Вариации на тему рококо» Чайковского с Александром Князевым в качестве солиста плюс «Болеро» Мориса Равеля) и до сих пор мало кем слыханные в Петербурге раритеты (симфоническую поэму Шоссона «Вивиана» и «Песни Дон-Кихота» Ибера). Начало в 19.00.
Екатеринбургский театр кукол приезжает в БТК с интересной мини-гастролью. Многолетний руководитель известного в кукольном мире «Театра дю Фюст», режиссировавшая ни много ни мало в самом «Комеди Франсез» француженка Эмили Валантен недавно поставила в екатеринбургском театре спектакль «Грибуль-простофиля и господин Шмель» по мотивам сказок Жорж Санд. Эту кукольную историю с участием прекрасных стрекоз и шершней-бандитов и представят петербургскому зрителю. Начало спектакля в 19.00, а для ранних пташек его покажут еще и на следующее утро – в 11.00.
В Музее Ахматовой открывается выставка фотохудожницы Наташи Рич «Glass» (то есть «стекло»): из бесцветных и цветных банок, бутылок и бокалов, с водой и пустых, получаются изысканные абстрактные композиции, порой похожие на полосатую живопись Марка Ротко или крестьян Казимира Малевича. Округлые линии, стильный цвет, отчетливый ритм форм – изображение не всегда распознается и оставляет простор для фантазии, как и полагается в порядочной арт-фотографии.
Среда 29 сентября
Главное событие фестиваля «Балтийский дом» и, наверное, всего театрального года в Петербурге. Великий польский режиссер Кристиан Люпа представляет свой спектакль «Персона. Мэрилин» («Persona. Marilyn»), недавнюю премьеру варшавского Театра им. Густава Холоубека. Подробная физиологическая хроника последнего дня из жизни поп-иконы Мэрилин Монро, фактически, «хроника объявленной смерти», с отчаянной смелостью играется актрисой Сандрой Корженяк. Рискованный сюжет становится поводом для размышления о плоти и духе, подлинном и фальшивом, гибели и бессмертии. Начало спектакля в 20.00.
Музей истории религии приглашает ознакомиться с новым разделом постоянной экспозиции «Религии Востока: буддизм, индуизм, конфуцианство, даосизм, синтоизм». Более восьмисот подлинных вещей, подробная информация и интересные дизайнерские решения создают картину религиозной жизни стран Азии – от модели алтаря буддийского храма и до обрядовых предметов индуистского культа, от китайских лубков до молитвенных барабанов с мантрами.
Четверг 30 сентября
В 19 часов открывается новый негосударственный музей современного искусства «Эрарта», обещающий стать самым крупным в России: более 8000 квадратных метров, 140 российских (в основном ленинградских и петербургских) художников, 2000 произведений – с 1950-х годов по настоящее время. Кроме постоянной экспозиции здесь будут проводить временные выставки, и теперь покажут живопись и графику Петра Горбаня, мастера библейских сюжетов в стиле соцреализма, под названием «Единственная тема – человечество». На самом деле музей открылся еще в мае и всё лето работал в тестовом режиме, но теперь авторы проекта решили начать настоящую «эру арта» – современного искусства.
На фестивале «Балтийский дом» еще один вечер избранного из прошлых лет. Премьера «Идиота» («Idiotas») Эймунтаса Някрошюса состоялась здесь год назад, теперь окрепший спектакль есть шанс пересмотреть. Он, как всегда у Някрошюса, состоит из парадоксальных художественных жестов и неожиданных метафор – мрачный роман Достоевского превращается в игру, в воспоминание об утраченном детстве человечества с его смешными вопросами и простыми ответами. Начало в 18.00.
XIII Фестиваль старинной музыки Earlymusic закрывается самым ожидаемым концертом этой осени: в Капелле впервые в Петербурге выступает Филипп Ярусский. Обладатель ангельского контратенора приезжает в Россию во второй раз: впервые Ярусский пел несколько лет назад в Москве, и не слишком удачно. Нынешнему визиту французского певца-уникума с «Dixit dominus» Вивальди и его же оперными ариями аккомпанируют «Солисты Екатерины Великой», съевшие собаку на выступлениях с западными вокальными звездами – от Майкла Чанса до Эммы Керкби. Начало в 19.00.
Узнать подробности
В клубе «ГЭЗ-21» в рамках форума «АПозиция» выступит проект «La musique est-elle un art de combat?» («Музыка – искусство схватки?»). Задаваться этим вопросом в духе французского студенчества 60-х будут трое музыкантов: гитарист-экспериментатор Ричард Дойч, электронщик Элио Мартушьелло и перкуссионист Гигу Шеневье. Задумка у интернационального коллектива довольно авантюрная: создать проект на глазах у слушателей, жонглируя собственными слуховыми привязанностями, и тем самым сделать мир лучше. Начало в 20.00.
После нескольких лет забвения в репертуар Мариинского театра возвращается одна из самых больших его удач – «Енуфа» Леоша Яначека в постановке Василия Бархатова. В 2007 году «Енуфа» стала первым спектаклем, поставленным Бархатовым в Мариинке, но юный возраст режиссера-дебютанта незаметен: молодой да ранний дает фору многим старшим коллегам. В партии бабушки-детоубийцы Костельнички – уникальная Лариса Гоголевская. Начало в 19.00.
Галерея Kremlin представляет проект Марины Колдобской, художника-куратора-критика, директора местного филиала Государственного центра современного искусства. «Красные фишки» – о культурном наследии, где массовая культура перемешана с иконами, а высокое искусство с куклами, инь-ян бок о бок со свастикой, а Ленин с Микки-Маусом, и всё это в классических цветах соцреалистического плаката: красный, черный, белый. Амбициозная галерея с наглым названием и напористая постмодернистка в согласии выстраивают языческий пантеон современной культуры.
В Доме кино начинается мини-фестиваль «Рандеву с молодым кино Франции». На открытии покажут фильм «Королева дурочек» («La reine des pommes») про страдания брошенной мужем тетеньки. Начало в 19.30.
В кинотеатрах стартует продолжение знаменитой ленты Оливера Стоуна «Уолл-стрит» – «Уолл-стрит: деньги не спят» («Wall Street: Money Never Sleeps»). Прошло двадцать лет, и печально известный финансист Гордон Гекко (Майкл Дуглас) выходит на свободу.
Абонемент «Юрий Темирканов и его оркестр» в Большом зале Филармонии открывает не сам хозяин Заслуженного коллектива республики, а московский дирижер Павел Коган. Наследник прославленной музыкантской династии замахнется дирижерской палочкой на два колосса романтической оркестровой музыки: на Третью симфонию («С органом») Камиля Сен-Санса и на Вторую – Александра Скрябина. Начало в 19.00.
Масштабная страшилка «Монстры» («Monsters») британского производства, но спродюсированная Тимуром Бекмамбетовым, выходит в прокат и перепевает темы старого доброго «Пикника на обочине» братьев Стругацких.
В Музее Академии художеств открывается выставка «Галльский дух на берегах Невы», посвященная связям с французской культурой на протяжении XVII-XX веков. Архитектурные чертежи и модели Тома де Томона (250-летие которого отмечается в этом году) и Огюста Монферрана, живопись Антуана Ватто, рисунки Жана-Батиста Греза, скульптуры Этьена Фальконе соседствуют с французскими модными журналами и гравюрами, изображающими мебель, светильники, кареты. Также представлены дагерротипы работы изобретателя этих протофотографий – Луи Дагерра.
Полицейская комедия «Копы в глубоком запасе» («The Other Guys») порадует в широком кинопрокате фанатов комика Уилла Феррелла. На этот раз ему досталась роль бухгалтера.
В Галерее дизайна/bulthaup стартует ежегодная неделя декора журнала «Мезонин» – это московский проект, прижившийся в Петербурге и приезжающий сюда уже в третий раз. Галерея превратилась в подобие квартиры, на разных этажах расположились гостиная, женская и мужская спальни, кабинет, кухня-столовая, детская, ванная. Все комнаты оформлены разными дизайнерами в разных стилях – например, гостиная выглядит так, будто ее только что восстановили в расселенной коммуналке, и под потолком растянут экран с изображением лепнины, а детская превращена в зеленую лужайку.
Создатель провалившихся в прокате «Хранителей» Зак Снайдер отрабатывает убытки, снимая мультфильмы. Как это у него выходит, можно узнать, посмотрев трехмерную эпопею про сов под названием «Легенды ночных стражей» («Legend of the Guardians: The Owls of Ga'Hoole»), пополняющую афиши петербургских кинотеатров.
В клубе «Космонавт» сыграет петербургская группа Non Cadenza с большой концертной программой, приуроченной к выпуску дебютного альбома. Музыканты определяют свой жанр как поп-фьюжн, добавить можно лишь то, что вокалистка-блондинка Александра Алмазова пишет к этому делу неглупые тексты. Начало в 20.00.
На экраны кинотеатров выходит своеобразная отечественная версия «Моей прекрасной леди» под названием «Про любоff» с участием Федора Бондарчука и Оксаны Фандеры.
Пятница 1 октября
В киноцентре «Родина» пройдет «Ночь фильмов Алексея Балабанова», в рамках которой состоится показ его нового фильма «Кочегар» и встреча со съемочной группой картины. Начало в 23.50.
Слухи о распаде ню-метал-группы Limp Bizkit, как водится, увенчались триумфальным реюнионом и подготовкой нового альбома: полтора года назад рокеры дали концерты в Петербурге и Москве, а теперь приезжают в Ледовый дворец в рамках промотура нового альбома «Gold Cobra». Новый релиз с его неудобоваримыми скрежетами, бьющими наотмашь текстами, чугунной поступью гитар и ударных – это переосмысление раннего материала, но сквозь призму опыта и усталости друг от друга. Начало в 20.00.
В «Росфото» начинает работу выставка «Кавказ», на которой собрано более 150 фотографий этого региона, бывшего в XIX веке как местом ссылок и войн, так и престижным курортом. Первые русские дагерротипы Сергея Левицкого, снимки горных пейзажей, местных жителей и исторических мест, фотографии бытовых сцен на улицах, базарах, в мастерских рубежа XIX-XX веков, а также уникальная шестикадровая панорама гор создают цельный образ Кавказа, каким он представал перед глазами фотографов прошлого.
Мариинский театр представляет Петербургу нового главного приглашенного дирижера своего оркестра: до прошлого сезона этот пост занимал Джанандреа Нозеда, с нынешней осени его преемником станет дирижирующий скрипач Николай Цнайдер, уже не раз выступавший с симфоническим коллективом Валерия Гергиева. В программу инаугурационного концерта в Концертном зале Мариинки Цнайдер включил Первый фортепианный концерт Бетховена (солист – Салим Аббуд Ашкар) и Первую симфонию Густава Малера. Начало в 19.00.
Фестиваль «Балтийский дом» продолжится спектаклем, приехавшим из Москвы. Новую пьесу Евгения Гришковца «Дом» поставил в театре «Школа современной пьесы» его создатель и бессменный руководитель Иосиф Райхельгауз, а видео, вплетающееся в ткань постановки, создано кинорежиссером Сергеем Соловьевым. Грустная история о враче, тщетно пытающемся занять у друзей денег на покупку вожделенного загородного дома, разыгрывается в необычном пространстве: актеры (среди них Елена Санаева и Альберт Филозов) сидят среди зрителей. В Москве главную роль в этом спектакле часто исполняет известный телеведущий Александр Гордон, но нам предстоит увидеть другую версию, с участием непрофессионального актера – крупного бизнесмена Бориса Вайнзихера, до недавнего времени работавшего техническим директором РАО «ЕЭС», а ныне гендиректора «ТГК-1». Начало спектакля в 18.00, а покажут его на сцене Мюзик-холла.
«Легкая музыка» в исполнении харьковской группы Lюk прозвучит в клубе «Танцы» (Гороховая улица, 49). Причем «easy listening» музыканты понимают совсем не как разрядку для мозгов: в их тексты и звукоряд хочется вслушиваться, распутывая метафоры и лукавые сплетения электроники с чистым искренним голосом вокалистки Ольги Герасимовой и живыми инструментами. Начало концерта в 21.00.
В Музее истории Петербурга, в зале потерны Петропавловки, открывается выставка живописи Аллы Дуль «Homo, ἄνθρωπος, человек...»: картины призваны передать внеперсональное, божественное начало в телесной оболочке, отсюда их материал – не только холст, но и дерево, связанное с традицией иконописи.
Смольный собор отмечает 175 лет с момента освящения и открытия и показывает документы, чертежи, произведения искусства и фотографии, собранные совместно с десятком музеев, библиотек и архивов, в экспозиции «Высочайше повелеваю...». Шедевр Растрелли всегда зависел от монаршей воли: Елизавета I собиралась состариться в Смольном монастыре, Екатерина II устроила там учебное заведение, а собор достроили только при Николае I.
В галерее Tioindigo открывается выставка живописца Василия Пешкуна: пейзажи, в основном зимние, светлые и праздничные, и натюрморты, составленные из цветов, бутылок и снеди, светятся от солнца и хорошего настроения. Даже дорожная грязь у Пешкуна кажется уютной и теплой, и работы на редкость точно отвечают названию экспозиции: «У природы нет плохой погоды».
«Do-галерея» приглашает на выставку графики Анастасии Зыкиной «Петербургский текст, или Митины сны»: от масштабных композиций по мотивам Достоевского и Леонида Андреева художница пришла к работам, навеянным лирико-ироническими сочинениями Дмитрия Северюхина. С помощью техники коллажа, сюрреалистических диссонансов и необычной фактуры она создает сумрачный и очень петербургский графический цикл.
Суббота 2 октября
В «Цоколе» выступят «Дети Пикассо» – с долгожданным двойным альбомом: «Герда» (первая часть) и «Кай» (вторая). Долгое время эта русско-армянская группа квартировала в Будапеште, выступала на европейских фестивалях под вывеской «этно», играла и пела на разных языках это самое «этно» – изобретательное и экспериментальное. Теперь же поют полностью на русском, записываются с басистом Einstürzende Neubauten и авангардным музыкантом Александром Хаке, подмешивая аутичного нойза, «конкретной музыки» и размашистых клавишных всплесков. Солистка Гая добавила новых обертонов своему и без того роскошному голосу – получилась вокальная палитра PJ Harvey, помноженная на армянский темперамент. В общем, они вернулись, и лучше, чем прежде. Начало концерта в 20.30.
Режиссер Алексей Янковский воскрешает свой замечательный спектакль «Девочка и спички» на сцене театра «Особняк». Татьяна Бондарева читает монолог стареющей актрисы, написанный драматургом Климом, в полной темноте, нарушаемой лишь минутными всполохами поджигаемых спичек. Начало в 19.00.
В «ГЭЗ-21» – еще один участник фестиваля авангардной музыки «АПозиция». Gamelatron совместно придуман «Лигой электронных музыкальных роботов» (LEMUR) и нью-йоркским музыкантом Тейлором Каффнером. К балинезийскому традиционному оркестру припаяна сотня роботов, управляющих его звучанием, – оркестрик играет сам собой: зрелище завораживающее. Равно как и саунд – на первый взгляд хаотичный, но пластичный и благозвучный. Начало в 20.00.
Выдающийся пианист современности и постоянный резидент Большого зала Филармонии Валерий Афанасьев привозит в Петербург новую концертную программу – посвященную, как и в прошлые годы, композиторам-романтикам. На сей раз объектом внимания главного музыкального деконструктора наших дней стали Иоганнес Брамс (и конкретно – его поздние мизантропические пьесы: орр. 118 и 119) и Роберт Шуман (в частности, «Детские сцены» и Три пьесы-фантазии, ор. 111). Начало в 19.00.
В здании бывшего завода на Уральской улице, 15 пройдет двухдневный фестиваль фрик-культуры «Улица. Место. Для всех» под эгидой молодежного центра «МИГ». Событие, организованное режиссером Романом Габриа и продюсером Миленой Авимской, заранее свободно от критики. Фрик – он и в Африке фрик, какой с него может быть спрос? Как выясняется, это очень комфортная поза: в фестивале участвуют и кинофрики, и театральные, и арт-фрики, и модельеры-фрики, и татуировщики-фрики, и даже роллеры-фрики. Ну и, разумеется, фрики-поэты: они всегда в большинстве. Капельку серьезности обещает сообщить участие лидера группы «Последние танки в Париже» Алексея Никонова – фриком его назвать как-то язык не поворачивается. Начало в субботу и воскресенье в 15.00, вход свободный, всех желающих обещают одеть в костюмы из бумаги, так что с желаниями осторожней.
В галерее «Рускомплект» открывается последняя выставка IV Фестиваля рисованных историй «Бумфест» – комиксы на сюжеты из жизни самой галереи, которые присылали все желающие: участие непрофессиональных и работающих нетрадиционными методами художников только приветствовалось. Единственное условие – комикс должен начинаться со слов «Однажды в "Рускомплекте"…». Таково и название выставки.
Воскресенье 3 октября
Фестиваль «Балтийский дом» продолжает юбилейные показы избранных участников прошлых лет. Спектакль «Нового рижского театра» под руководством Алвиса Херманиса «Долгая жизнь» («Gara Dzive»), который сыграют в 19.00 на сцене Мюзик-холла, – это дотошное воссоздание среды советского быта. В узнаваемой советской квартирке ютятся старики, словно отрезанные от внешнего мира, – трогательный и страшный этюд об уходящей натуре.
Театр балета им. Якобсона на сцене Александринки показывает свой спектакль «Есенин» специально к 115-летию со дня рождения поэта. Полубалет-полудрама: любовь, война, революция, березовые рощи, встречи, разлуки – яркое эмоциональное действо на темы стихов Есенина и его судьбы. Хореограф – Юрий Петухов, драматург – Данила Привалов, художник – Семен Пастух, получивший за эту работу премию «Золотой софит». Сам театр, кстати, тоже именинник: он празднует сорокалетие. Начало в 20.00.
Над материалом работали: Оксана Булах (современная музыка), Софья Дымова (классическая музыка), Ольга Лузина (выставки), Андрей Пронин (драматический театр), Инна Скляревская (балет), Василий Степанов (кино).
Количество символов после анонса означает рейтинг ожиданий обозревателя: по пятибалльной шкале.
Фото: пресс-службы Большого театра кукол, фестиваля Earlymusic (Simon Fowler licensed to Virgin Classics), «Росфото», фестиваля «Балтийский дом», Музея истории Санкт-Петербурга; menofortas.lt, bdt.spb.ru, teatrdramatyczny.pl, erarta.com, mariinsky.ru, CoolConnections, misto.odessa.ua, nimrah.ru, Warner Bros. Pictures, «Наше кино», detipicasso.ru, jrt.lv.
«Фонтанка.ру»