Новости

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
 21 сентября 2010 07:00      444

Календарь: 21-26 сентября

Наиболее важные события культурной жизни Петербурга этой недели: самые интересные, на взгляд обозревателей «Культурной столицы», новые выставки, концерты, театральные и кинопремьеры.


Вторник 21 сентября

В Малом зале Филармонии выступает очевидный лидер российской программы фестиваля Earlymusic – единственный в стране стационарный барочный оркестр Pratum Integrum. Выступление столичного ансамбля станет показательным примером эволюции, которую претерпели за последние годы отечественные приверженцы аутентичного исполнительства. Начало в 19.00.

В Меншиковском дворце открывается экспозиция «Паруса Эллады», рассказывающая о мореплавании в античности. Фрески и керамика с изображениями военных и торговых кораблей, морские божества и фантастические чудовища (от Нептуна до нереид и тритонов), рыболовные снасти и монеты демонстрируют, какое место занимало море в жизни греков и римлян и как их восхищение и страх перед ним отразились в культуре.

«Издательство Ивана Лимбаха» выпустило в свет книгу «От Айвза до Адамса: американская музыка ХХ века», принадлежащую перу блестящего критика, авторитетного музыковеда и уникального знатока музыки США Ольги Манулкиной. Презентация самого представительного исследования музыкальной культуры Нового Света пройдет в камерном зале Петербургской консерватории при участии звезды американского пианизма Гая Ливингстона. Начало в 15.15.

Музей истории религии открывает выставку «Обыкновенная синагога», посвященную культуре еврейских общин западных регионов России и синагогам, которые сто лет назад стояли там тысячами, а сегодня наперечет. Рукописные пергаментные свитки Торы, предметы, использовавшиеся во время богослужения, утварь и светильники, а также фотографии из еврейских историко-этнографических экспедиций 1912-14 годов составляют впечатляющую картину жизни еврейских общин в XIX веке и памятников, утраченных в ХХ веке.

На сцене Александринки Театр балета им. Леонида Якобсона покажет премьеру – балет Юрия Петухова «Женские портреты» на музыку «Времен года» Вивальди. Это новый поворот классической темы времен года: на этот раз четыре сезона представлены как четыре женских типа, четыре женских портрета. В премьерный спектакль входит еще одно произведение – хореографа Дмитрия Генуса, про которое пока ничего не известно. Начало в 19.30.

IV Фестиваль рисованных историй «Бумфест» представляет выставку бельгийской художницы русского происхождения Елизаветы Ивановской в Музее-квартире Набокова. В 22 года она уехала из Кишинева в Брюссель, училась там книжной иллюстрации, в 27 лет получила заказ от королевы Бельгии на оформление двух детских комнат в королевском дворце, благодаря чему и смогла остаться жить и работать в этой стране. Ивановская делала театральные декорации, писала картины и иконы, но основным занятием была книжная иллюстрация, художница оформила более 400 книг, главным образом детские издания.


Среда 22 сентября

В Институте Финляндии фестиваль «Бумфест» открывает выставку скандинавских комиксов «Nordicomics»: на рисунках одиннадцати художников из Норвегии, Дании, Швеции и Финляндии неулыбчивые люди что-то делают и о чем-то размышляют, но всё происходит очень медленно, даже погружение в воду или бегство из горящего дома. Особенно заметно, с каким трудом они общаются друг с другом, так что возникает знакомое ощущение одиночества и неприкаянности, будто смотришь современное скандинавское кино.

Харьковская группа Spiritual Seasons, хотя и ориентирована на ирландскую конъюнктуру, обладает широким фолк-спектром. Кроме шутливых и трагических баллад про Молли Мэлоун в их репертуаре есть и скандинавская заунывность с невероятной фонетикой, и карельские песни, и старинные танцевальные жанры родом из Италии. Музыканты деликатно подходят к материалу, близко к оригиналу воспроизводя как акценты языков и диалектов, так и инструментовку – это скорее похоже на бережное коллекционирование фольклора, чем на аккомпанемент к пивной вечеринке. Начало концерта в Fish Fabrique Nouvelle в 20.00.

В Фотосалоне Карла Буллы показывают «Танго за кулисами» Эрнана Лоренсо, аргентинского фотографа, давно работающего в Москве: на снимках, сделанных на двух крупных шоу в Буэнос-Айресе и в клубах любителей танго, танцоры и певцы гримируются и одеваются, кружатся по сцене и поют в микрофон. Бабушки-дедушки Лоренсо еще танцевали танго, родители уже нет, и фотограф стремится показать, что танго это не только постановочный спортивный танец, но целый пласт уходящей аргентинской культуры. А также, добавим мы, объект Всемирного наследия ЮНЕСКО.


Четверг 23 сентября

Рок-андрогины Placebo успехом альбома «Without You I'm Nothing» в конце 90-х внесли свежую струю в альтернативный рок – и женственным каре солиста Брайана Молко, и сексуальной амбивалентностью участников, а особенно – искренностью эмоций и болезненной горечью, вернувшей в рок постпанковскую романтику времен The Cure. В СКК «Петербургский» (на малую арену) группа приезжает с новым барабанщиком и прошлогодним альбомом «Battle for the Sun», мрачным и маршевым, с привязчивой лирикой и кабаретным обаянием. Начало концерта в 20.00.

В Доме кино стартует неделя аргентинского кинематографа. Откроет фестиваль недавний оскаровский лауреат фильм «Тайна в их глазах» («El secreto de sus ojos») Хуана Хосе Кампанельи. Начало сеанса в 20.30.

Международный музыкальный форум «АПозиция» пройдет в Петербурге уже шестой раз, с 23 сентября и до 9 октября. Фестиваль посвящен экспериментальной музыке, в которой электроника неочевидным образом прилаживается к живым инструментам и видеоинсталляциям, а дух импровизаторства сталкивается с академическими строгостями формы. Так занудная диссертация по устройству яванского гамелана обрастает целой связкой электронных приборов, превращая его в роботическую непредсказуемую конструкцию (американский проект Gamelatron), короткие волны становятся фактом искусства, сочетаясь с терменвоксом и бас-гитарой (Zero Gravity Thinkers, США), неоакадемический струнный квартет соседствует с дроуном и эмбиентом, а американский авангард – с французскими леваками. Открытие форума – в клубе «Грибоедов» в 22.00.

В Малом зале Филармонии в рамках фестиваля Earlymusic – сольный концерт патриарха российского аутентизма пианиста Алексея Любимова. Выдающийся московский музыкант, с именем которого связано возрождение интереса к старинной музыке на нашей шестой части суши, выступит в программе «История хаммерклавира», посвященной предку современного фортепиано. В дуэте с Любимовым сыграет клавесинистка Ольга Мартынова. Начало в 19.00.

В Музее Ахматовой фестиваль «Бумфест» представляет сразу три своих проекта. Первый – сборная экспозиция мастеров рассказа в картинках «Бес слов»; она включает работы восьми художников из разных стран, в том числе Захара Ящина, создателя Чувака – нового героя нашего времени, «зависшего» в подростковых комплексах и мечтах о женских ножках. Второй проект – выставка французского художника Эдмона Бодуана, который до тридцати работал бухгалтером, а потом рискнул исполнить детскую мечту – заняться рисунком – и стал знаменитым автором комиксов, опубликовал 50 книг и получил ряд важных наград, в том числе на Фестивале комиксов в Ангулеме. А еще в музее в течение трех дней будет работать мастерская «А Black is a Black is a Black», в рамках которой художники Оливье Депре и Миль О'Ши займутся изготовлением ста ксилографий, задуманных как гимн черному цвету и посвящение Казимиру Малевичу.

Международная блюзовая группа Mama's Bad Boys приезжает в «ГлавClub» (Кременчугская улица, 2), где даст концерт в честь столетия прославленного Хаулина Вульфа, основоположника чикагской школы блюза. У группы жестковатый саунд, близкий к року, но в остальном это истинно блюзовая команда – с хрипловатым вокалом и каноническими гармониями. Начало в 20.00.

Великий китайский мастер боевиков про кунг-фу Юэнь Вупин снял свой новый фильм в 3D, называется он «Настоящая легенда» («Su Qi-Er») и выходит на экраны петербургских кинотеатров.

Вновь созданный и взятый городским Комитетом по культуре на государственное довольствие театр «Мастерская» под руководством режиссера Григория Козлова открывает свой первый сезон спектаклем «Старший сын» на малой сцене БДТ им. Товстоногова. Начало в 19.00.

Музей истории Петербурга приглашает в Иоанновский равелин на выставку к 250-летию французского архитектора и художника Тома де Томона, автора одного из самых ярких и знаменитых ансамблей города – стрелки Васильевского острова. Проекты и рисунки архитектора, гравюры и фотографии XIX-XX веков расскажут и о других проектах: несохранившихся зданиях Большого театра, Холодных бань и Сального буяна в Петербурге, театра в Одессе etc.

В клубе Jagger затевают фестиваль соула и джаза имени Эллы Фитцджеральд. Хедлайнершей выступит Грэйс Гарланд, нью-йоркская дива с фактурным матовым голосом, лукавая и обворожительная. Кавер на «Миллион алых роз» она без зазрения совести выдает за старинную колыбельную своей бабушки, пишет руководства про свидания для взрослых женщин, а юных наставляет словами: «Lovers Never Lie (In Bed)». С Гарланд сцену поделят две петербургские соул-джаз-певицы: Эми Питерс и Кэти Мун. Начало в 20.30.

В киноцентре «Родина» начинается очередной «Манхэттенский фестиваль» короткометражного кино. Хороший шанс познакомиться с новыми режиссерскими именами.

В широкий прокат выходит американский мистический триллер «Дьявол» («Devil») о том, что Люцифер тоже любит покататься на лифте. Особенно вниз.


Узнать подробности

Еще один проект фестиваля «Бумфест» принимает галерея «100 своих» – там показывают выставку «Синий ветер» Юлии Григорьевой, обладательницы Гран-при прошлогоднего конкурса «Бумфеста». Герои ее комиксов, которые она называет «многоклеточными иллюстрациями», – девочки-нимфетки. Они живут с деревьями и птицами на головах, вытаскивают из города фабрики и небоскребы, словно это игрушечный конструктор, сражаются с волками и превращаются в персонажей ренессансной живописи.

Режиссер Алексей Учитель приглашает зрителей проехаться на паровозе с машинистом Владимиром Машковым. В кинотеатрах в массовом порядке принимаются крутить ретродраму «Край».


Узнать подробности

Познавательное франко-британское трехмерное кино про древних и водоплавающих «Морские динозавры 3D: Путешествие в доисторический мир» («Sea Rex 3D: Journey to a Prehistoric World») торжественно выплывает на экраны кинотеатров.

В Выставочном зале БИКЦИМа открывается экспозиция живописца Александра Гущина, мастера экспрессивного примитивизма. Для него равны и едины Солженицын, неизвестный царедворец, громадные сицилийские кактусы и венские стулья – весь мир он видит и пишет как ряд портретов, без лишних подробностей, но узнаваемо и с настроением. Это передано и в названии выставки: «Некоторые люди, пейзажи и предметы».

Две иконы восьмидесятых – Джейми Ли Кертис и Сигурни Уивер – сойдутся в комедии про встречу бывших одноклассниц «Снова ты» («You Again»), стартующей в кинопрокате.

Узнать подробности

Новый городской театральный фестиваль «Art-Окраина», посвященный спектаклям камерной формы, начинается с показа постановки «N-Театра» «Ближний город» по современной пьесе литовца Мариуса Ивашкявичюса. Пьеса замечательная, если не сказать выдающаяся, но довольно сложная. На фоне достоинств драматургии спектакль молодого режиссера Анастасии Коваленко производит впечатление не очень крепкой учебной работы. Почему именно этому произведению выпала честь открыть новый фестиваль – загадка. То ли оно очень нравится организаторам, то ли они его просто еще не видели. Спектакль покажут в театре «За Черной речкой» в 19.00.

В галерее «МАрт» стартует выставка Светланы Мельниченко: округлые скульптуры мягких форм и текучие линии офортов, немного похожих на рисованные витражи, отсылают то к античности, то к модерну, но неизменно полны женского обаяния.


Пятница 24 сентября

Новый сезон в Большом зале Филармонии открывает громкая гастроль – в рамках Года Франции в России в Петербурге выступает один из лучших галльских симфонических коллективов Национальный оркестр Лилля под управлением Жана-Клода Казадезюса. Представитель знаменитой музыкальной династии известен как несравненный интерпретатор не только французской, но и русской музыки – поэтому программа, в которой рядом с Де Фальей (музыка балета «Любовь-волшебница»), Бизе (сюита из «Арлезианки») и Берлиозом («Смерть Клеопатры») соседствует «Жар-птица» Стравинского, вызывает особенный интерес. Начало в 19.00.

Британская группа 65 Days of Static выступит в клубе «Космонавт» с новым альбомом «We Were Exploding Anyway», необычным построком, будто поверенным математическими формулами. Когда-то построк кардинально переменил восприятие времени в популярной музыке – максимально, до размеров симфонии, раздув форму и переведя вокал на предпоследние роли, музыканты добивались почти что остановки пульса. Однообразно красивые музыкальные ландшафты разваливались и уходили в небытие – так что попытки 65 Days of Static подойти к делу с метрономом и сухим расчетом едва ли не похвальны. Начало в 20.00, лица, не достигшие 18 лет, на концерт допущены не будут.

Александринский фестиваль продолжит визит израильского театра «Гешер» – лучшего театра Земли обетованной, труппа которого по преимуществу состоит из советских репатриантов. Руководитель «Гешера» Евгений Арье тоже прежде был известным ленинградским режиссером. В Петербург «гешеровцы» везут спектакль Арье по мотивам знаменитого романа Исаака Башевиса-Зингера «Враги. История любви». Посмотреть его можно в Александринке в 19.00, и не только в пятницу, но и в субботу 25 сентября.

Вплоть до воскресенья в Музее Ахматовой будет проходить образовательная часть фестиваля «Бумфест»: ярмарка комиксов, мастер-классы, лекции и встречи. А галерея «Кухня» предлагает ознакомиться с очередной выставкой фестиваля – «Nouvelle vague» («новая волна»), где покажут современные комиксы семи французских художников и иллюстраторов книг. Красотка перед зеркалом в борделе, клювастые русалки в море, животные-полицейские в офисе – в этих рисованных историях ощущаются легкость, любовь к приключениям, сплетням и болтовне и, конечно, фирменный французский юмор.


Суббота 25 сентября

В клубе «Космонавт» выступит Дельфин, уникальный для русской альтернативной сцены музыкант, проделавший путь от бездумного хулиганства в группе «Мальчишник» к беззащитной лиричности и по-хорошему простой гитарно-электронной музыке. В последнее время Дельфин работал над музыкой к роману Дмитрия Глуховского «Москва 2034», и в его опусах зазвучали апокалиптические мотивы. Начало в 20.00.

Премьера театральной компании «Открытое пространство» со странным названием «Нам пора идти…» – это не что иное, как легендарная «Синяя птица» Метерлинка, спектакль для детей и их родителей в постановке Бориса Константинова, одного из создателей уютного детского театра Karlsson Haus. Имя режиссера в данном случае – уже определенная гарантия качества. Идти нужно в Театр им. Комиссаржевской к 12.00, кроме того спектакль сыграют и в воскресенье – там же, в 12.00 и 19.00.

В 18.00 в галерее «ФотоДепартамент» покажут последний фильм француженки Катрин Брейя «Синяя Борода» («Barbe Bleue»), некоторым образом подытоживающий творческий опыт режиссера.

Фестиваль «Art-Окраина» в театре «За Черной речкой» продолжится премьерой спектакля «Кроткая» нового петербургского коллектива – «Мастерской» под руководством Григория Козлова. Повесть Достоевского осмелился интерпретировать молодой режиссер Андрей Гаврюшкин и, по слухам, во многом преуспел. Начало в 19.00.

Режиссер-документалист Владимир Непевный расскажет о классике документального кино Дзиге Вертове. Лекция пройдет в арт-пространстве Bye Bye Ballet. Начало в 18.00.

В Музее Достоевского открывается еще одна выставка «Бумфеста» – «Nikitin VS Auclin», представляющая двух художников, для которых важнейшим из искусств является творчество Даниила Хармса. Цветные аппликации Жеральда Оклина и черно-белые наивные рисунки Алексея Никитина иллюстрируют истории великого мастера поэтического абсурда, причем французский автор гораздо отчетливей отечественного опирается на визуальный опыт русского художественного авангарда.


Воскресенье 26 сентября

Предыдущий российский концерт ветераны трип-хопа Massive Attack играли в Москве, в «Лужниках» – то выступление называли лучшим музыкальным событием сезона, настолько мощно и актуально звучала эта группа с 20-летним стажем, настолько потрясающим было шоу с видеопроекциями и световыми эффектами. В СКК «Петербургский» Massive Attack приезжают с новым альбом «Heligoland» и певицей Мартиной Топли-Берд, чей нежный голос когда-то использовал в своих мрачных целях демонический Трики, а теперь она поет на «Heligoland» в нескольких композициях, теплых и эмоциональных. Начало концерта в 19.00.

Кинолекторий Библиотеки им. Пушкина представляет легендарный фильм Ильи Авербаха «Монолог». Начало в 14.30.


Над материалом работали: Оксана Булах (современная музыка), Софья Дымова (классическая музыка), Ольга Лузина (выставки), Андрей Пронин (драматический театр), Инна Скляревская (балет), Василий Степанов (кино).


Количество символов после анонса означает рейтинг ожиданий обозревателя: по пятибалльной шкале.


Фото: пресс-службы фестиваля Earlymusic, «Издательства Ивана Лимбаха», фестиваля «Бумфест»; placeboworld.co.uk (Levi Tecofsky), mamasbadboys.com, vteatrekozlov.net (Дарья Пичугина), gracegarland.com, Universal Russia, «Двадцатый век Фокс СНГ», mymoleskine.ru, philharmonia.spb.ru, alexandrinsky.ru, dolphinmusic.ru, massiveattack.com.

«Фонтанка.ру»