Евгений Финкельштейн: U2 должен был выступить в Петербурге — на новом стадионе
11, 12, 13 сентября станут для меломанов тремя днями, которые потрясут Петербург. Никогда еще в истории не только питерского, но и вообще, российского шоу-бизнеса не случалось такого, чтобы в течение трех вечеров подряд на одной сцене выступали три мировых мегазвезды. Впервые это произойдет в Ледовом дворце: 11-го здесь будет петь Оззи Озборн, 12-го – группа Roxette, 13-го – Стинг с Королевским филармоническим оркестром. Все три концерта представляет петербургская корпорация PMI, и «Фонтанка» решила обратиться к Евгению Финкельштейну, главе PMI, с просьбой прокомментировать не только предстоящее событие, но рассказать и о новом гастрольно-концертном сезоне, о том, как строится шоу-бизнес в нашем городе.
- Евгений Григорьевич, кому пришла в голову идея начать в Питере новый гастрольно-концертный сезон таким мегазвездным триплетом?
- Так звезды расположились, что все три сентябрьских гостя отправились в мировой тур одновременно. Конечно, достаточно рискованно проводить подряд концерты таких крупных звезд. В нашем городе не так много, как в Москве, людей, которые ходят на концерты… Но если мы хотим и в дальнейшем оставаться ведущей промоутерской компанией, риски надо брать на себя, и подводить наших постоянных зарубежных партнеров мы не можем. В Петербург гастролеры не ездят за сверхдоходами, их гонорары, как минимум на 50 процентов, меньше, чем в Москве. Например, Стинг в Москве стоит в два раза дороже, чем в Петербурге, Оззи Осборн дороже на 50 процентов и Roxette тоже.
Нас немного успокаивает то, что у каждого из звезд своя аудитория. Вряд ли поклонники тяжелого рока после шоу своего любимого Оззи Осборна стройными колоннами отправятся за билетами на Стинга в сопровождении симфонического оркестра… Кстати, концерт Стинга, который приезжает к нам не впервые, на этот раз будет глобальным - с огромным количеством музыкантов. Девять траков привезут оборудование, и ведь каждый инструмент нужно сфотографировать, чтобы пройти таможню. Для принимающей стороны всегда затруднительно привезти большой симфонический оркестр.
- Как тут не вспомнить неудачный пример Ваших коллег с отменой концерта Эроса Рамазотти, когда артист прибыл в Петербург, а его оборудование застряло на таможне…
- Лет пять-шесть назад у нас тоже была накладка с приездом R.E.M на эстонской таможне. С тех пор мы прекрасно понимаем, что делать концерты back-to-back (то есть на следующий день после прохождения таможни) – слишком рискованно, в любой момент могут быть задержки…
- В одном из интервью Вы высказали мысль, что Петербург в географическом плане более выгоден для гастрольной деятельности, чем Москва, так как замыкается маршрут Хельсинки-Петербург-Таллин, а в столицу России звездам нужно отдельно ехать, разрывая цепочку тура...
- Это действительно так. Поэтому все больше концертов мировых знаменитостей происходят только в Петербурге, исключая Москву. В дальнейшем эта тенденция будет нарастать, и ничего удивительного в том, что на концерты к нам будут приезжать меломаны из Москвы, других городов России и зарубежья. Между прочим, концерт группы U2 изначально планировался в Петербурге, а не в Москве. Это шоу должно было открыть новый стадион. Мы долго готовились к этому концерту, не предполагая, что сроки строительства, изначально заявленные, будут передвинуты. Когда стало понятно, что перенос неизбежен, рассматривался стадион «Петровский», но крупнейшее рок-шоу мира, с которым гастролируют U2, рассчитано, как минимум, на 50-тысячную аудиторию. «Петровский» по вместимости, цене билета и гонорару не проходил. Дворцовую площадь мы исключили, потому что сцена на шоу U2 располагается посередине, и нужно было бы передвигать Александрийский столп (смеется), а меня и так за Дворцовую все время ругают (именно компания Финкельштейна проводила здесь концерты Пола Маккартни, Rolling Stones, Мадонны. – Прим. авт.).
После этого в туре U2 появилась Москва. Вообще, из Западной Европы в Москву ездить на концерты дорогое удовольствие, расходы возрастают резко. За границей расстояние между концертными площадками и странами – 200-400 километров. В туре артисты из Амстердама, например, переезжают в Бельгию, из Бельгии - в Лион, оттуда - в Париж, и так далее. Все уже обкатано, притерто. А если из Хельсинки приходится отправляться в Москву, затраты вырастают на всё. Например, машины по нашей стране так просто не идут. Обычно траки сопровождают машины ГАИ, на «Роллинг Стоунз» было использовано 20-30 машин сопровождения, колонны огромные. Все эти расходы ложатся на зрителей, поэтому цены на концерты в столице дороже, чем в Петербурге и Европе (для сравнения: в Петербурге самый доступный билет на Стинга стоит 1400 рублей, в Москве - 4000. – Прим. авт.). К тому же в Москве дорого обходится рекламная кампания, арендные площадки, и так далее.
В Москве в наш бизнес до сих пор лезут люди, которые не должны там находиться. По-прежнему много случайных лиц, которые выкладывают безумные деньги за концерты звезд, чтобы только умыть конкурентов, полагая наивно, что шоу-бизнес сверхприбылен, как торговля оружием или наркотиками, только интересней! На самом деле всё наоборот. В корпорации PMI организацией концертов западных и российских звезд занимается компания «Планета Плюс», и, знаете, для нас - это не более чем хобби. Тем не менее, наша компания в своем сегменте - крупнейшая не только в Петербурге, но и в стране.
- Чего ждать петербургским меломанам в новом сезоне?
- Концертов Джо Кокера, Дмитрия Хворостовского, Роджера Уотерса («Пинк Флойд»), Ларисы Долиной и Игоря Бутмана, шоу «Нотр-Дам де Пари», гала-концерта премии «Золотой граммофон», новой музыкальной премии «Питер FM», и других. Причем, сезон еще на старте, в ближайшее время ждем подтверждения концертов Iron Maiden, Metallica, Muse, Энрике Иглесиаса, Анастейши… Хотя, я считаю, рынок и так перенасыщен. Поэтому не ставим задачу провести как можно больше концертов, важнее сделать из концерта событие. Да и не все от нас зависит: в октябре планировали провести единственный концерт Lady Gaga в России, артистка была готова приехать после Хельсинки, однако в Петербурге в тот день, что нам выделили западные партнеры, не нашлось подходящей площадки. У пятикратной номинантки на премию «Грэмми» шоу дорогостоящее, и Ледовый дворец не прошел по финансовой стороне, а в СКК уже было запланировано проведение выставки-ярмарки.
- Правда, что шоу-бизнес высокого уровня – это «закрытый клуб», на весь мир всего 15 промоагентств первого эшелона, и вы замыкаетесь на агентстве Live Nation?
- Да, но работаем не только с ним, к тому же в Live Nation есть разные агенты, и сегодня это огромная сеть. Все туры Мадонны или U2 – это Live Nation. Из петербургских компаний, кроме нас, ни одна не работает напрямую с агентами, а через посредников. Для нас же это принципиальная позиция.
- Евгений, и все же Вы не лукавите, когда говорите, что деятельность компании «Планета Плюс» для Вас в большей степени увлечение, чем прибыльный бизнес?
- Так он вообще не прибыльный. От общего объема компании составляет 3 процента. Да, мы проводим немало больших концертов, но куда больше прибыли приносит наша радийная история (в корпорацию входят «Русское радио», «Питер FM», Maximum, Love Radio, «Динамит FM», «Монте-Карло». – Прим. авт.). Конечно, радиобизнес нынче перестал быть столь доходным, каким был до кризиса, но, в любом случае, он стабильный. Концерты – это русская рулетка, ты можешь потерять все, а можешь подняться, а в радиобизнесе хоть и плавающая сетка по месяцам (в январе и августе с рекламой хуже, чем в ноябре-декабре), но она прогнозируется. Однако пик радиобизнеса уже пройден… Через год-другой радио станет цифровым, а, значит, в эфире возникнут не десятки, как сейчас, а тысячи радиостанций.
Они перестанут быть профильными: если ты занимаешься роком, то это будет исключительно роковая радиостанция, и так далее. Все уйдут в узкие сегменты. К примеру, не будет смешения огромной целевой аудитории и музыкальных стилей. Конечно, объемы радиорекламы резко упадут.
Зато быстро прогрессируют интернет-технологии. Наша компания Kassir.ru - это уже достаточно большой бизнес, который находится не только в Петербурге, но и в Москве, других регионах. Kassir.ru является единственным национальным билетным оператором. Недавно мы подписали контракт с РФС (Российским футбольным союзом) и эксклюзивно продаем билеты на все матчи сборной команды. Оборот Kassir. Ru в 2009 году составил 1,5 миллиарда рублей (50 миллионов долларов), причем в последние годы он прибавляется примерно на 30 процентов в год...
- То есть, наивен тот, кто решил бы заняться гастролями западных звезд, рассчитывая на этом «подняться»?
- Могу сказать, что на звездах зарубежной эстрады заработать деньги практически невозможно. Огромное количество концертов убыточные. И часто мы это заранее знаем, тем не менее, берем обязательства для сохранения отношений с партнерами, с которыми работаем постоянно.
- Ваша визитная карточка – концерт Мадонны на Дворцовой… Западная пресса писала, что стоимость проведения одного шоу Мадонны оценивается в 500-700 тысяч долларов, плюс около миллиона долларов составляет гонорар звезды…
- Все громкие концерты, от Мадонны до U2, – это имиджевые проекты. Конкретные цифры, в том числе и гонорары, – это закрытая информация по условиям договора с артистами. Но это иллюзия, что, устроив шоу суперзвезды даже на Дворцовой площади, можно заработать какие-то деньги. Главное - не попасть, а если выйдем в ноль – уже победа. К тому же в истории с U2, на мой взгляд, была допущена ошибка с реализацией билетов. 18 декабря выходить в продажу билетов было явно рано. Учитывая, что в декабре люди заняты подготовкой к предстоящим праздникам, я предлагал выйти в продажу 25 января и предварительно сделать большую рекламную кампанию, чтобы вызвать некий ажиотаж в тот момент, когда люди получили первые авансы и вернулись из отпуска. На Западе билеты продаются за 40 минут, у нас же – месяцами, в России практически не бывает аншлагов. Другая проблема – отсутствие в России электронного билета. За границей существуют оборудованные площадки с электронными платежными системами. Люди с банковской карточки оплачивают билет, распечатывают дома, и с этой бумажкой приходят на площадку.
- А когда у нас будет возможно такое?
- Думаю, в ноябре мы запустим эту систему. Карточек у наших людей становится больше, мы достаточно быстро движемся. Думаю, года через два и мы будем все билеты, в том числе и на культурные мероприятия, покупать только таким образом.
- Время от времени мы узнаем, что на Рублевке или в каком-нибудь пятизвездном отеле Москвы прошел закрытый концерт звезды, специально выписанной для услады олигархов, и гонорары там от миллиона долларов и круче… Бывают ли в Петербурге такие «корпораты»?
- У нас нет такого рынка. Даже те люди, что могли бы потратить миллион на звезду, давно уже переехали в Москву. Я не представляю в Петербурге сенсационных корпоративов с рекордными гонорарами.
- А Вас, Евгений, в Москву звали?
- Честно? Звали много раз, но я в Москве даже не ночую: утром прилечу, а вечером уезжаю. Москва на меня давит, чувствую себя там некомфортно. Какая-то она вся надуманная, многонациональная, разношерстная. Слишком многие туда приезжают с целью выделиться всеми правдами и неправдами.
- В одном из интервью Вы утверждаете, что сами не меломан, музыкой не увлекаетесь, а занимаетесь просто как бизнесом…
- Не то, что я музыку не люблю, я ее не слушаю. Могу слушать, но как фон. У меня никогда не было кумиров ни в роке, ни в поп-музыке. Конечно, кто-то из артистов нравится, но чтобы я специально купил диск, прорвался на концерт, такого не припомню. В этот бизнес я попал случайно…
- А как это случилось?
- Старая история. В 1989 году я уехал в Амстердам и занимался импортом-экспортом. Мы достаточно успешно занимались этим с моим старшим братом Вадимом (Вадим Финкельштейн – ныне известный петербургский предприниматель, продюсер, президент бойцовской лиги Mix Fight М-1 и M-1 Global. – Прим. авт.). Но молодая кровь играла в венах, что-то хотелось доказать, и тут мне предложили сделать дискотеку «Планетарий». Я окунулся с головой, не предполагая, насколько это тяжелый бизнес, особенно в нашей стране. Нужно было каждый день что-то придумывать, присутствовать там постоянно. На этой почве мы с братом разошлись по бизнесу, и я всерьез занялся дискотекой. Потом у меня была травма, больше года лежал в больницах, на трепанациях. Выйдя, опять взялся за дискотеку, попробовал привозить западных артистов в «Планетарий». А потом решил заняться концертной деятельностью и на других площадках…
- Правда, что Вы не водите дружбу с артистами, концерты которых проводите?
- На многие звездные концерты вообще не хожу. Но есть какие-то приятные люди, такие, как Боря Моисеев, или те, с кем мы годами дружим семьями, даже отдыхаем вместе, как с Валерией. Иногда, конечно, после концерта, согласно этикету, нужно зайти в гримерку, пригласить куда-то в ресторан, но так, чтобы прийти и назойливо сфотографироваться, такого нет. У меня нет ни одной фотографии ни с одной звездой. Прошли концерты, и прошли. Ни к Оззи Осборну, ни к «Роксет», ни к Стингу не пойду фотографироваться. Зачем напрягать гостей? Прекрасно понимаю, что они себя чувствуют дискомфортно в таких ситуациях. Ведь многие, даже очень популярные артисты – несчастные люди, потому что сами себе не принадлежат.
- Насколько верна информация, что Вы активный участник строительства Театра Аллы Пугачевой на Васильевском острове?
- Я не активный участник, а партнер этого проекта. Год назад стал владельцем 22 процентов долей в ООО «Театр песни Аллы Пугачевой».
- Как продвигается этот проект, или он заглох?
- Нет, не заглох. Изначально был предложен проект, по высотности превосходивший допустимые параметры. Теперь измененный проект находится в процессе согласования. Чтобы построить обычный дом, требуется два-три года на согласование, а Театром песни Аллы Пугачевой мы занялись год назад, и теперь пытаемся подсчитать его окупаемость. Чтобы построить Театр песни Пугачевой, потребуется в целом 250 миллионов долларов.
Мы хотим построить зал-трансформер между 3-ми и 8-ю тысячами зрителей, а для такого масштабного проекта нужны большие инвестиции. Обычно такие залы не являются частной собственностью, а строятся на муниципальные средства. У нас же есть свои расчеты, мы в процессе без остановки, каждый день делаются геологические процедуры, мы движемся к намеченной цели.
- О каких сроках строительства может идти речь? Помнится, вначале назывался 2012 год…
- 2012-й назывался как начало строительства, а реализация всегда была к 2014-2015 году.
- Говорят, будет создана сеть театров Пугачевой, не только в Петербурге, но в Сочи, Москве…
- Для того чтобы делать сеть, нужно построить хотя бы один театр, чтобы понять, как это работает.
- Евгений, время от времени в СМИ появляются гневные публикации, где успехи Ваших проектов связывают с именем Вашего друга и партнера Сергея Матвиенко, сына губернатора…
- Могу сказать, что, несмотря на нашу давнюю дружбу с Сергеем, ни один проект мы вместе еще не сделали.
- В одном из ТВ-интервью Вы сообщили, что общий оборот в компаниях корпорации PMI порядка 5 миллиардов рублей в год. Как продвигаются ваши девелопментские проекты: строительство бизнес-центра на Васильевском острове, бутик-отеля на Мойке?
- Всего в корпорацию входят около тридцати компаний. Все вами названные проекты в стадии реализации, хотя их притормозил кризис. Но, несмотря на экономическую ситуацию, ни в одной из наших компаний не было ни сокращений, ни понижения зарплат, мы только увеличивали, наращивали свою массу, теперь же хотим довести каждую компанию до ума. Бизнес-центр на Васильевском площадью 63 тысячи кв. метров - уже подписанный проект, мы готовы начать его возведение в ближайшие месяцы.
У Kassir.ru есть планы компьютеризировать Олимпиаду 2014 года, и, вообще, компьютеризировать всю страну в плане концертно-билетного бизнеса. Нами уже разработаны такие системы, которые позволяют покупать билет через Интернет , даже не распечатывая его на бумаге. Если у вас есть телефон-смартфон, вы получаете голограмму, некую MMS, квадрат подводится к любой камере и моментально считывается вся информация: количество концертов, на которые вы ходите в течение года, ваши ценовые категории. Мы будем более четко понимать ситуацию и, в соответствии с ней, строить рекламные кампании. На днях ставим на тест пять городов, и в середине ноября завершаем программу. Сейчас компьютеризируем цирки, и, как только в Екатеринбурге система заработает, тут же заключаем с Росгосцирком контракт на компьютеризацию цирков по всей стране, а их около 40.
У нас с утра до ночи увлеченно работают 20 программистов, разрабатывая новые технологии. При желании отправиться на концерт любимого артиста, будь то в Лондоне или Милане, через Kassir.ru вы сможете выбрать любую площадку с полным списком необходимой информации: цена билета, транспорт, стыковка…
- А что такое Ваш новый проект «Я - Талант»?
- Уже создан продюсерский центр, подписаны контракты с молодыми, подающими надежды артистами, например, с группами «Марсель», «Зима», которые, надеемся, станут звездами. А вообще, «Я - Талант» - это некая социальная сеть, что призвана помочь талантливым музыкантам… Сеть «Я – Талант» еще только начала действовать, а в ней уже зарегистрировались 110 500 человек.
Не секрет, что им нынче попасть в ротацию на ТВ и радио практически нереально. Поэтому Земфиры и Биланы сейчас не рождаются, новички никому не нужны, будь хоть сверхталантливы. И вот новая сеть предназначена для того, чтобы изменить ситуацию. Там будет и свое ТВ, и радио, и песни будут отбираться в тестовом режиме. Количество интернет-пользователей стремительно растет, и бизнес тоже уходит в Интернет. Ничего так не капитализируется сейчас, как интернет-технологии…