На рубеже ХХ-XXI веков в Петербурге появились десятки частных галерей. Местные галеристы признают: чтобы заработать, достаточно продавать сувениры и картинки с видами города. Большинство этим и занимаются. Обозреватель «Культурной столицы» присмотрелась к немногим галереям, выполняющим культурную миссию: продвигающим современных художников и воспитывающим коллекционеров.
Петербург славится консерватизмом, работать с современным искусством тут сложно. Коллекционеров мало, покупательская активность невысока, многие предпочитают общаться с художником без посредников. Арт-критика практически отсутствует, издания, где регулярно печатались анонсы выставок, съел кризис. В Европе галерейный бизнес поддерживают крупные коллекционеры, фонды, иногда государство. У нас же галереи чаще всего существуют на доходы от какого-то другого занятия владельцев, и до самоокупаемости, которая во всем мире является нормой, им далеко. В Москве ситуация более благополучная, но в Петербурге арт-рынку никак не выйти из зачаточного состояния. Коммерческие галереи, проявляющие творческую активность, можно пересчитать по пальцам, и проще всего это сделать на ежегодном российском смотре, выставке «Арт-Москва», – там регулярно появляются лишь четыре участника из Петербурга: галерея Anna Nova, Галерея Марины Гисич, Галерея Дмитрия Семенова и AL Gallery (бывшая галерея «Альбом»).
Самые яркие участники петербургской арт-среды, которые имеют тщательно подобранный круг авторов, активно их продвигают и успешно работают даже в условиях экономического спада, – Anna Nova и Галерея Марины Гисич. Anna Nova, открывшаяся в 2005-м, стабильно проводит авторские выставки раз в два месяца, показывая работы как харизматичных деятелей ленинградского андеграунда (Шинкарев, Кошелохов, Фигурина), так и неоакадемистов Виктора Кузнецова и Олега Маслова, любителя сильнодействующих инсталляций Петра Швецова, автора изысканных «костюмных драм» Наталью Першину-Якиманскую и других. Кураторами выставок обычно становятся заметные специалисты, например, Екатерина Андреева или Андрей Хлобыстин. Галерея Марины Гисич работает с актуальным искусством уже 10 лет, в последние годы больше предпочитая выставлять фотографию и концептуальные проекты. Среди постоянных авторов: Александр Черногривов, Петр Белый, Керим Рагимов, Григорий Майофис; время от времени бывают выставки зарубежных художников.
В городе есть и свои ветераны арт-бизнеса – галерея «Борей», которой уже 19 лет, и галерея «Д-137», основанная в 1996 году. «Борей», вероятно, самая демократичная арт-площадка Петербурга, здесь может выставиться буквально любой: был бы стоящий проект. У руководства есть любимые авторы, но с радостью они занимаются и зеленой молодежью. «Д-137» получила название по дебаркадеру на Средней Невке, где находилась первые годы своего существования. Начали с андеграунда, показывали неоакадемистов, в том числе Тимура Новикова, Ольгу Тобрелутс, Георгия Гурьянова, в середине 2000-х появились москвичи: Айдан Салахова, Олег Кулик, Константин Звездочетов, Владислав Мамышев-Монро. В кураторы тоже приглашают видных искусствоведов, тексты для каталогов нередко пишет завотделом новейших течений Русского музея Александр Боровский. В последние годы «Д-137» не теряла активности – по 6-8 выставок в год, – но стала скатываться к светскому глянцу: работы гитариста Rolling Stones Ронни Вуда, живопись Марины Федоровой, перерисовывающей див и денди с журнальных обложек.
AL Gallery существует с 2004 года и готова работать с разными техниками и жанрами, а в круг авторов входят как маститые (Андрей Рудьев и Виталий Пушницкий), так и малоизвестные имена. Художественная политика у галереи не очень внятная, зато они измышляют интересные способы привлечения покупателей: например, можно взять произведение в аренду, чтобы примерить на свой интерьер. Своеобразный имидж у галереи «100 своих» – она находится при баре «Дружба», и здесь есть шанс присмотреться к искусству, не отрываясь от коктейля. (Это, кстати, можно сделать даже в ночное время, когда другие выставочные площадки закрыты.) Галерея Дмитрия Семенова, обычно представляющая наш город на «Арт-Москве», громко заявляет о себе только в столичных гостях. Для Петербурга же это «темная лошадка», выставки здесь проводятся крайне редко. Да и негде: всех площадей – пара комнат в квартире галериста.
На вернисажи в петербургские галереи ходят персонажи арт-тусовки – художники, их друзья и знакомые, – а также состоятельные люди из сфер бизнеса и моды, иностранцы. В дни работы выставок становится больше студентов и пенсионеров, обычно реакции этой публики варьируются от «Я тоже так могу» до «Господи, а как вообще это сделано?». У AL Gallery, как рассказывает хозяйка галереи Наталья Панкова, есть «несколько бабушек-фанов, которые приходят в первые дни открытия выставки и машут палками, сообщая, как они ненавидят всё, что здесь выставлено. И с завидной регулярностью посещают все выставки». Что до среднего числа посетителей, то, скажем, «Борей» не так давно насчитал 700 человек за две недели: туда некоторые вузы культурной направленности даже экскурсии водят. Правда, нужно учитывать, что площадка находится в самом центре города и работает уже 19 лет.
Реакция на кризис у галерей неодинакова и, по-видимому, отчасти зависит от наличия стороннего бизнеса, способного поддержать работу площадки. В Anna Nova отметили повышение интереса коллекционеров и покупателей по сравнению с прошлым годом, когда всех испугал спад экономики. Марина Гисич сообщила «Фонтанке», что коллекционеры стали подходить к приобретению внимательней и щепетильней. Владелица AL Gallery Наталья Панкова особого влияния кризиса на свой бизнес не усматривает: «Количество проектов не уменьшилось, искусство продается примерно в том же режиме, что обычно». С другой стороны, некоторым галереям уже пришлось отказаться от ряда проектов или отложить их на неопределенное время. Директор «Борея» Татьяна Пономаренко рассказала: «Мы были вынуждены закрыть дизайн-студию и издательство, вычеркнуть из планов крупные проекты и издание буклета. Дело дошло до снижения зарплат, и ситуация остается нестабильной».
По словам Марины Гисич, «важно выращивать вкус и чувство к современному искусству. Это полезно для общества в целом, поскольку выход за границы обыденного круга общения и взглядов развивает человека». Искусствовед из Anna Nova Марина Виноградова подчеркивает, что городу не хватает мест, где можно увидеть современное искусство, проектов, связывающих классическое и новое. Путь развития арт-рынка его участники видят в усилении интереса к современному искусству. Образно говоря, люди должны отойти от вкусов, сформированных школьным учебником по литературе и каталогом IKEA.
Ольга Лузина
«Фонтанка.ру»
Фото с официальных сайтов галерей.
О любопытных петербургских экспозициях читайте в рубрике «Выставки»