Новости

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
 25 августа 2010 16:23      336

Музеи на свалке истории

В Петродворцовом районе закрывают музей «Морская Стрельна». В ближайшее время в Ломоносове исчезнет музей пехотных полков Ораниенбаума. Частные музеи в Петербурге переживают нелегкие времена. Судьбу некоторых из них попыталась проследить «Фонтанка».

Четыре комнаты без боя не сдаются

Музей «Морская Стрельна» выселяют из дома на Пристанской улице, 25-а, который учреждение занимает уже 15 лет. Если в течении недели экспонаты добровольно не будут вывезены из помещения музея, то их вывезут принудительно, причем собственник должен будет компенсировать все затраты новым хозяевам здания - поисково-спасательной станции №10. Сторонники музея попытались принять ответные меры. Создатель и хранитель музея Олег Вареник подал заявление в 46 отдел милиции о незаконном захвате здания. А также пошел проверенным путем — обратился к губернатору города с просьбой остановить уничтожение экспозиции. Под этим письмом подписалось 70 жителей Стрельны.

Выселение музея, как поясняет администрация города, проводилось на законном основании. Как рассказали в комитете по управлению городским имуществом, здание на Пристанской, 25-а, закреплено на правах оперативного управления за Поисково-спасательной службой. И никаких правовых оснований претендовать на эти помещения у музея нет. Как Поисково-спасательная служба намерена распорядиться четырьмя комнатами общей площадью 74 квадратных метра, КУГИ неизвестно.

Вареник же уверен, что здание музея отдали спасателям по ошибке. «Распоряжением КУГИ 14 декабря 2009 года здания районных спасательных станций передали вновь организованной Поисково-спасательной службе Петербурга. В этот список по ошибке попало и наше здание. Мы обращались в районную администрацию с просьбой объяснить, на основании каких документов музей оказался у спасательной службы района, но ответа не получили», рассказывает он.

В КУГИ «Фонтанке» ответили, что о письме Вареника нет никакой информации, зато есть акт, составленный судебными приставами еще в 2007 году — о том, что экспонаты не представляют никакой ценности. «Мы пытались как-то помочь хозяину музея, но он не предпринял никаких шагов, чтобы придать экспозиции какой-то юридический статус, - пояснили в КУГИ, - У нас просто нет оснований закрепить здание за ним».

Юридический статус музею Олег Вареник пытается придать, начиная с 2000 года. Постановление об организации муниципального историко-краеведческого музея «Морская Стрельна» было принято еще 6 июня 2000 года и подписано главой МО поселка Стрельна С.А. Горбачевым. Тогда же в КУГИ было направлено ходатайство о передаче здания по улице Пристанской, 25-а, на баланс муниципального совета целевым назначением. Однако создателям отказали. В письме, подписанным Валерием Назаровым, который в то время время возглавлял этот комитет, сообщается о том, что «указанное деревянное здание бывшей часовни является памятником местного значения и относится к объектам религиозно-культового назначения». «В настоящее время в комитете имеется заявка от православного прихода поселка Стрельна на передачу указанной часовни в пользу Санкт-Петербургской епархии», - обосновывает свой отказ глава КУГИ.

Приход, претендовавший на здание, никакой активности не проявлял, и музей благополучно просуществовал до 2006 года. Однако перед саммитом «большой восьмерки» администрация Петродворцового района попросила его закрыть в целях безопасности - здание находится прямо напротив территории морской резиденции президента России.

Закрытым здание простояло вплоть до апреля 2007 года. После окончания саммита на его дверях неожиданно появился новый замок. Как рассказывает Олег Вареник, частная охрана санатория «Стрельна» попросту перекрыла проход в музей, расположенный на территории водно-спортивной базы Кировского завода. Посетителям охранники сообщали: «Никакого музея здесь нет». Обращения в муниципальный совет МО «Стрельна», администрацию Петродворцового района и милицию оказались безрезультатными.

Создатель музея, чтобы спасти свою коллекцию, попытался передать «Морскую Стрельну» в собственность города. Акт дарения был составлен и направлен губернатору Петербурга 25 октября 2006 года. Однако никакого ответа на свое обращение Вареник так и не получил до сих пор.

Создатель музея обращался в разные инстанции – вплоть до президента России, в феврале 2007 года наконец получил долгожданный ответ, подписанный Сергеем Тарасовым (в то время вице-губернатором Петербурга). В нем говорилось, что «вопрос о возможности приемки-передачи экспозиции музея и создания в Стрельне филиала музея будет рассмотрен после проведения экспертизы коллекций». Экспертиза была назначена на 5 марта, но ни к каким выводам она не пришла.

Возглавлял экспертную комиссию Игорь Пахоруков, ныне занимающий пост председателя администрации Пушкинского района. Каким образом профессиональный администратор (экс-глава агентства КУГИ Центрального района, экс-замглавы Петродворцового района, экс-замглавы Комитета по работе с исполнительными органами государственной власти и взаимодействия с органами местного самоуправления) и человек с техническим образованием (закончил Ленинградский механический институт по специальности «системы автоматического управления») должен был определять историко-культурную ценность коллекции, неизвестно. «Я тогда возмутился и ушел, - рассказывает Вареник. - Это была профанация, в которой я не пожелал участвовать». Вторая сторона тоже осталась недовольна — один из сотрудников КУГИ, принимавший участие в достопамятной экспертизе, охарактеризовал Вареника как «человека не слишком адекватного».

Итог встречи был вполне предсказуем — музей «Морская Стрельна» рекомендовали выселить из занимаемого помещения. Часть экспонатов бесследно исчезла, однако, как утверждает Вареник, он получил отказ на все требования составить акты о пропавших ценностях. Тем не менее, после еще одного обращения к Путину и заступничества Тарасова, музей все-таки открыли и позволили ему работать дальше.

В 2009 году Вареник предпринял еще одну попытку обезопасить музей - «Морская Стрельна» стала филиалом Музея военного костюма, организованного Богданом Небелевичем. Однако директора двух коллекций общего языка не нашли, и в марте 2010 года договор о сотрудничестве был расторгнут. «Морская Стрельна» осталась в занимаемом здании «на птичьих правах».

Так погибают замыслы, с размахом...

Музей «Морская Стрельна» был создан на базе бывшего стрельнинского парусного клуба. «Во время революции один из яхтсменов, Савельев, сохранил имущество, а потом уже в начале двадцатых годов обратился к правительству Петрограда. чтоб здесь разрешили открыть яхт-клуб для детей, - рассказывает Вареник. - И ему разрешили!! В те голодные годы власти выделили средства, дети здесь занимались. Потом директора, правда, репрессировали». С послевоенного времени здание принадлежало службе ОСВОД и к середине 90-х пришло в плачевное состояние.

В 1995 году Бывший председатель ОСВОДа Олег Вареник решил взять дело в свои руки. Вместе с группой энтузиастов он отремонтировал дом и начал собирать коллекцию. В 1996 году музей открылся, и с тех пор его регулярно упоминают во всех справочниках достопримечательностей Стрельны. «У нас было около тридцати тем, - рассказывает он. - Хотя вначале мы планировали представить только историю службы спасения на водах. А потом, уже когда речь зашла о создании краеведческого музея, тогда появились планы сделать в здании железнодорожной станции экспозицию об истории железной дороги, почтовую — в помещениях почты, у нас ведь одна из старейших почтовых станций в России, часть Львовского дворца отдать под экспозицию об истории пожарного дела. А здесь, на Пристанской, должна была быть морская тематика, и состоялась только она. А теперь и это здание закрывают».

Похожая судьба ожидает и другой частный музей, созданный в Петродворцовом районе. «Когда я в 2002 году купил развалины, они назывались памятником архитектуры и были остатками казарм 147 Самарского пехотного полка, - вспоминает историк Алексей Шкваров. - Я восстановил здание и решил открыть там музей пехотных полков Ораниенбаума — были материалы о Самарском пехотном полке и лейб-гвардии Финляндском».

В 2006 году силами музея пехотных полков в Ораниенбауме состоялась реконструкция сражения под Лодзью, на мероприятие приехали реконструкторы из Австрии и Германии. «Очень много народа тогда собралось, - рассказывает Шкваров. - У нас об этом событии практически ничего не знают, а тогда, в сентябре 1914 года... Самарский полк за эту битву получил сразу 500 Георгиевских крестов».

Намеревался Шкваров и поставить обелиск в память о русских пехотинцах, погибших в Первую мировую войну. Для того, чтобы добиться разрешения от комитета по культуре, ушло больше года. «От меня потребовали справку из Военно-исторического архива о том, что русская пехота в годы Первой мировой была достойна того, чтобы ее память увековечили, - возмущается историк. - Я получил этот документ, у меня он есть».

Но от замысла поставить памятник пришлось отказаться. «Весной этого года музей ограбили, вынесли почти все экспонаты, - рассказывает Шкваров. - Я обращался в милицию, но они так и не нашли ни предметов коллекции, ни похитителей. Я принял решение продать участок — сдаю свой последний Ораниенбаумский плацдарм».

О судьбе галереи художника Бантикова «Фонтанка» уже писала. Разбирательство по делу еще продолжается, но, скорее всего, судьба здания решена. «В рамках инвестиционной деятельности» по реконструкции квартир в центре города ликвидируется музей-квартира контр-адмирала Завойко в доме 5 по улице Марата. «Знаете, я понял одно — все это, по большому счету, никому не нужно», - грустно подвел итоги своих попыток сохранить память о прошлом Алексей Шкваров.

Справка:

Музей «Морская Стрельна» открылся в июне 1996 года. Коллекция насчитывала около 3 тысяч экспонатов, посвященных истории Стрельны с Петровских времен.

В музее располагались экспозиция, посвященная Матильде Кшесинской, у которой в Стрельне была дача, экспонаты из немецкой колонии, длительное время существовавшей здесь же, множество фотографий, документов и предметов, связанных с событиями войны, единственная в Петербурге коллекция кирпичей с клеймами, насчитывающая несколько сот штук. Самые крупные экспонаты – корпус и детали диверсионного катера, фрагменты моста через Портовый канал – хранились на огороженной площадке у здания.

Коллекция якорей кораблей Петровской эпохи, поднятых со дна Финского залива в 2001 году вывозилась в Выборг и была представлена на выставке «Тайны морского дна» в Выборгском замке.

В 2006-2007 годах, по словам хранителя музея, из коллекции бесследно исчезли столб электрического освещения (1890-е годы), 14 свай с первого моста в Стрельне (1715 год), плинт памятника Большого Стрельнинского дворца (1870-е годы), части итальянского катера МАС (1939 год) и многое другое.