Новости

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
 28 июля 2010 14:42      412

Турист поехал в Петербург

Летний сезон еще не закончился, а уже сейчас туроператоры говорят, что количество путешественников, посетивших Петербург, увеличилось на 10%. Несмотря на это, город так и остается городом контрастов, непонятных для иностранцев. В этом на собственном опыте убедился корреспондент «Фонтанки».

В Северо-Западном отделении Российского союза туриндустрии о текущем сезоне говорят осторожно: он еще не закончился, поэтому подводить какие-либо итоги пока рано. Но предварительные данные показывают, что, в среднем, поток путешественников, желающих посмотреть красоты Петербурга, увеличился на 10%. В качестве возможной причины подобного роста специалисты называют курсовую разницу между рублем и европейской валютой, которая позволила сделать стоимость прибывания в городе ниже, чем в предыдущие годы.

«По объемам мы не теряем уровня 2008 года. По круизам – заполняемость 96%, а по внутреннему въездному туризму ситуация лучше, чем в прошлом году. В настоящее время у нас на приеме 2 500 человек. В среднем, ежедневно около 3000 туристов! Кроме того, в отличие от прошлого года, нет нервозности и отмены путевок», - сообщил «Фонтанке» генеральный директор компании «Мир» Леонид Флит.

По данным РСТ, выросло и количество путешественников, предпочитающих гостиницы частным арендодателям. Так, в «Октябрьской» и «Азимуте» говорят о том, что сезон складывается весьма неплохо, но посмотреть на Петербург приезжают, главным образом, группами. При этом люди стали тратить гораздо меньше денег - видимо, сказываются последствия кризиса.

Скорее всего, рост количества туристов в этом году связан и с развитием рынка круизных путешествий в Петербург. Приплыть на пароме в Россию теперь гораздо проще хотя бы из-за того, что нет необходимости делать визу. Этим летом «Морской фасад» даже установил рекорд: 13 июля туда зашли одновременно 5 лайнеров с более чем 10 тысячами пассажиров на борту.

«Рост, по сравнению с прошлым годом, до 10%. Группы стали побольше, экскурсионные программы более наполненные. Проблемы с качеством предоставляемых услуг. Из-за мелочей возникают скандальные ситуации, ведущие к штрафам. Например, ржавая вода в гостиницах из-за отключения воды по городу. Отелям надо бы ставить какие-то фильтры, решать эту проблему для своих постояльцев. Иностранцам этого не понять!» - говорит генеральный директор компании «Коминтур» Алексей Тихомиров.

То, что при столкновении иностранцев с российской действительностью, возникают неприятные неожиданности — ни для кого не секрет. Например, многие представители турбизнеса заявляют о том, что правоохранительным органам годами не удается искоренить воровство у крейсера «Аврора».

Приехав в Россию, иностранец превращается в «почемучку». «Почему вы так бездарно расходуете энергию и воду, а общественный транспорт не ходит после полуночи?», «почему я не могу перейти улицу по пешеходному переходу, а должен ждать, когда проедут машины? Они же должны останавливаться», «почему так мало людей здесь говорят на английском?», «почему в трех магазинах с сувенирами на Невском цены отличаются в 3-4 раза?», «почему при оформлении в УФМС бланки выдают на русском языке?». Эти вопросы бесконечны.

Встретив в минувшую субботу, 24 июля, рейс из Риги, на котором благополучно прилетели знакомые из Франции, корреспондент «Фонтанки», как гостеприимная хозяйка, сделала все для того, чтобы их прибывание в Петербурге было как можно более комфортным. Удавалось это далеко не всегда.

Например, 25 июля мы отправились за город, но любимый Петергоф встретил неласково. На сайте ГМЗ черным по белому написано: парк открывается в 9 утра (вход 130 для «льготников» и 350 для заграничных гостей), фонтаны начинают работать в 11-ть, кассы Большого дворца и сам музей — в 10.30 (билет стоит 260 рублей для россиян и 520 для иностранцев). Приехали мы за 15-ть минут до пуска воды «Самсона», полюбовались шоу. Пока поднимались по лестнице, естественно, ко входу во дворец набежала огромная толпа. Оставили одного человека в очереди, остальные пошли к кассам и... снова получили сюрприз. Вопреки официальной информации, они открываются только в полдень. И снова часовое стояние на солнцепеке. Один плюс: в очереди оказались весьма разговорчивые люди.

Время скоротали за разговорами о походах по музеям. Моим гостям даже удалось раздобыть информацию о том, как пройти без очереди в Эрмитаж.

- В Эрмитаж сейчас очень большие очереди, мы с сыном вчера отстояли два часа, - рассказала корреспонденту «Фонтанки» соседка по очереди. Тут в разговор вмешался незнакомый мужчина:
- А мы «прорвались» очень быстро. Подошел какой-то человек и предложил купить за 400 рублей пароль для охранника. Мы это сделали, подошли к секьюрити, сказали кодовое слово и прошли к кассам буквально за несколько минут. У них там кодовое слово меняется каждый день.
- О, - обрадовалась моя гостья. - Мы, пожалуй, так и сделаем.

Пока русскоговорящая часть нашей компании «загорала» в очереди в кассы, у музея в одиночестве скучал француз. Правда, время он тоже зря не терял: за час выяснил, что всех иностранных туристов (и одиночек, и тех, кто в группах) пускают в Большой дворец быстро. Там для них организована специальная касса, а гиды всегда готовы встретить гостей из-за рубежа с распростертыми объятиями. «Почему русские так относятся к своим же?» - удивлялся мой гость. Как ответить на этот вопрос, я не знала.

В очереди перед Большим дворцом тоже стояли около 20 минут. Люди уже начали терять терпение, какой-то мужчина набрался наглости и спросил у служительницы музея, когда же нас пустят. «Подождите, у нас большая группа иностранцев, пусть они пройдут», - заявила она. Потом со словами «не надо брать штурмом Зимний» толпу все же пустили в музей группами по 30 человек. 40-минутная экскурсия оказалась довольно интересной, так что о потраченном времени никто не пожалел.

Кстати, Нижний парк Петергофа порадовал в этом году наличием весьма пристойной и относительно недорогой еды. Разносолов, конечно, никто не предлагал, но за 60-80 рублей можно купить разные варианты хот-догов. Помимо этого, в продаже имелись различные напитки «привет из детства» (газировка с сиропом), холодный чай и мороженное. Словом, перекусить в Петродворце теперь возможно не за 500 рублей, как раньше, а за 120.

Поев и сделав небольшой марш-бросок по парку, мы отправились в «Гроты Большого каскада» (здесь нам снова удалось сэкономить — заплатили не по 230, а по 150 рублей с человека). К тому моменту температура воздуха и тела уже зашкаливала, поэтому подход к прохладным «пещерам» казался спасительным. Однако и там пришлось минут 20 подождать. Наградой за терпение оказались шутихи, установленные еще Петром — стол с искусственными фруктами, обдающий посетителей нагретой на солнце водой и арка, с внезапно срабатывающей «дверью»-фонтаном. Промаявшись несколько часов на жаре, люди использовали развлечения XVIII века в качестве душа.

Погуляв еще около часа, мы сели на метеор и благополучно добрались до Эрмитажа. Экономия за счет того, что удалось покупать билеты по льготным ценам для россиян, кстати, набралась весьма приятная — за два дня около 930 рублей с человека. Но, как показала практика, это повлекло за собой трату лишнего времени: к зарубежным гостям в России по-прежнему испытывают пиетет, а вот со своими же считают возможным обращаться как угодно.

Но иностранцы, как мы уже отмечали выше, все равно удивляются. В основном, мелочам, давно привычным нашему взгляду. Например, отсутствию в большинстве музеев табличек на английском языке: «Это же ведь и для иностранцев тоже», - говорят мои друзья. То же самое и с указателями. Гуляя по Петергофу, мы отметили, что указатели к памятникам можно встретить крайне редко. А если они и появляются, то, во-первых, выглядят обшарпанно, во-вторых, половина уже украдена. «В Версале нас уже давно бы снабдили картой...» - вздыхают измученные жарой и обилием впечатлений туристы. Бесплатную схему Петербурга, кстати, тоже не найти. Информационные центры для путешественников есть, но не многим хватает времени и сил, чтобы дойти до них.

«Почему здесь столько машин без номеров? Это же должно быть запрещено! Куда смотрит полиция?» - удивляется иностранец, увидев бодро промчавшуюся мимо гаишника дорогую иномарку. Петербург непонятен для них, особенно, когда туристы приезжают не в группе, а погостить к друзьям. Слишком контрастный. Взять хотя бы дом, в котором жил Довлатов: свежеотремонтированный фасад выглядит великолепно, а если зайти во двор (кстати, проходной), видишь обшарпанные, разваливающиеся от времени стены. Великолепные снаружи здания зачастую оказываются абсолютно «убитыми» изнутри.

Непонятно и как передвигаться в городской подземке — к тому, что меняется схема метро, все давно уже привыкли. Однако в путеводителях, привезенных моими друзьями, значатся старые станции. Спасибо, что названия остановок у нас теперь указаны и кириллицей и латиницей. «Почему в Исаакиевском соборе продают билеты «Колоннада в Белые ночи» в середине июля в 19 часов, хотя, во-первых, белые ночи уже закончились, а во-вторых, еще только вечер?» - еще один вопрос, который вводит в ступор. Тем более, что в обычное время проход стоит 100 рублей, а сейчас 300. Радует только одно: если спросить у гостя из-за рубежа, чем ему запомнился Петербург, человек вспомнит о красоте города, а не о недостатках.

Марина Зеленая,
«Фонтанка.ру»