Десятки созданных в эпоху приватизации чековых инвестиционных фондов, получившие в собственность советские заводы и фабрики, продолжают функционировать, а некоторые из них до недавнего времени даже выплачивали дивиденды. Свою деятельность не прекратила и одна из структур скандально известного «МММ». В числе акционеров таких фондов числится почти миллион петербуржцев, но биться за свои права вряд ли есть смысл. А об обещанных двух автомобилях «Волга», которые, по преданию Анатолия Чубайса, каждый россиянин мог получить на ваучер, акционерам остается только мечтать.
В ходе приватизации чековые инвестиционные фонды (ЧИФы) превратились в собственников: по данным Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР), аккумулировав около 45 млн ваучеров (32 процента от общего количества), они стали владельцами 10 процентов акций выставленных на всероссийские аукционы приватизированных предприятий.
Но простым россиянам, доверившимся заманчивой рекламе таких фондов, эта собственность не досталась. Из 662 ЧИФов, зарегистрированных на середину 1994 года, уже к 1998 году действовало лишь 350. Позже большая часть их была либо ликвидирована, либо просто исчезла вместе с купленной на вложенные россиянами чеки «народной собственностью».
А вот и Леня Голубков
И все же 14 созданных на базе ЧИФов инвестиционных фондов «федерального уровня» продолжают деятельность. Еще больше десятка фондов работают в Санкт-Петербурге.
Жив и созданный некогда Сергеем Мавроди фонд «МММ-Инвест», именуемый теперь ОАО «Инвестиционная компания Русс-Инвест». До недавнего времени его акционеры получали дивиденды, иногда даже до 3,5 рублей на каждую акцию номиналом в 1 рубль (то есть формально – 350 процентов годовых!).
Отчасти повезло клиентам чекового фонда «Автомобильный Всероссийский Альянс» (AVVA): в 2008 году он был присоединен к ОАО «АвтоВАЗ», а вкладчики стали акционерами этого автогиганта (финансовое положение которого, правда, в настоящее время не внушает надежд). А вот чековый фонд «Инвест-Сервис» действующим можно считать очень условно: даже милиция не смогла установить его местонахождение и фактических руководителей.
Из петербургских ЧИФов полтора десятка считаются существующими, а зафиксированная ФСФР численность их акционеров достигает 938 тысяч человек. Но мало кто из этих компаний реально ведет деятельность – в большинстве случаев официальные сайты не работают, а телефоны не отвечают. Крупнейший петербургский ЧИФ «Балтийский», а ныне – ОАО «Финансовый союз «Державный», с 2006 года терпит убытки и не выплачивает дивиденды. Кроме того, за последние годы фонд расстался с самыми ликвидными активами, в том числе пакетами акций бизнес-центра «Державный», Невского пенсионного фонда, НИИ «Химволокно», фирмы «Бумага», института минералов и многих других прибыльных компаний.
Еще три чековых ЧИФа («Бизнесфонд», «Комета-Инвест» и «Наука») не представляют сведений в надзорный орган, а более-менее полную отчетность публикует только компания «Кредо Доверие». Дивиденды за последние пять лет начислялись лишь ОАО «Генеральная инициатива», которое было ликвидировано в конце прошлого года. Фонд «Преображенский» в ФСФР оценили как «еле существующий».
Еще 14 федеральных и столько же петербургских ЧИФов официально признаны прекратившими свою деятельность. Среди них знаменитые «пирамиды», которые привлекали ваучеры и накопления доверчивых россиян – «Русский Дом Селенга», «Хопер Инвест», «Дока-Хлеб», концерн «Гермес» и главное детище Сергея Мавроди – АООТ «МММ». Некоторым его вкладчикам удалось получить решение о взыскании лично с осужденного основателя самой крупной финансовой пирамиды 20 млн рублей и даже получить эти деньги (милиция передала судебным приставам 700 тысяч долларов, изъятых по делу Сергея Мавроди). Доверившимся Владимиру Довганю (основателю «Дока-хлеб») повезло меньше – ликвидных активов его компании конкурсный управляющий не нашел.
Надежды поколения
Большинство акционеров ЧИФов вряд ли сохранили соответствующие документы. Для их восстановления по закону достаточно обратиться к регистратору (их адреса также публикует ФСФР). «Однако не факт, что все найдут себя в реестре, – предполагает Менке Конеев, помощник руководителя регионального отделения ФСФР. – Не все владельцы акций заполняли соответствующие анкеты и открывали лицевые счета, а идентифицировать их трудно. Такие акции находятся в анкете неустановленных лиц. Но и здесь идентифицировать себя не так просто, особенно тем, кто не имел паспортов (например, военнослужащие). Сегодня им могут дать от ворот поворот: «Это не вы, а людей с такой фамилией в России – тысячи».
Многие петербуржцы, вложившие свои ваучеры в чековые фонды, пытаются узнать их судьбу. «Ежегодно мы получаем несколько сотен жалоб и обращений акционеров ЧИФов, – говорит Менке Конеев. – Обращаются наследники, обнаружившие пакет акций, вдруг словно очнувшись, пишут письма сами акционеры, требуя дивиденды. Люди не понимают, что сегодня их акции копеечные и даже при переписке с организацией не перекроют стоимость конверта или проезда в офис компании».
Напомним, что по программе приватизации в 1992 году каждый россиянин получил приватизационный чек номиналом в 10 тысяч рублей. Объем эмиссии ваучеров равнялся балансовой стоимости имущества всех государственных предприятий Российской Федерации (140 трлн рублей). По утверждению главы Госкомимущества Анатолия Чубайса, один приватизационный чек соответствовал по стоимости двум автомобилям «Волга». Однако непосредственно имущество по ваучерам не выдавалось – их можно было использовать для участия в чековых аукционах для покупки акций приватизируемых предприятий, отдать в ЧИФ или продать.
Антон Одынец,
Фонтанка.ру