Новый пассажирский порт на Васильевском острове 13 июля впервые функционировал в условиях, приближенных к пределу своей пропускной способности, - в Петербурге одновременно пришвартовались 5 круизных лайнеров с 10,5 тыс. туристов на борту, - уверяют в "Морском фасаде". Пробок из туравтобусов ни поблизости от порта, ни внутри корреспондент «Фонтанки» не увидел. Как, впрочем, и самих гостей.
Увидев издалека 4 огромных белоснежных лайнера (пятым оказался SC Atlantic главы PMI Евгения Филькенштейна, вмещающий всего 230 пассажиров и выглядевший на фоне «плавучих городов» небольшим буксиром), можно было подумать, что в терминалах и на причалах должно твориться форменное столпотворение. Однако в 2 часа дня порт выглядел так же, как, допустим, в конце ноября, когда круизные суда в Петербург не заглядывают вовсе. То ли лайнеры пришли в город полупустыми, то ли гости не решились в 30-градусную жару покидать каюты с кондиционерами.
Между прочим, именно ради того, чтобы посмотреть, как толпы туристов штурмуют кабинки паспортного контроля, в порт приехало несколько десятков журналистов. Однако внутрь их запустили уже тогда, когда все желающие сели на автобусы и разъехались на экскурсии, так что пришлось довольствоваться видом скучающих пограничников.
Оживление царило лишь неподалёку от одного из терминалов - в баре под открытым небом, который был оккупирован людьми явно не европейской внешности. Однако при ближайшем рассмотрении выяснилось, что это вовсе не туристы, а экипаж одного из круизных судов. Персонал заведения, явно привыкший обслуживать именно такой контингент, даже на вопросы, заданные по-русски, автоматически отвечал на английском, а цену называл в долларах. Кстати, их же и принимал к оплате, хотя насчёт законности таких расчётов возникают серьёзные сомнения, ведь бар находится вовсе не в зоне duty free.
Поскольку в терминале удалось увидеть не более двух десятков явно иностранных отдыхающих и ещё несколько человек в магазине беспошлинной торговли (кстати, помимо разнообразных матрёшек там продаются футболки с перечёркнутым медведем брутального вида и лаконичной надписью на английском: «Я был в России — там нет медведей»), пришлось поверить на слово президенту УК «Морской фасад» Шавкату Кары-Ниязову, который сообщил, что сход на берег пассажиров всех лайнеров занял всего 2 часа. По его словам, в этот день порт приблизился к пределу своей пропускной способности — это 12 тысяч человек в день.
«Не стоит думать, что все как-то вдруг заинтересовались Петербургом. Такая популярность нашего города - это реализация отложенного спроса туристического круизного рынка, который мы сейчас можем удовлетворить, а раньше не могли, так как столько судов было негде разместить», - подчеркнул Кары-Ниязов.
Вывозить туристов уже сейчас начали речным транспортом, но пока в «тестовом режиме». Для дальнейшего усовершенствования этого направления глава «Морского фасада» посоветовал поработать петербургским культурным учреждениям.
«У Эрмитажа и Русского музея есть причалы, мы могли бы туда возить людей по воде. Но нашим музеям нужно более чётко работать с логистикой, с графиками движения судов», - считает он. Помимо Речного порта, на намывных территориях уже построена вертолётная площадка, которая также в тестовом режиме начала функционировать неделю назад.
Полностью пассажирский порт будет готов к ноябрю нынешнего года, а сдан — в начале следующего. После этого прекратятся пассажирские судозаходы в Большой порт Санкт-Петербурга, и старый Морской вокзал окажется, в сущности, ненужным. Впрочем, в 2010 году он принял всего 5 круизёров, а вплоть до ноября будет «домом» для парома «Принцесса Мария». Зато на Английской набережной и набережной Лейтенанта Шмидта круизные суда будут швартоваться и в дальнейшем.
Павел Гинёв, "Фонтанка.ру"