Новости

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
 15 июня 2010 19:25      312

В тщетных поисках водного такси

Широко анонсированный запуск петербургского водного такси, пока больше походит на строительство очередной потёмкинской деревни. Отыскать в городе катер с шашечками чрезвычайно трудно: одна из двух главных линий вообще не работает, зато на второй уже успели завестись «нелегалы».

Попытка корреспондента «Фонтанки» прокатиться от Литейного моста до «Ленэкспо» на совершенно новом виде транспорта, с пафосом запущенном в начале июня, закончилась полным провалом. По самой банальной причине: полуторачасовая прогулка от Литейного моста до Медного всадника доставила эстетическое удовольствие от красот родного города, но никаких признаков регулярного сообщения на Неве обнаружено не было. Ни самих катеров на реке, ни знаков остановок на набережных, хотя обычных прогулочных судов было огромное количество — в устье Фонтанке им приходилось выстаивать целую очередь, чтобы зайти в неё со стороны Летнего сада.

Правда, пирсы (судя по внешнему виду, новые) на набережной Робеспьера и напротив всё того же Летнего сада действительно присутствовали. Один из них облюбовала молодёжная компания с пивом, а второй и вовсе не был оборудован сходнями и представлял из себя что-то вроде плота. В районе Адмиралтейской набережной все причалы были заняты частными судами и прогулочными посудинами, так что сообразить, куда именно должно приставать городское такси, было практически невозможно. Между тем, именно здесь предусмотрены его остановки, а победители конкурса на право перевозок по Неве были определены ещё 5 апреля.

Центральная линия водного такси от Синопской набережной до «Ленэкспо» (право на перевозки по ней выиграло ООО «Интер Яхт сервис») проходит по самым «панорамным» местам города и могла бы быть под завязку набита только туристами, тем более, что билет у регулярных перевозчиков должен стоить 50 рублей и ни копейкой больше, а часовая экскурсия по рекам и каналам у частников начинается от 400 рублей. Однако пик туристического сезона налицо, а катеров с шашечками как не было, так и нет. Правда, в самой компании говорят, что перевозки начнутся со дня на день. «Надеюсь, что уже на следующей неделе 9 наших судов выйдут на линию. Сейчас мы продолжаем вести бумажную работу, согласовываем и утверждаем по инстанциям различные технические детали», - рассказал «Фонтанке» руководитель отдела перевозок «Интер яхт сервиса» Сергей Черепанов. Кстати, судя по обстановке на Дворцовой набережной — автомобильные потоки в оба направления стояли в час дня довольно плотно — не помешал бы новый вид транспорта и петербуржцам. Например, добраться до начинающегося через 2 дня Петербургского экономического форума было бы весьма удобно.

Второй маршрут — от Арсенальной набережной до Приморского проспекта - худо-бедно работал 2 недели, но затем у его оператора, ООО «МБС», начались проблемы. 11 июня Северо-Западное управление государственного морского и речного надзора проводило плановый рейд, в ходе которого осмотрело судно перевозчика. И обнаружило, что работать на нём победитель конкурса не имеет права. «Оно 2000 года выпуска, а согласно условиям конкурса, не должно быть старше 2 лет. Кроме того, зарегистрировано оно в Госинспекции маломерных судов на частное лицо, то есть лицензии на перевозку пассажиров не имеет. Но «шашечки» на нём были прилеплены скотчем, а билеты продавались именно на «водное такси» (кстати, на квитках не было никаких реквизитов, что также является нарушением) Сейчас судно находится на стоянке ОМОНа, будет решаться вопрос о привлечении к административной ответственности либо компании «МБС», либо его генерального директора, на которого катер и зарегистрирован», - говорит заместитель начальника управления Ространснадзора Максим Капитонов.

Участники рынка речных перевозок, не участвовавшие в конкурсе, провалу идеи регулярного сообщения по Неве (во всяком случае, так это выглядит на сегодняшний день) не удивлены. «У единственного работающего на внутренних линиях перевозчика всего одно небольшое судно, которое стоит 4,5 миллиона рублей. Это чистой воды пиар — и не более. Хотя денег на это потрачено прилично», - считает директор компании «Альбатрос» Аркадий Ильин. Он добавил, что городские власти тем временем продолжают вставлять палки в колёса остальным «экскурсионным» перевозчикам. Например, наряду с необходимостью аренды причала у КУГИ, их заставляют участвовать в аукционах на право аренды... воды. «Комитет по природопользованию заставляет участвовать в соответствующем аукционе. Стоимость аренда квадратного метра Невы начинается с 50 копеек, шаг — 3 копейки. Сегодня я целый день провёл в комитете и мы сообща с другими тремя претендентами дошли до ставки 6 рублей. Я уже подсчитал, что до 3 тыс. рублей в месяц - вполне адекватной цены — нам придётся торговаться ещё 2 года. Как раз до окончания срока аренды причала», - говорит судовладелец.

Справка:

Водное такси — детище председателя комитета по транспортно-транзитной политике Николая Асаула. Впервые об организации в Петербурге регулярного водного сообщения он рассказал в входе форума PROEstate в августе 2008 года. К сентябрю того же года предлагалось передать на рассмотрение правительства концепцию системы водных перевозок, а весной 2009-го открыть в городе минимум три маршрута. Однако реализации проекта помешал кризис. В итоге концепция была утверждена лишь в конце 2009 года. Было разработано 7 маршрутов, но в итоге в Смольном остановились на двух ранее существовавших (в Ораниенбаум и Кронштадт) и двух новых — внутригородских.

О будущем конкурсе перевозчикам сообщили 12 февраля 2010 года, всего за четыре дня до старта. По условиям компания-участник должна обзавестись судами (10-15 штук) не старше 2009 года или хотя бы разместить заказ на верфях и гарантировать его оплату. Уже после того, как был начат прием заявок, в условия конкурса дважды вносились коррективы. Первый раз документацию меняли 5 марта 2010 года - за две недели до окончания срока подачи заявок, а второй раз 16 марта - за два дня до вскрытия конвертов. Расписание движения судов по будущим маршрутам было окончательно утверждено только 17 марта — накануне финала.

Согласно условиям конкурса, тариф за проезд утвержден в размере 50 рублей, а расписание составлено с 8 утра и до 20 вечера. Катера должны ходить с интервалом в 15 минут. В общей сложности на все четыре линии в бюджете Петербурга на 2010-й год заложено 83 миллиона рублей субсидий. Их объем каждому конкретному перевозчику будет зависеть от того, сколько рейсов сделали его суда, соблюдает ли он расписание, какова загрузка такси и т.д.

Павел Гинёв, "Фонтанка.ру"