При строительстве дома на Косыгина застройщик использовал кирпичи не той марки, которая была утверждена в проекте. В результате менее прочный материал попросту не вынес перепада температур, что и привело к обрушению облицовки. Дома, построенные по той же технологии, но с использованием более качественных материалов, внезапно наступившую жару перенесли значительно легче — пока известно о повреждении только одного здания. Тем не менее Госстройнадзор намерен в течение месяца провести проверку всех потенциально готовых к обрушению объектов — в городе таких набралось около 20. Их список так и не завершен.
Не той системы
После лабораторного изучения материалов, использованных при строительстве пострадавшего дома на Косыгина, 17, выяснилось, что застройщик самовольно заменил марку кирпича. «Вместо более прочной, но и более дорогой марки М125, которая была предписана по проекту, он взял марку М100 (разница в стоимости составляет порядка 10% - прим.ред.), а в некоторых случаях и еще менее прочную», - поясняют в Госстройнадзоре. При этом в проектной документации, представленной на согласование, эти изменения отражены не были.
«К сожалению, в нашем городе с 2004 года отменен контроль за стройматериалами — их выбор и соответствие заявленным полностью находятся на совести застройщика, - развел руками глава Госстройнадзора Александр Орт. - С моей точки зрения, эта мера была для нашего рынка преждевременной, поскольку ментальность у многих представителей строительного бизнеса такова, что они все время пытаются на чем-нибудь сэкономить. Что и произошло в ситуации на Косыгина — была выбрана менее прочная и более дешевая марка кирпича».
Дом на улице Косыгина, 17, с фасада которого неожиданно начали сыпаться кирпичи, построен, как подтвердил 21 мая глава Службы Госстройнадзора и экспертизы Александр Орт, по технологии, которая сейчас не рекомендована к применению. «Конструкция стен в этом здании состоит из трех материалов — кирпича, пенобетона и металла, из которого изготовлены скрепляющие уголки. Коэффициент линейного расширения у них у всех абсолютно разный. Поэтому при резком скачке температур с 15 до почти 30 градусов тепла произошли разрывы, и пострадал кирпич — как самый слабый материал, - объяснил он. - Поэтому облицовка фасадов и начала осыпаться».
Подобная история, как и заявлял после происшествия на Косыгина вице-губернатор Роман Филимонов, в нашем городе уже была. «Шесть лет назад со здания на углу Ударников и Наставников точно также посыпались кирпичи, причем тогда обрушения были намного сильнее, - вспомнил Орт. - Дома пришлось ремонтировать весьма серьезно, и после этого случая мы издали распоряжение — не использовать в конструкциях из кирпича и пенобетона металлические уголки, таким способом напряжение материалов предполагалось минимизировать». Однако проект дома на Косыгина был согласован до вступления в силу этого распоряжения. «Впрочем, все нормативы у нас носят, к сожалению, рекомендательный характер», - добавил глава Госстройнадзора. Сейчас Служба намерена провести проверку всех зданий в городе, построенных с использованием металлических уголков, — таких, по данным экспертов, набралось около 20.
По этой же причине, кстати, уже после событий на Косыгина осыпались и кирпичи с фасада на Нарвском проспекте, 14 — это дом той же конструкции. Но по этому адресу повреждения значительно меньше — экономить на кирпичах при строительстве не стали. Правопреемником застройщика «ИВИ-93» там выступает управляющая компания, которая и пообещала отремонтировать здание своими силами.
Есть проблема и со зданием на Новоколомяжском, 11 (застройщик - «Коломяги-Ретро»). Но там история особая — дом монолитный, и сам фасад при перепадах температур не пострадал - осыпались только декоративные украшения. Причина этого, по мнению Госстройназдора, заключается, скорее всего, в нарушениях правил эксплуатации здания. Вопрос о восстановлении декора застройщик будет решать непосредственно с жителями.
Впрочем, по данным обследования, наиболее сильно пострадавший объект — дом на Косыгина - тоже нет оснований считать аварийным: как и было заявлено изначально выпали только облицовочные кирпичи, а несущие конструкции не пострадали. Проверку жалоб представителей ЖСК «Ладога» - по их словам одновременно с выпадением кирпичей началась и деформация здания, образовались трещины в шахте лифта и в квартирах - Госстройнадзор обещает провести дополнительно. По результатам этого дополнительного обследования и можно будет хотя бы приблизительно оценить ущерб и определить стоимость восстановительных работ. Вопрос, будет ли полностью заменена облицовка фасада, чтобы предотвратить возможность ее обрушения в дальнейшем, пока не решен.
Пока же, в соответствии с решением, принятым 20 мая на совещании у вице-губернатора Романа Филимонова, проектировщики здания должны за свой счет разработать комплекс необходимых мер по восстановлению жилого дома. «К их работе тоже есть претензии, хотя и небольшие», - пояснил Орт причину наказания проектантов рублем. Кто будет финансировать сами работы, пока неизвестно. Один из возможных вариантов развития событий, предложенных Смольным, таков: члены ЖСК подают иски в суд на компанию-застройщика «Источник-Строй», которая объявлена банкротом, город изыскивает средства из Резервного фонда Петербурга, а в дальнейшем, если иски жителей когда-нибудь будут удовлетворены, эти деньги вернут в бюджет Петербурга.
Новые приключения неуловимого
Но, как показывает история «Источник-Строя», надеяться на то, что деньги, потраченные на ремонт дома, когда-нибудь будут возвращены городу, не приходится. И сама компания, и ее глава, Мирон Шакира, несколько раз оказывались в центре скандальных историй, из которых выходили с минимальными потерями (или вообще без всякого ущерба для себя).
За этой фирмой уже числятся долги городу на сумму 380 миллионов рублей. Объемы задолженностей подрядчикам и поставщикам неизвестны. Счета компании арестованы По поручению рабочей группы Комитета по строительству УБЭП ГУВД и прокуратура Фрунзенского района установили, что «Источник-Строй» привлек 650 миллионов рублей дольщиков. При этом обнаружить главу компании городские власти не могут с весны 2008 года.
Первым «громким» объектом «Источник-Строя» стала реконструкция здания на Гангутской улице, 8, в элитный жилой дом. Компания приступила к работе в ноябре 2000 года, согласовав предварительно весь объем работ с КГИОП (дом был включен в список «вновь выявленных объектов, имеющих историческую ценность». Чиновники, ввиду очевидной аварийности здания, разрешили строителям перекроить практически весь дом, но обязали оставить в сохранности фасад. Однако в апреле 2001 года весь дом был полностью уничтожен. Как пояснил общественности Мирон Шакира, рабочие пытались выполнить условие комитета по охране памятников, но стена оказалась совершенно прогнившей и в ходе работ стала частично обрушиваться. Решив, что сохранение стены может угрожать жизни строителей, господин Шакира принял самостоятельное решение снести ее полностью. Представители КГИОП пытались судиться и требовали возбуждения уголовного дела, однако ничего не добились. Скандал постепенно сошел на нет, а после смены власти в КГИОП в 2003 году о нем попросту забыли.
Следующим известным проектом «Источник-Строя» стал жилой комплекс «Аврора». Акт приемки законченного строительством объекта по этому дому был подписан госкомиссией 29 декабря 2005 года (сроки сдачи переносились дважды). Однако это здание до сих пор не подключено к электроснабжению по постоянной схеме. К тому же этот дом построен с нарушением всех требований высотного регламента, и успел изуродовать панораму Невы задолго до появления «Монблана». Тем не менее, никаких санкций к застройщику применено не было.
О скандалах, связанных с «Ладогой», «Фонтанка» уже писала в последние дни. Но, бесспорно, самым резонансным объектом, строившимся под руководством Мирона Шакиры, следует считать жилой комплекс «Кассиопея». Компания должна была сдать его еще в 2006 году, но сроки постоянно переносились. И по сей день готовность дома составляет всего 60%. Большая часть квартир была продана в 2003–2004 годах, но процесс их реализации продолжался вплоть до марта 2008 года (по договорам о долевом участии в строительстве жилого дома). И это при том, что городские власти, отвечающие за соблюдение прав дольщиков, запретили компании с 1 января 2008 года реализовывать жилье, предупредив, что такие сделки будут считаться ничтожными. Тем не менее, отдел продаж ЗАО «Источник-Строй» продолжал функционировать в рабочем режиме, оформляя документы задним числом.
В марте 2008 года дольщики «Кассиопееи» вышли на митинг с требованием обязать компанию достроить их дом. После этого выяснилось, что «Источник-Строй» обанкротился. Таинственным образом в ходе банкротства строительная компания перешла к новым собственникам. Нынешнего гендиректора зовут Александр Васильев, а его офис, по данным 15-й налоговой инспекции, находится в Нижнем Новгороде. Где находится бывший генеральный директор «Источник-Строя» Мирон Шакира, ни дольщики, ни представители администрации Петербурга не знают.
Интересно, что летом 2008 года, когда процесс банкротства «Источник-Строя» находился в полном разгаре, а городские власти и дольщики сбивались с ног в поисках неуловимого главы строительной компании, Мирон Шакира вполне благополучно преодолевал дистанцию рейда «Троффи-Ладога» и даже вышел победителем по результатам первых двух дней. Участвовал он в этом спортивном мероприятии и летом 2009 года — правда, был уже не столь заметен. Возможно, этим летом заинтересованные лица сумеют его найти хотя бы на трассе гонки, чтобы спросить хотя бы за нарушения, допущенные при строительстве ЖК «Ладога»?
Кира Обухова, "Фонтанка.ру"