В Петербурге прошел международный фестиваль SKIF – традиционно открывающий горячую летнюю страду петербургских меломанов. Двухдневную стайерскую дистанцию (в совокупности – около 20 часов музыки) гости и исполнители проходили в Центре современного искусства – бывшем кинотеатре «Прибой».
Конечно, SKIF сегодня лишь отчасти может сравниться с каким-нибудь европейским фестивалем вроде испанского Sonar или французского Transmusicale, «заточенных» открывать новые имена. К примеру, латвийский Skanu Mezs, пока не грянул кризис, был куда более показательным смотром современных групп. Но SKIF дает не только сиюминутный срез авангарда и андеграунда – в его программной сетке есть место и заслуженным командам-гастролерам, известным в России лишь узкому кругу ценителей. Собственно, вот и вся концепция фестиваля: выступят те, кто по нраву организаторам, и те, кого удастся привезти (заслуга программного директора Натальи Подобед). Стройного представления о развитии современной музыки не составишь – но возможность набраться звуковых впечатлений на полгода вперед всё равно предоставляется.
Финны The Circle дали самый зрелищный концерт первого дня фестиваля: меланхоличный арт-рок вдруг взрывался хэви-металом с напором, который легко было принять за пародию. Вокалист, втиснутый в узкие брюки и майку, картинно наматывал на руку провод и дергался в конвульсиях, горланя истошным фальцетом. А потом преспокойно наигрывал на клавишных тихие пассажи и, как ни в чем не бывало, ласково пел уже пониже. Где серьезная любовь к хэйр-металу, где игра – не разобрать. Марсельцы Watcha Clan завели танцевальный партер более прямолинейным способом: смесью колотящегося драм-н-бейса с арабскими гармониями и напевами. В образе бедуина выступал гитарист группы, сменяя визгливую электрогитару на какой-то национальный струнно-щипковый. Электропоп от прославленных французов Dat Politics также был весел и бодр, чем-то похож на молодых Crystal Castles, только мощнее.
Второй день фестиваля явно прошел под знаком трио Sonore, выдавшего саксофонный фри-джаз с мудреными импровизациями. Менее интеллектуальные гитарные команды, выступившие следом, впрочем, тоже заслуживали внимания. Хорошо показалась отечественная группа Toho-Do, созданная Павлом Додоновым и Ильей Шаповаловым – музыкантами, работавшими с Дельфином и Найком Борзовым. По их собственным словам, Toho-Do пытаются скрестить Can и Kraftwerk – с одной стороны, аскетичные барабаны и гитара, с другой, минималистская электроника. А украинцы Fleischesmarkt сперва вызвали улыбку намерением показать «украинский краут-рок», но превзошли любые ожидания. «Мясной рынок» – не только название улицы в Вене, но и музыкальная концепция группы. Хаотичный звуковой материал у Fleischesmarkt нарастает слоями и преобразуется в психоделический музыкальный поток. Опыты по примирению электроники с роком стали откровением для русской аудитории – по крайней мере, той ее части, которая выдержала в «Прибое» до пяти утра.
Оксана Булах
«Фонтанка.ру»
Фото: Егор Галенко
Анонсы концертов, репортажи, рецензии и интервью с музыкантами читайте в рубрике «Музыка»