Уже в который раз эскалаторы переходов станций метро на Сенной площади преподносят неприятные сюрпризы. На этот раз заклинило несколько ступеней перехода "Сенная"-"Спасская". К счастью, это произошло вечером 13 мая, когда пассажиров было уже не так много, и никто не пострадал - в прошлый раз травму получил мужчина. С проблемными машинами петербургский метрополитен мучается давно - буквально на прошлой неделе прозвучала новость, что ГУП может расторгнуть договор с их производителем «Универсалмашем», который занимается еще и поставкой для станции «Нарвская».
Скорую кончину эскалаторам предрекали ещё до их пуска, но официальные лица мгновенно отметали заявления о том, что машины могут оказаться ненадёжными. Во время прохождения испытаний Ростехнадзора стало понятно, что имеются отклонения в конструкции от правил эксплуатации подобных установок. Однако все было согласовано в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору в Москве. Тем не менее, уже на стадии испытаний, когда запасные части начали лететь одна за другой, встал вопрос о техническом обслуживании эскалаторов. Кардинально что-то менять в конструкции уже было нельзя, поскольку на тот момент губернатор открыла станцию «Волковская», и требовалось срочно вводить в строй «Спасскую».
Чтобы эскалаторы не сильно изнашивались, на них снижена скорость. Сегодня это 0,75 м/с (когда-то - 1 м/с, но расчёты показали, что увеличения пропускной способности не происходит, а износ наступает быстрее). Эскалаторы конструктора Христича на «Спасской» движутся со скоростью 0,65 м/с.
Изначально ГУП «Петербургский метрополитен», а точнее, город в лице унитарного предприятия, выплатил производителю 112 миллионов рублей на поставку эскалаторов по двум лотам для двух наклонных ходов. Победителем «Универсалмаш» стал, обойдя таких производителей с мировым именем, как ThyssenKrupp Elevator, Kone, Schindler и признанных петербургских производителей, наследников завода «Эскалатор» - ЗАО «Латрэс» и ЗАО «ЭЛЭС». Все, кроме «Универсалмаша», просто не добрались до конкурса с обоснованием «не соответствие ТЗ» (Основание п. 4.2.1.9 тома 1 КД). Что же такого не соблюли мировые лидеры, что их заявки не отвечали техническому заданию? На сегодняшний день этот важный второй том с техническим заданием «пропал» с сайта государственного заказа Санкт-Петербурга. На сайте можно ознакомиться лишь с результатами или томом первым конкурсной документации, где содержатся лишь общие понятия и определения проведения процедуры конкурса. Подпись под протоколом рассмотрения заявок № 1001029 от 31.08.2006 – Михаил Осеевский.
Уже после заключения договора и изготовления эскалаторов в декабре 2008 года был подписан договор на проведение экспертизы промышленной безопасности эскалаторов с ЗАО СТЭК. На экспертизу было потрачено ещё 246 тысяч рублей.
Однако и это ещё не все расходы. Чтобы хоть как-то перестраховаться, ГУП «Петербургский метрополитен», не сильно афишируя, объявляет конкурс на техническое обслуживание эскалаторов. 28 апреля 2009 года конкурс был признан несостоявшимся и весь джек-пот - 17,5 миллионов рублей (почти четверть от первоначальной стоимости эскалаторов) достались единственному претенденту – «Универсалмашу». Таким образом общая сумма затрат на эскалаторы уже достигла 130 миллионов рублей. В результате по договору эскалаторы были под присмотром «Универсалмаша» с 1 мая 2009 года по 28 февраля 2010 года.
В феврале этого года нового открытого конкурса не объявлялось, не исключено, что в казне просто не смогли найти 20 миллионов на новые «плановые» ТО от «Универсалмаша». Следом эскалаторы, что называется «посыпались». В конце марта-начале апреля произошло сразу несколько серьёзных ЧП, которые привели к остановке двух машин. Ростехнадзором была запрещена их эксплуатация, и они стали работать в режиме маршевых лестниц. Над одним начали корпеть сотрудники «Универсалмаша». 30 апреля, как обещалось, запустить эскалатор в пассажирскую эксплуатацию так и не смогли, а пассажиры ежедневно могут пополнить свой словарный запас новыми идиоматическими выражениями, которые вылетают из недр балюстрады, где трудятся рабочие.
Будущее пересадочного узла весьма туманно. Если будут остановлены все эскалаторы, использовать их удастся только на спуск. Преодолеть на подъём перепад высот более десяти метров за один бросок могут далеко не все. Это значит, что на «Спасскую» можно будет попасть только с «Сенной площади», а со «Спасской» выйти только на «Садовую». Однако продолжаться такое долго не может, и эскалаторы необходимо будет или починить, или заменить. Эксперты склоняются к тому, что починить детище Христича не удастся. Однако и с заменой обстоит всё очень сложно. Дело в том, что наклонный ход строили уже под конкретную модель эскалатора по чертежам, которые предоставил «Универсалмаш». Машины других производителей имеют другие фундаменты и требуют глобального переустройства. На это может понадобиться минимум до двух лет, включая монтаж новых машин. Естественно, что на всё это потребуются дополнительные финансовые затраты, которые уже сегодня можно оценить в сумму около 200 млн рублей.
Ситуацию усугубляет и тот факт, что станция не имеет собственного выхода в город, и его строительство на ближайшее время даже не запланировано. Скорее всего, это произойдёт не ранее 2012-2013 годов. Если пересадочный узел будет закрыт, то Правобережная (оранжевая) ветка потеряет связь сразу с двумя линиями. Кроме того, осложнится пересадка с Невско-Василеостровской (зелёной) ветки на Фрунзенско-Приморскую (фиолетовую) линию. Сегодня эти две линии не имеют прямой пересадки, и многие по старинке ездили до «Спасской», а там переходили на «Садовую» или наоборот. Теоретически возможно, что появится вилочное движение между Правобережной и Фрунзенско-Приморской линиями, когда с «Садовой» один поезд будет уходить на «Достоевскую», а другой на «Звенигородскую». Но это также вызовет дополнительные неудобства и путаницу для горожан.
Между тем, напомним, ещё до запуска проблемных эскалаторов на «Спасской» в пассажирскую эксплуатацию, «Универсалмаш» выиграл ещё один конкурс – на поставку эскалаторов для станции «Нарвская». Конкурс провели в октябре 2008 года и уже к ноябрю 2009 года эскалаторы должны были быть отгружены получателю – ГУП «Петербургский метрополитен». Сумма контракта – 175 миллионов рублей. По информации из источников, заслуживающих доверия, заказ выполнен, но не до конца. Отчасти именно с этим связаны постоянные переносы сроков закрытия вестибюля «Нарвской».
Во всей этой истории интересен только один вопрос. Ответит ли за дезорганизацию работы столь важного пересадочного узла в центре Петербурга хоть кто-нибудь из чиновников, делавших громкие заявления о великолепии новых эскалаторов, а главное, ставивших свои подписи под протоколами и договорами с фирмой, которая фактически получила деньги, но не смогла обеспечить надлежащее качество, а главное – безопасность пассажиров.
Андрей Веревкин, «Фонтанка.ру»