29 апреля в театральной жизни города произойдет заметное, а возможно, и судьбоносное событие – Московский Чеховский фестиваль открывает показ своей программы в Петербурге. Если учесть, что лучший из российских театральных фестивалей существует с 1992 года, ждать пришлось долго. Но, кажется, дождались.
Чеховский фестиваль давно и прочно укрепился в звании главной достопримечательности московского театрального ландшафта. Сначала он показал москвичам спектакли тех, на чьи имена молились театралы в эпоху «железного занавеса»: великих постановщиков XX века – Джорджо Стрелера, Питера Брука, Петера Штайна. Потом открыл имена режиссеров, которых мы сегодня уже называем классиками, – Роберта Уилсона, Кристофа Марталера, Кристиана Люпы, Арианы Мнушкиной, Тадаси Судзуки. Потом открыл простую истину, что современный театр выходит за привычные рамки и границы – смыкаясь с цирком, используя элементы других визуальных искусств, активно привлекая язык пластики. Потом вывел русского театрала-«западника» за пределы привычного ареала предпочтений и клише, предъявив современный японский, латиноамериканский, канадский театр. Московские любители театра на сегодняшний день имеют прекрасную возможность не склонять по любому поводу измусоленные имена покойного Стрелера и пожилого Брука («Кто ваш любимый писатель?» – «Пушкин»: трогательно, но чаще свидетельствует о серости, чем о мудрости), а выбирать между Робером Лепажем, Хайнером Геббельсом и Жозефом Наджем. Так, право же, лучше. Причем для всех. И для взыскательного, и для случайного зрителя – и у того, и у другого шире возможность выбора. К тому же речь не идет о работах, интересных только группке сектантствующих эстетов: Чеховский фестиваль всегда избегал художественного экстрима, предпочитая включать в программу спектакли яркие и зрелищные, способные доставить удовольствие самой широкой публике. Довольны и власти – стараниями фестиваля Москва вписалась в международный театральный контекст. (Справедливости ради, надо, конечно, оговориться, что есть еще московский фестиваль NET, другие важные проекты, но Чеховский был первым и остался самым мощным.) Важен подобный фестиваль и для московских театров: нет лучшей ярмарки идей, чем просмотр спектаклей со всего мира, плоха та режиссерская и актерская школа, которая напряженно не следит за достижениями коллег.
Чеховский фестиваль можно хвалить долго – есть за что: его программы всегда подробны, обладают внутренним сюжетом и концепцией. Это респектабельный смотр – забивать вакантные вечера всяким дрянцом, которое готово само заплатить за свой визит, здесь не привыкли. О приезде Чеховского фестиваля в наш город петербургские любители театра давно и страстно мечтали, но только в самых смелых и фантастических грезах. И небываемое сбылось: в год Чехова директор фестиваля его имени – Валерий Шадрин – принял решение в порядке эксперимента прокатать в Северной столице часть юбилейной программы. Петербургские власти идею поддержали и профинансировали. Нынче Шадрин и председатель петербургского Комитета по культуре Антон Губанков на полном серьезе обсуждают грядущие перспективы Чеховского фестиваля на берегах Невы. Что ж, если это осуществится, то будет отличным подарком нашему городу.
И пусть нынешняя программа «Чеховского в Петербурге» не очень велика, зато чрезвычайно представительна. Приурочена она, помимо чеховского юбилея, к Году Франции в России. 17 и 18 октября на сцене Александринки даст спектакль «Комеди Франсез» – это будет «Женитьба Фигаро» в постановке молодого и многообещающего французского режиссера Кристофа Рока (интересно, что Рок проходил творческую стажировку в петербургском МДТ у Льва Додина). Чеховская и французская темы переплетутся в дни кульминации фестиваля: 11, 12 и 13 июля в Мюзик-холле покажут пластический спектакль «Шерри-бренди» выдающегося французского режиссера и хореографа Жозефа Наджа, импровизацию на чеховские темы, отправной точкой для которой стал рассказ «Калхас».
Швейцарский режиссер итальянского происхождения Даниэле Финци Паска, активно занимающийся опытами по синтезу театральных и цирковых средств выразительности, специально для Чеховского феста поставил спектакль-посвящение русскому классику под названием «Донка». Этот завораживающий, изобретательный калейдоскоп визуальных аттракционов, навеянных биографией и произведениями Чехова, будет представлен петербуржцам на сцене Мюзик-холла с 6 по 10 июня. Кстати, с 26 июня по 8 августа – независимо от Чеховского фестиваля – в Петербурге пройдут гастроли знаменитого канадского Цирка дю Солей со спектаклем «Кортеж». Так вот его режиссер – тот же самый Финци Паска. Совершенно неведомую петербургским театралам сценическую Аргентину представит в ТЮЗе с 3 по 6 июня спектакль Компании Даниэля Веронезе из Буэнос-Айреса «Следящий за женщиной, которая сама себя убивает» по пьесе Чехова «Дядя Ваня».
Москвич Владимир Панков работает в оригинальном жанре SounDrama, объединяющем драматическое действо с живым музыкальным сопровождением, которое задает общий тон, а иногда и вмешивается в действие с оперативным комментарием. В рамках «Чеховского в Петербурге» Панков покажет свою работу, созданную в Минске, в Национальном театре им. Янки Купалы. Это – SounDrama «Свадьба» по мотивам одноименного рассказа Антон Палыча; смотреть и слушать можно будет в ТЮЗе с 6 по 8 июля.
А открывается фестиваль «Казимиром и Каролиной» Эдёна фон Хорвата – спектаклем, по иронии судьбы к Чехову отношения не имеющим. Фон Хорват – классик австрийского социального фарса, последователь Брехта, драматург-антифашист, в своих пьесах предсказавший рождение тоталитарного ужаса из тоски и хаоса циничных 1920-х годов, времени буржуазного разгула. Действие «Казимира и Каролины» разворачивается в конце 20-х, на пивном фестивале в Мюнхене, нетрезвая ярмарочная стихия убивает любовь и подспудно сулит в будущем новый, еще более страшный ущерб. Кстати, предсказывавший политическую грозу в своих пьесах, фон Хорват природной грозы смертельно боялся и, по чудовищному стечению обстоятельств, погиб, уже будучи эмигрантом в Париже, от удара молнии. Незадолго до начала Второй мировой.
Нового директора парижского Theatre de la Ville, молодого и энергичного режиссера Эммануэля Демарси-Мота пьеса, как кажется, пленила прежде всего своей формальной сложностью. Она написана короткими рублеными фразами, обильно населена второстепенными персонажами – и предоставляет постановщику плацдарм для демонстрации зрелого мастерства. Главную женскую роль исполняет пленительная Элоди Буше, лауреатка каннской «Пальмовой ветви» и французской кинопремии «Сезар». Спектакль Демарси-Мота уже посмотрели московские зрители, правда, их отзывы разноречивы: многим спектакль показался статичным, путаным и скучноватым. Однако эта работа заслуживает уважительного внимания – хотя бы с учетом того обстоятельства, что героические французские актеры, не попавшие на авиарейс, отмененный из-за исландского вулкана, ничтоже сумняшеся залезли в автобус и, невзирая на бытовые трудности, как и обещали, добрались до России. Кстати, вскоре петербургская Александринка, на сцене которой пройдет французский спектакль, даст на сцене Theatre de la Ville ответную гастроль – с «Женитьбой» Валерия Фокина. А пока на повестке дня – «Казимир и Каролина», открытие «Чеховского в Петербурге». Спектакль пройдет 29 и 30 апреля, начало в 19.00, цена билетов – от 200 до 2000 руб.
Андрей Пронин
«Фонтанка.ру»
О других театральных событиях в Петербурге читайте в рубрике «Театры»