Первый коммерческий круиз на вновь открытой паромной линии Петербург — Хельсинки обошёлся без происшествий, а финансовые итоги вполне удовлетворили владельцев судна. Хотя за два первых рейса «Принцесса Мария» перевезла чуть менее 1200 человек, что составляет приблизительно 36% её вместимости. Корреспондент «Фонтанки», проделав путь до финской столицы и обратно, отметил наличие организационных накладок на берегу, пока ещё очень «сырой» сервис на борту и высокий профессионализм персонала.
В компании St.Peter Line – владельце новой линии — изначально попросили пассажиров прибывать на посадку заблаговременно, во избежание давки при регистрации. Видимо, догадывались, что действия берегового персонала на Морском вокзале ещё очень далеки от автоматизма. Впрочем, учитывая, что это был первый коммерческий рейс парома, ожидать высокой скорости обслуживания было бы, наверное, наивно.
Так или иначе, за час до отплытия в здании Морского вокзала образовалась довольно внушительная очередь - не меньше сотни человек. Процесс обработки каждой брони, включая выдачу ключей от кают, занимал по несколько минут. Причём время от времени сотрудникам компании приходилось созывать целые консилиумы, чтобы решить, например, полагается ли пассажиру ваучер на питание или нет. Указания же персонала пассажирам, купившим автопакет, и вовсе вводили водителей в ступор — они были прямо противоположными.
После получасовых попыток въезда на автомобиле на территорию портового таможенного досмотра экипажу, состоящему из сотрудников АЖУРа, всё-таки удалось выяснить: на автомобильную палубу парома в машине может заехать только водитель. Остальные должны проходить тот же паспортный контроль, что и безлошадные пассажиры, то есть, в здании Морвокзала. Подробнее схему проезда к парому на собственном авто смотрите на «Водителе Петербурга».
При этом процедура самого паспортного контроля показалась корреспонденту «Фонтанки» самой короткой в жизни — она заняла всего 5 минут при полном отсутствии очередей к кабинкам. Рюкзак таможенники досматривать даже и не собирались. Правда, небольшой оркестр, встречавший пассажиров уже на борту «Принцессы Марии», не нашёл ничего лучше, как включить в свой репертуар мелодию из фильма «Титаник», чем немало смутил некоторых излишне нервных путешественников.
Сам паром порадовал чистотой, довольно приличным состоянием кают (хотя по внешнему виду иллюминаторов было всё-таки заметно, что судно бороздит моря и океаны далеко не первый год). По приблизительным оценкам, 80% пассажиров были гражданами России, хотя и финская речь слышалась нередко. При этом экипаж состоял преимущественно из представителей Финляндии и Эстонии, прекрасно говоривших по-русски.
Правда, к разочарованию большой части населения парома, выяснилось, что курить можно только на открытых палубах, а казино пока не функционирует - рулетка и блек-джек появятся на борту не раньше середины мая. Обещанные сауна и бассейн находятся в той же стадии готовности — то есть не работают. Интернет также недоступен, но здесь, по заверениям экипажа, улучшения наступят ещё до начала мая — идёт завершающая стадия монтажа оборудования. Поменять валюту прямо на борту пока тоже невозможно. Вообще, заметно, что приготовления к эксплуатации на линии Петербург-Хельсинки ещё только начались, даже карты на стенах холлов демонстрируют фарватеры Северного моря (ранее «Принцесса Мария» ходила из Дании в Англию).
Зато исправно работал магазин duty-free, цены в котором вполне соответствовали зонам беспошлинной торговли в Торфяновке или Брусничном и были заметно ниже аэропортовых. Крепкий алкоголь можно было купить только после 11 вечера, то есть после того, как закроются все бары и рестораны. Шведский стол в самом большом из трёх ресторанов порадовал обилием и качеством блюд. Стоимость — 24 евро с человека. Завтрак обойдётся вдвое дешевле.
После прибытия в Хельсинки снова начались проблемы: выезд на машине в город (на сей раз в автомобиле разрешили находиться не только водителю, но и остальным пассажирам) занял более часа, при том, что самих автомобилей было всего 10-15. Видимо, пограничники причала Olympia, привыкшие чисто формально обслуживать прибывающих из Таллина и Стокгольма граждан Евросоюза, просто разучились быстро ставить штампы в паспорт.
Зато при посадке в столице Финляндии проблем было уже поменьше, чем дома. Хотя сотрудники St.Peter Line для начала вновь отправили экипаж АЖУРа не к тем воротам. Финский пограничник там был в первый момент изрядно озадачен сочетанием слов «Санкт-Петербург» и «паром», но вежливо направил автомобиль в правильном направлении. Другой пограничник страны Suomi посетовал, что это всего лишь второй рейс парома в Россию и пообещал - «через 2 недели всё будет очень быстро и удобно».
Паспортный контроль в финском терминале прошёл ещё стремительнее, чем в Петербурге и занял максимум минуту. Ложкой дёгтя стало лишь внезапное изменение расписание отплытия судна: ещё в начале недели он значился в 20:00 по местному времени, но в реальности паром отошёл на час раньше. Впрочем, по словам директора по маркетингу и продажам St.Peter Line Андрея Мушкарёва, никто из пассажиров не опоздал на борт. «Наши агенты обзванивали всех и предупреждали об изменениях или отправляли sms. Расписание поменялось, исходя из просьб самих пассажиров, для которых 8 вечера — это уже поздновато. В итоге в Хельсинки из Петербурга переместилось почти 500 пассажиров, и из финской столицы — без малого 700. Для начала результат просто фантастический, мы довольны», - подчеркнул он. Впрочем, количество граждан ЕС на борту вновь (хотя и чисто визуально) было не слишком большим. До желаемого владельцами линии соотношения 50/50, конечно же, ещё очень далеко. Так что, работы у сотрудников St.Peter Line в буквальном смысле — море!
Павел Гинёв, "Фонтанка.ру"