С 15 по 25 апреля в Мариинском театре пройдет юбилейный Х фестиваль балета «Мариинский». Идея его создания принадлежала предыдущей команде балетных руководителей театра – худруку балета Махару Вазиеву и его помощнику и консультанту Павлу Гершензону – и была частью их художественной программы. После их отставки фестиваль существовать продолжает, и уже второй год; правда, теперь он не столь концептуален.
Прежде каждая из его программ воплощала общую вдохновенную концепцию мариинского балета как уникального и очень живого художественного организма, корнями уходящего в славную историю и вместе с тем жадно настроенного на самое новое. И еще Мариинский театр раскрывался на фестивале как мощная и художественно гибкая труппа, блистательно освоившая всё лучшее из ХХ века и двигающаяся в авангарде мирового хореографического процесса.
Диапазон событий фестиваля был огромен: от воплощения на мариинской сцене общеизвестных выдающихся произведений до эксклюзивных мировых премьер, от реконструкций классики Петипа в столетней давности версиях – до новейшего Форсайта, от сюит из советских балетов 30-40-х годов – до Нижинского, Нижинской и Баланчина, от Ноймайера до Уилдона и Доусона. Случались и музыкальные открытия: на фестивале можно было услышать музыку незаслуженно забытого австрийского композитора Александра фон Цемлинского и сочинения Леонида Десятникова. И всё это на фоне глобального взаимодействия школ: с нашими артистами работали современные западные хореографы первой величины, а в спектакли мариинского репертуара вводились артисты New York City Ballet, Ковент-Гардена, Парижской оперы и других крупнейших трупп.
Теперь кардинальные идеи фестиваля несколько смазаны: и старина не та, и новизна не совсем та. В нынешней программе произошел не слишком декларативный, но всё же ощутимый сдвиг: она скорее добирает то, что было упущено ранее, и фестиваль не столько призван стать событием международного масштаба, сколько ориентирован на нашего, петербургского зрителя. А если это программа для внутреннего пользования, то не так уж важно, где и как шло раньше представленное в ней, – главное, что это показали нам. Помните, как в советское время мы ждали гастролей – любых.
Между тем в каждом из спектаклей нынешней программы есть своя «изюминка». Во-первых, как всегда, гастролеры: состав их не хуже, чем в прежние годы. Полина Семионова (Staadtsoper, Берлин) выступит в «Ромео и Джульетте», Дэвид Холберг (АВТ, Нью-Йорк) – в «Спящей красавице», Матье Ганьо (Opera de Paris) обещают в «Аполлоне». Кроме того, приедут москвичи, солисты Большого театра: Светлана Захарова и Андрей Уваров танцуют «Лебединое озеро», а в «Жизели» мы увидим Наталью Осипову – эта ее роль стала московской, а затем и нью-йоркской балетной сенсацией.
Во-вторых, в афише, как и прежде, несколько премьер. Откроется фестиваль еще не знакомой русскому зрителю работой Алексея Ратманского – единственного, пожалуй, современного отечественного балетмейстера мирового масштаба и значения. Как известно, Ратманский плодотворно работает и с бессюжетным, и с сюжетным балетом; на этот раз мы увидим самое что ни на есть сюжетное, развернутое и серьезное произведение: «Анну Каренину» на музыку Родиона Щедрина. Это новая версия балета Майи Плисецкой, сделанная с постановочным размахом, – на сцене даже появится настоящий паровоз. Впервые Ратманский поставил свою «Анну Каренину» в Дании, затем переносил его в труппы Финляндии, Польши и Литвы. У нас повторяется постановка Варшавского театра; конечно, варшавский репертуар не парижский, но зато в петербургской премьере есть свой интригующий ход: заглавную партию исполнят в очередь Ульяна Лопаткина и Диана Вишнева, две звезды, две главные прима-балерины Мариинки, чьи дарования и темпераменты диаметрально противоположны друг другу. Понятно, что получатся два совершенно разных спектакля.
«Щедриниану» театра, представленную на предыдущем фестивале «Коньком-Горбунком», продолжит «Кармен-сюита» с Ульяной Лопаткиной в главной роли. Лопаткина уже танцевала этот балет в Москве на однократных гастролях и предложила свое, яркое и сильное его прочтение, ничуть не похожее на то, что делала Майя Михайловна. Тогда петербуржцы этого не увидели; теперь эта возможность у нас будет.
Из других премьер – спектакль под грифом «New Generation»: то, что раньше называлось «вечером молодых хореографов». В его рамках будут представлены работы Эдварда Льянга со многими труппами мира, в том числе – New York City Ballet, Гамбургским балетом, Джоффри-балетом; Эмиля Фаски, выпускника АРБ им. Вагановой, сочиняющего танцы в Гамбурге, Штутгарте и Монте-Карло; и артиста Мариинского театра Юрия Смекалова, чья хореография в прошлом году получила Первую премию на XI Международном конкурсе в Москве. Смекалов работает еще и в спорте, ставя номера для фигуристов.
В фестиваль вписаны еще одни гастроли: мы снова увидим острую, насмешливую и драматичную «Жизель» Матса Эка, нетривиальное прочтение ключевого шедевра мировой хореографии, образец парадоксального мышления второй половины ХХ века. Напомним, что персонажи и обстоятельства у Эка жестко переосмыслены: Жизель – деревенская дурочка, а второй, белый, акт происходит в психушке, где вилисы – буйные пациентки, их повелительница Мирта – санитарка, а каноническая хореография Жизели остроумно обыграна на языке танца модерн. На этот раз балет будет показан у нас труппой из Лиона.
И наконец, в гала-концерте, по традиции завершающем фестиваль, мы увидим баланчинские «Рубины», еще один балет Льянга в исполнении труппы Новосибирского театра оперы и балета, и дивертисмент, программа которого еще не обнародована — так что возможны сюрпризы.
Инна Скляревская
«Фонтанка.ру»
О других театральных событиях в Петербурге читайте в рубрике «Театры»