В этом году Страстная неделя для балетоманов Петербурга выдалась переполненной балетными страстями: пять дней в городе проходили концерты фестиваля «Dance Open»; мартовскими котами орали «Браво!» балетные «сыры» и «сырихи» (так, по московской традиции, называют неистовых поклонников того или иного артиста — говорят, по названию магазина недалеко от Большого, «точки сбора» балетоманов), а остальные взрывались овациями.
Впрочем, начало нынешнего года ознаменовалось и небывалым «кватроюбилеем», который, по сути, и предрешил программу Dance Open, сделав главной его частью проект «Балетные легенды Санкт-Петербурга» — четыре грандиозных гала-концерта, посвящённых памяти гениальных танцовщиков XX века: Галины Улановой, Татьяны Вечесловой, её партнера Вахтанга Чабукиани — они были первой советской балетной парой, гастролировавшей в Италии и в США на сцене «Карнеги-холл», — и, конечно же, Константина Сергеева, чей вклад в балетное искусство всего мира, и особенно — Петербурга, переоценить просто невозможно.
Специально для концертов была восстановлена и разучена нынешними звёздами балета часть знаменитых номеров юбиляров. Прославленные ученики и последователи танцоров: Ульяна Лопаткина, Владимир Малахов, Николай Цискаридзе, Леонид Сарафанов, Анастасия и Денис Матвиенко, Ирина Перрен и Марат Шемиунов, Оксана Кучерук и Роман Михалевский, Элиза Кабреро и Михаил Канискин, а также многие другие замечательные танцовщики выступили в эти четыре вечера на сцене Михайловского театра, хранящей лучшие традиции императорских театров.
И по традиции (а Dance Open прошёл в Петербурге уже в девятый раз) ведущие танцовщики самых известных балетных трупп мира выступили в грандиозном гала-концерте на сцене БКЗ «Октябрьский». Его программа включала весь спектр современного танцевального искусства — от номеров из классических балетов до опытов современной хореографии.
В этом году зрителей вновь порадовал уже ставший в Петербурге любимцем публики Даниил Симкин. Надо сказать, что «Падший ангел» на музыку Моцарта в первом отделении был принят публикой сравнительно прохладно, но вот свою «коронку» — песню Жака Бреля «Буржуа», поставленную Кавенбергом, — Даниил Симкин исполнил просто виртуозно и со свойственным ему солнечным обаянием.
Помимо Симкина труппа American Ballet Theater была также представлена Эрманом Корнехо — необыкновенно техничным танцовщиком, который исполнил «Фугу и мистерию» Пьяццоллы в собственной хореографии.
Хороши были Полина Семионова и Игорь Зеленский в Адажио из «Манон» Массне (хореография МакМиллана), а интернациональная пара Стефен Хана (New York City Ballet) и Карла Корбс (Pacific Northwest ballet), к сожалению, для своего дебюта в России выбрала малоинтересный номер Баланчина «Stars and stripes». Полина Симеонова также блеснула в номере «Alles Walzer» И. Штрауса — Дж. Верди (хореография — Р. Занеллы), и просто прекрасно, с блеском и куражом, выступили Наталья Осипова и Иван Васильев в Па-де-де из балета Асафьева «Пламя Парижа» в хореографии Вайнонена.
По замыслу организаторов, «открытием фестиваля» должна была стать шведка Юргита Дронина — балерина, в которой идеально сочетаются актерская одаренность и академизм. Пожалуй, даже слишком идеально: и того, и другого строго в меру.
«Таис» Массне в постановке Р. Пети с удивительным артистизмом и мастерством исполнили Марлон Дино и Люсия Лакарра из Bayerisches Staatsballett. Одна из лучших мировых балерин, Лакарра после томительного ожидания публики наконец посетила Петербург.
Однако главной сенсацией гала-концерта и фестиваля стало присутствие знаменитой балерины Натальи Макаровой (кстати, она тоже в этом году отмечает свой юбилей). Именно ей был посвящен гала-концерт в БКЗ — кроме того, Наталья Макарова возглавила жюри I Международной премии Dance Open. Премия представляет собой хрустальную копию бронзовой отливки со слепка ноги великой русской балерины Анны Павловой. Бронзовый оригинал хранится в Петербургском музее театрального и музыкального искусства, а сам слепок был изготовлен в 1913 году скульптором Борисом Фредман-Клюзелем.
В этом году все участники гала-концерта мировых звезд стали номинантами на эту балетную премию, которая вручается в знак признания, не подразумевая соревновательной основы: ведь каждый из участников уже давно и прочно обосновался на балетном Олимпе.
В жюри помимо Макаровой вошли Владимир Малахов (Berlin Opera), Джон Ноймайер (Hamburg ballet), Карла Фраччи (Teatro dell' Opera di Roma), Иван Лишка (Bavarian Ballet), Анхель Корейя (Corella Ballet), а также Юрий Фатеев (Мариинский театр), Юрий Бурлака (Большой театр), Борис Эйфман (Eifman Ballet) и Алтынай Асылмуратова (Академия балета им. Вагановой).
На закрытой церемонии вручения премии сразу после концерта также открылась выставка фотографий Натальи Макаровой из личного архива балерины. Премии лауреатам вручали известные петербуржцы – актёры Алиса Фрейндлих (к слову, страстная балетоманка) и Михаил Боярский, боксёр Николай Валуев, певец Эдуард Хиль, а также Татьяна Буланова со своим мужем Владиславом Радимовым (пара слегка оконфузилась: называя победителей в номинации «Лучший дуэт», они назвали Луку Ветере, но «забыли» о Юргите Дрониной).
Гран-при из рук Натальи Макаровой получила прима-балерина Баварского балета Люсия Лакарра; премий «Мr. Виртуозность» и «Ms. Виртуозность» были удостоены солисты Большого театра России Иван Васильев и Наталья Осипова, а также солистка Мариинского театра Виктория Терешкина. Обладателями премий в номинациях «Мr. Выразительность» и «Ms. Выразительность» названы премьер Американского театра балета Эрман Корнехо и прима-балерина Берлинской государственной оперы Полина Семионова. Лучшим дуэтом были признаны солисты Королевского балета Швеции Лука Ветере и Юргита Дронина, а Приз зрительских симпатий достался солисту Американского театра балета и неоднократному участнику фестиваля Dance Open Даниилу Симкину.
Необходимо отметить, что от очень большого количества фестивалей, которыми петербургская афиша порой буквально перенасыщена, Dance Open практически с самого начала отличается «лица необщим выраженьем»: это касается и чёткой организации мастер-классов и выступлений приглашённых артистов, и непривычного внимания к прессе: ни один журналист, желавший побеседовать с кем-то из балетных звёзд, «обижен» не был.
Впрочем, главное, конечно — это высочайший уровень приглашаемых артистов и ориентация организаторов на танцовщиков «высшей пробы», находящихся в зените славы и мастерства, а также внимание к авторитетным и знаковым личностям в мировом балете. Всё это и позволило Dance Open, по выражению председателя Комитета по культуре Антона Губанкова, стать «одним из брендов Петербурга» и «настоящим знаковым событием международного уровня в культурной жизни города». Во многом благодаря Dance Open город на Неве действительно становится одной из балетных столиц мира.
Кирилл Веселаго
«Фонтанка.ру»
О других театральных событиях в Петербурге читайте в рубрике «Театры»