Петербург вновь посетила комиссия ЮНЕСКО. Международные эксперты готовятся к очередной сессии комитета Всемирного наследия, на которой Петербургу будет отведено немало внимания. Ведь в комитете не слишком довольны тем, что наш "объект всемирного наследия" разделен на два субъекта федерации (город и область), и за его охрану нет единого ответственного органа. Не забыли юнесковцы и об "Охта центре". Тем временем, в российской специализированной прессе начался очередной виток дискуссии на вечную архитектурную тему — как и что можно строить в исторических городах.
Площадку предполагаемого строительства "Охта центра" в конце марта 2010-го года посетили Алесандро Бальсамо, представитель Центра Всемирного наследия ЮНЕСКО, и Тодор Крестив, эксперт Международного совета по сохранению памятников и достопримечательных мест.
Тодор Крестив с петербургской темой знаком уже очень хорошо, но, как рассказали "Фонтанке" в ОДЦ "Охта", он проявил немалый интерес к археологическим исследованиям, которые в настоящее время ведутся на территории предполагаемого строительства и полностью финансируются инвестором.
Представители ОДЦ "Охта" подчеркнули, что строительство района "Охта центр" может начаться только после прохождения всех процедур, предусмотренных российским законодательством.
Встретились юнесковцы и с оппозиционерами проекта. Петербургские общественники, ВООПИК и ЭКОМ, продолжают настаивать на том, что строительство вблизи исторического центра невозможно как таковое. Однако опыт других европейских городов, в том числе и Парижа, в котором находится штаб-квартира самого ЮНЕСКО, доказывает, что этот тезис вполне можно оспорить. Так, на днях специализированный журнал "Высотные здания" опубликовал мнения известных архитекторов по этому поводу. Одно из них как раз по поводу парижской архитектуры.
Архитектор Жан-Мишель Вильмотт отмечает: "Внедрение башен в центральную часть города вполне осуществимо, поскольку они объединены с высокоэффективной системой общественного транспорта и одновременно их постройка в итоге увеличивает площадь открытых пространств. Возводя здания в центре города, надо учитывать общую стилистику и состояние архитектурного окружения. Кроме того, башни не должны перекрывать основные исторические оси города – скорее, им место в более или менее современных городских ансамблях. Париж просто изрезан исторически значимыми лучами, на которых появление башен нежелательно. Ну, а если застройка большой плотности на малом пятачке не портит картины, то почему бы и нет?".
Вопреки распространяемому российскими градозащитниками мнению о том, что высотное строительство это вчерашний день городской урбанистики, Вильмотт пишет:
"Вертикальность – это славно. Меньше строений – больше воздуха. Мы создаем комфортную среду обитания благодаря незначительному воздействию на пространство и жизнедеятельность окружения. Природоохранные стандарты становятся все более жесткими в связи с дальнейшими исследованиями в области наилучшего использования естественного освещения, вентиляции, отопления. Задача концентрации функций по вертикали заставляет нас фантазировать, а возрастающие технические возможности делают мечты осуществимыми. Вместо уличной толчеи, мостов, по которым ни проехать, ни пройти, загазованных пробок в туннелях мы предлагаем зеленые пешеходные бульвары, напрямую сообщающиеся с системой общественного транспорта. И все это благодаря башням, вот так!". Не последнее место, по его мнению, занимает и вопрос экономики: "Надо же привлекать чем-то крупные компании, показывать товар лицом и быть конкурентоспособными. Сегодня, когда первостепенное значение приобретают вопросы энергоэффективности, высотки стали экономичнее более чем вдвое. Текущая норма для Дефанса, делового района Парижа, сокращена со средних 200–230 до 52 кВт·ч/м2".
Солидарны с французами и японские архитекторы. "В перенаселенных районах высотные здания способны эффективно решать задачу размещения большего количества людей, особенно если они используются под офисы, жилье, магазины, места спорта и отдыха, общепита и т.п. По сути, высотка – это город в городе, который сдерживает беспорядочное разрастание мегаполиса вширь максимально возможной концентрацией функций", - пишет, отвечая на вопрос "Строить или не строить", председатель группы компаний Nikken Sekkei Митсуо Накамура.
По его словам, решаемую сейчас Петербургом проблему, связанную со строительством небоскребов вблизи исторической части города, не так давно решали и в Токио. "Вот в районе Маруночи власти долго и слышать не хотели о высотной застройке. Как же, ведь отсюда будет видно, что происходит во дворце императора. Однако три десятка лет назад высотные ограничения ослабили. В числе зданий, разработанных Nikken Sekkei, которые стоят по соседству с императорским садом, – POLA, JBIC, Keidanren Kaikan и Nippon Life Insurance Buildings. Нужно отметить, что за разрешение возводить подобные объекты город выдвигает свои требования: в результате реализации проекта должны образоваться открытые общественные места, тенистые аллеи, дополнительные автостоянки и, конечно, развитая сеть общественного транспорта", - вспоминает Накамура.
"Интересен и пример Шанхая, где высотки также примыкают к историческому центру. Нас привлекли к разработке генерального плана исторического района Цзинтьенди, который является непременным пунктом любой экскурсионной программы для туристов и местных поклонников гламура. Вся территория района превращена в пешеходную торгово-развлекательно-ресторанную зону. Здесь вдоль узеньких переулков восстановлены домики в стиле "шикумен" (каменные ворота), стоящие вплотную к строениям, отданным под букинистические лавки, кафе и рестораны. Вокруг этого "архитектурного заповедника" выросло немало высоток, которые только подчеркивают преемственность эпох", - солидарен с ним главный архитектор компании Тадао Камеи.
"Исторически сложилось, что человечество по мере развития строительных технологий неуклонно стремилось к возведению все более высоких построек, начиная от пирамид или более поздних минаретов и башен, сегодня сменившихся небоскребами. Здания, которые видны издалека, становятся заметными элементами панорамы города, облегчая ориентирование. К тому же эти объекты приобретают непреходящее символическое значение, становятся олицетворением города, как, например, величественные башни средневекового городка Сан-Джиминьяно в провинции Сиена (область Тоскана, Италия), легендарная Эйфелева башня в Париже, Emirates Towers в Дубае или те же башни Московского Кремля", - заключают японские архитекторы.
Павел Егоров, "Фонтанка.ру"