На днях администрация швейцарского VP-банка уволила руководителя аффилированного банку инвестиционного фонда Omega Investment AG Владислава Шустерова, объяснив это вскрытыми финансовыми махинациями. Фонд Omega появился в Петербурге в 2007 году и привлёк немалые деньги пайщиков. Сегодня уже бывшего руководителя фонда, бывшего основателя сети элитных питерских боулинг-клубов «Боулинг Сити» и бывшего владельца крупного латвийского банка Владислава Шустерова разыскивают многочисленные кредиторы, среди которых известный банк «Нефтяной альянс».
Странный фонд из Цюриха
Про этот фонд известно крайне мало, наверное, в связи с тем, что изначально создатель и бывший уже руководитель 52-летний Владислав Шустеров ориентировался на крупных пайщиков, которые могли бы через Omega Real Estate Equity делать серьёзные вложения в престижную недвижимость.
Вообще фонд появился в 2007 году, провёл несколько кулуарных тусовок, на которых раздавались толстые рекламные проспекты на русском и английском языках. Интересно, что заковыристое название Omega Real Estate Equity фигурировало только на обложках рекламных проспектов, фактически же фонд называется Omega Investment AG, о чём, кстати, написано в самом проспекте, если вчитаться внимательнее.
А ещё в Петербурге в июле 2007 года появилось ООО «Омега Инвестмент», стопроцентным владельцем которого был Omega Investment AG, а генеральным директором — Владислав Шустеров.
Omega Investment AG зарегистрирован в королевстве Лихтенштейн при участии крупнейшего швейцарского банка VP Bank Limited и аффилированной с банком управляющей компании IFOS. В рекламном проспекте фонда Omega Real Estate Equity VP Bank Limited указан в качестве банка-депозитария, но на сайте швейцарского банка фонд Omega Investment AG фигурирует в качестве одного из 11-ти фондов, связанных с банком.
Из информации на сайте VP Bank Limited видно, что 31 декабря 2008 года стоимость чистых активов фонда оценивалась в 1.3 миллиона евро. По словам главы московского представительства швейцарского банка Вальтера Моретти, на сайте указаны деньги, которые Omega Investment AG привлёк в том числе у российских пайщиков. Интересно, что паи этого фонда — самые дорогие из 11-ти связанных с VP Bank Limited фондов. 31 декабря прошлого года они оценивались почти в 976 евро каждый.
1 февраля 2010 года руководитель фонда Владислав Шустеров лишился своего поста, а его подпись с этого момента считается недействительной, о чём имеется упоминание на швейцарском бизнес-сайте moneyhouse.ch. Вальтер Моретти сказал нам по этому поводу, что Шустеров уволен в связи с вскрывшимися финансовыми махинациями.
Получить более конкретные комментарии по поводу махинаций от господина Моретти не удалось, однако он сказал нам, что они каким-то образом связаны с финансированием боулингового бизнеса.
"Наш человек" из Швейцарии
Глава московского представительства VP Bank Limited Вальтер Моретти — не просто высокопоставленный банковский служащий, ведомство которого оказалось втянутым в некрасивую историю из-за российского партнёра. В каком-то смысле гражданина Швейцарии и жителя Цюриха господина Моретти можно назвать петербуржцем.
В марте 2006 года Вальтер Моретти приобрёл квартиру в нашем городе на Садовой улице, где проживал с молодой петербурженкой. Судя по всему, банкир решил тогда обосноваться тут в связи с развитием швейцарской компанией Novavox (продажа телефонии и компьютерной техники) рынка продаж в Москве и в Петербурге. Вальтер Моретти, как следует из сайта Novavox, был одним из двух основателей этой компании. Однако в июне 2008 года господин Моретти уже представляет VP Bank Limited на юридическом семинаре, посвящённом оффшорным компаниям.
В любом случае, в российский быт швейцарец вжился полноценно: в декабре 2006 года мировой судья судебного участка № 199 Петербурга лишила его водительских прав на полтора года за управление автомобилем в нетрезвом виде. Про таких говорят: наш человек.
Насколько нам известно, в середине 2007 года Вальтер Моретти и Владислав Шустеров уже были неплохо знакомы. Господин Шустеров к тому времени активно развивал самую крупную в Петербурге сеть боулинг-клубов «Боулинг Сити». Наверное, не случайно при разговоре о финансовых махинациях фонда Omega Investment AG Вальтер Моретти упомянул именно вложения в боулинговый бизнес.
Более того, уместно предположить, что Владислав Шустеров возглавил аффилированный с VP Bank Limited фонд и его петербургскую «дочку» именно благодаря этому знакомству.
В любом случае, в связи с деятельностью этого фонда, похоже, назревает международный скандал: так всегда бывает, когда деньги пайщиков и финансовые махинации оказываются под крышей одного заведения. И, похоже, скандал начнётся именно с самого пафосного петербургского развлекательного бизнес-проекта — создания сети «Боулинг Сити».
Боулинг, которого нет
В 2004 году бывший работник боулинг-клуба «Шаровня» (известное место питерской ВИП-тусовки) Владислав Шустеров был в центре внимания всего делового Петербурга, потому что именно он руководил тогда самым модным городским развлекательным проектом — строительством сети боулинг-клубов. Сначала журналисты видели господина Шустерова в качестве заместителя генерального директора консалтинговой компании «НС Информ Консалтинг», которой принадлежало ООО «Боулинг сити». Это ООО собиралось открыть боулинг-клуб в новом торгово-развлекательном центре на Сенной площади, однако неожиданно выяснилось, что «НС Информ Консалтинг» от проекта решил отказаться и продал «Боулинг сити» некой оффшорной компании Polemex Ltd. Общавшимся с журналистами представителем оффшора оказался всё тот же Владислав Шустеров.
Позже было заявлено о грандиозном: ООО «Боулинг сити» планировало открыть в Петербурге крупнейшую сеть боулинг-клубов, что, кстати, в какой-то момент и произошло. Сегодня на сайте компании можно увидеть список из четырёх клубов, расположенных в весьма людных местах. Это: торгово-развлекательные комплексы «Южный полюс» на проспекте Славы, «Июнь» на Индустриальном, «Меркурий» на Савушкина и, наконец, первый клуб на Сенной.
Мы позвонили в каждое из четырёх заведений и просили помочь нам связаться с Владиславом Шустеровым. И вот что услышали от работников клубов, которые просили не называть себя:
«Июнь»: Здесь теперь другая совершенно компания. К Шустерову, конечно, остались вопросы, сейчас компанией руководят совершенно другие люди. У нас в компании не знают, где его найти — это я могу сказать совершенно точно. Я бы тоже хотела его очень видеть, потому что он до сих пор должен людям заработные платы в таком количестве, что не описать. И трудовые книжки тоже. Ни того, ни другого, ни господина Шустерова тут не имеется. Всего он должен нам по зарплате 1.5 миллиона рублей.
«Меркурий»: Вы знаете, тут очень много тех, кто хочет найти господина Шустерова. Тут сменилось руководство, и очень многие его ищут. Лично я его вообще ни разу не видела.
«Сенная»: «Боулинг Сити» здесь больше нету. Насколько я знаю, они теперь не являются на рынке никем — они отсутствуют.
«Южный полюс»: Мы пока по техническим причинам не работаем.
В 2006 году генеральный директор ООО «Боулинг сити» Юрий Ватлин в интервью «Деловому Петербургу» объяснял, что «НС Информ Консалтинг» отказался от модного проекта, потому что решил избавиться от непрофильного актива — дескать, компания специализируется на консалтинге. Сегодня представитель «НС Информ Консалтинг» откровеннее:
"Мы отдали ООО «Боулинг сити» связанному с Шустеровым оффшору Polemex Ltd, потому что для нас это был самый дешёвый способ прекратить сотрудничество с этим человеком. Мы не получили от оффшора ни копейки, но поставили лишь одно условие: Шустеров переоформил на себя все долговые обязательства, связанные с подготовкой к открытию боулинг-клуба, которую он курировал будучи нашим сотрудником...".
Теперь выясняется, что к основателю «Боулинг Сити» имеют претензии не только его бывшие подчинённые, но и швейцарский банк.
По следам кредиторов
Создаётся впечатление, что основатель питерского боулинга немного запутался в собственных финансовых делах, и речь тут идёт не только о боулинге и швейцарских инвестициях.
23 миллиона рублей Владислав Шустеров задолжал частному лицу — предпринимателю Сергею Пислегину. Он взял у него деньги в долг под проценты один раз, потом ещё, потом стороны реструктуризировали график погашения долга и выплаты процентов, потом часть суммы Шустеров выплатил, но в конце концов кредитор переуступил право истребования своих денег с господина Шустерова коллекторскому агентству ООО «Центр взыскания долгов», видимо, решив, что с этим справятся лишь специально обученные люди.
По нашим сведениям, Сергей Пислегин потерял почти год и почти треть своих денег — коллекторское агентство согласилось «купить» этот долг чуть более чем за 16 миллионов рублей.
Следующие 5 миллионов рублей Владислав Шустеров занял у бизнесмена Сергея Фартушнова на год — с 1 июня прошлого года до 1 июня текущего. В 2010 году 1 июня ещё не наступило, однако кредитор незадолго до новогодних праздников уступил право истребования этого долга «Центру взыскания долгов» в связи с тем, что господин Шустеров не выплачивал оговоренных процентов.
Впрочем, всё это мелочи по сравнению с коллизией, происшедшей у боулингмэна с банком «Нефтяной альянс».
В прошлом году этот банк проявил несказанное доверие к Владиславу Шустерову, выдав возглавляемым им ООО «Дарес» и ООО «Центар» кредиты в размере более полутора миллионов евро. Поручителями по кредитам выступили господин Шустеров лично и некое ООО «Косметическая мануфактура». Причём «Косметическая мануфактура» заложила для обеспечения одного кредита различные товары, оборудование и даже столы со стульями на общую сумму около миллиона евро. А господин Шустеров заложил под обеспечение кредитного договора боулинговое и офисное оборудование — вплоть до компьютерной клавиатуры и кеглей.
Интересно, что срок первого кредитного договора примерно на полмиллиона евро истекал 3 сентября 2009 года, ООО «Дарес» деньги банку не вернуло, что не помешало «Нефтяному альянсу» 11 сентября 2009 года выдать другому возглавляемому Шустеровым ООО «Центар» следующий кредит — уже примерно на миллион евро.
Сложно сказать, с чем связано такое доверие банка к нашему герою. Может быть, у банкиров не вызывала сомнений платежеспособность Владислава Шустерова, может быть, им показались весомыми аргументами заложенные предметы офисной мебели и боулингового оборудования.
Узнать об этом наверняка нам, к сожалению, не удалось: после нашего обращения в «Нефтяной альянс» автору этих строк позвонил мужской голос, который сослался на банк и сказал, что его имя является секретом, любая информация про клиентов банка — тоже. Зато голос пообещал, что когда банку потребуется, «нас найдут». Пока, правда, как нам кажется, банкирам намного актуальнее найти господина Шустерова, долг которого вместе с процентами «весит» сегодня около 2-х миллионов евро.
По нашим сведениям, кредитные договоры у связанных с Владиславом Шустеровым коммерческих структур имеются и с другими банками. Будем надеяться, что по тем долгам он все-таки рассчитается.
Сказался больным...
Мы пытались обсудить содержание этой статьи с самим господином Шустеровым, для чего позвонили ему по телефону. У Владислава Георгиевича был очень усталый голос, он сразу признался, что имеет «целый ряд проблем, которые сейчас решает», и высказал предположение, что у нас не совсем объективная информация. Однако от встречи Шустеров отказался, сказавшись больным. Впрочем, он обещал перезвонить.
"Неудачливый финансист"
Интересно, что в жизни Владислава Шустерова уже были неприятности, связанные с финансами. Так, латвийская пресса связывает его имя с крахом одного из крупнейших местных коммерческих банков, который был расположен в самом здании Академии наук Латвии – Latintrādes banka.
Неприятности у этого финансового учреждения начались в самый разгар банковского латвийского кризиса 1994-1995 годов. В начале января 1995-го тамошние высокопоставленные государственные чиновники впервые заговорили о «банках-мошенниках», в феврале уже открыто обсуждали «банковский кризис» и пути выхода из него. А уже в конце марта 1995 года, по данным латышского информационного портала Kriminal.lv, Latintrādes banka приостановил свою работу - он не смог выплачивать деньги вкладчикам. Как выразился журналист Kriminal.lv, для латышей это стало настоящим шоком: «Как-никак в банке, хозяином которого был некто Шустеров, работали уважаемые люди — экс-министры Аусеклис Лаздиньш и Элмар Силиньш, а также бывшие работники министерства финансов Нелли Ермолицкая и Гунтис Урловскис». Кроме того, по данным латвийской «Независимой газеты Утро», этому банку доверял сам Раймонд Паулс, хранивший там свои сбережения.
Говоря о финансовых проблемах, потрясших страну, советник Банка Латвии Улдис Клаусс 10 мая 1995, по информации Kriminal.lv, «публично заявил, что во всем виноваты акционеры и руководители коммерческих банков, деятельность которых преступна и некоторым из которых следовало бы сидеть не в «мерседесах», а в тюрьме».
По данным информационного центра B&B, “в сентябре 95-го года Latintrādes banka был признан обанкротившимся. При этом суд обнаружил приметы преднамеренного банкротства. За время своей работы ликвидатор получил две тысячи претензий от кредиторов банка на общую сумму 14 миллионов латов. Вернуть удалось лишь около полумиллиона».
Судя по всему, Владиславу Шустерову пришлось очень скоро принять решение покинуть Латвию. Латвийская газета «Бизнес&Балтия» в одной из своих статей назвала его имя в числе «неудачливых, и даже с весьма неоднозначной репутацией банкиров и финансистов», которые, как водится, «эмигрируют в Россию».
Константин Шмелев, Мария Стрижевская
"Фонтанка.ру"