Несмотря на замену одного из генподрядчиков, 6 нерасселённых домов в полосе отвода и тяжёлую зиму, руководство ФГУ "Дирекция по строительству транспортного обхода Петербурга" по-прежнему намерено закончить строительство КАД к ноябрю текущего года. Глава ведомства Вячеслав Петушенко не хочет даже слышать о продлении сроков. Однако представители основного генподрядчика - «Инжтрансстроя» - не уверены, что долгожданный объект удастся сдать столь быстро.
На сегодняшний день эксплуатируется 80 километров кольцевой автодороги, ещё 36 (от Таллинского шоссе до станции Бронка) находится в стадии строительства. Напомним, что изначально этот участок был поделен на три фрагмента, которые в конце 2008 года были выставлены на конкурс. Центральный, протяжённостью 20 километров, взялся возводить «Инжтрансстрой», право на строительство двух остальных (длиной 12 и 4 километра соответственно) выиграла малоизвестная на тот момент компания «Флора». Однако уже летом 2009 года в ФГУ "ДСТО" в способности данной компании завершить работы вовремя засомневались и попытались взыскать в судебном порядке с нерадивого подрядчика почти миллиард рублей. Впрочем, в итоге стороны подписали мировое соглашение: руководство «Флоры» убедило заказчика, что трудности временные и сроки строители нагонят.
Но в ноябре прошлого года терпение чиновников, не заметивших никаких телодвижений со стороны генподрядчика, лопнуло - в ДСТО признали - «Флора» даже не начинала работу на объекте. В итоге был разорван договор на строительство 12-километрового участка от Бронки до автодороги Петродворец-Кейкино. Был объявлен новый конкурс, победителем в котором был объявлен «Инжтрансстрой». Наконец, 10 марта 2010 года у «Флоры» отобрали последний 4-километровый участок КАД. По словам Вячеслава Петушенко, там подрядчик успел только свалить лес и подвести некоторые коммуникации. Чтобы уложиться в отведённые сроки, туда придётся завозить 20 тысяч тонн песка ежедневно.
Ещё один (возможно, последний) конкурс чиновники обещают объявить до конца марта, а уже в мае подписать договор с новым генподрядчиком. Кстати, в «Инжтрансстрое» пока сомневаются, стоит ли компании взваливать на себя дополнительную ношу. «Мы подумаем, рассчитаем силы. У нас и так огромный объём работ на КАД, а ещё на олимпийских объектах в Сочи и в других городах. Не исключено, что вскоре придётся перейти на круглосуточный график работы на кольцевой, чтобы успеть в срок», - заявил корреспонденту «Фонтанки» начальник управления строительства дорог и аэропортовых сооружений Альберт Каспаров.
На скорость строительства влияет не только непростое «наследство», оставленное «Флорой», но и нерасторопность областных властей. Так, один из бывших субподрядчиков «Флоры», которому та не выплатила деньги за произведённые работы, попросту не пускает специалистов «Инжтрансстроя» на один из участков. «Это 4 километра, мы туда просто не можем попасть. Они в буквальном смысле ложатся под бульдозеры», - подчёркивает Каспаров.
Кроме того, до сих пор строители не могут приступить к строительству двух важных развязок на Красносельском шоссе и посёлке Пески. Причина — в 6 нерасселённых домах. «Мы даже не можем в арбитраж подать на то ведомство, которое должно этой проблемой заниматься. Потому что они вообще никакого ответа нам не дают», - заметил Вячеслав Петушенко. Между тем, как заметил представитель «Инжтрансстроя», если проблема не будет решена до лета, то в ноябре кольцевую замкнуть не удастся.
Несмотря на такое обилие трудностей, глава ДСТО считает несостоятельными предложения некоторых специалистов не достраивать дорогу в стиле «строек века» советского периода (к ближайшему съезду партии или 7 ноября), а перенести срок сдачи на 2011 год, зато сделать её качественно. «Задачи не обсуждаются», - отрезал он, добавив, что на качестве покрытия спешка никак не скажется. «КАД — самая качественная дорога в стране, она таковой и останется. А замкнуть её в этом году нужно обязательно, так как параллельно будет закончено строительство Комплекса защитных сооружений», - считает Вячеслав Петушенко. Кстати, 16 млрд рублей на достройку КАД уже поступили на счета ДСТО. Правда, освоено из них на сегодняшний день всего 500 миллионов.
Впрочем, эксперт, к которому обратилась «Фонтанка», бывший дорожный строитель Николай Гуляев с оптимизмом руководства ДСТО не согласен. «Строить быстрее и не потерять в качестве чрезвычайно сложно. Можно привлечь дополнительную технику и людей, работать круглосуточно. Но в этом случае стоимость возведения трассы может возрасти в несколько раз», - говорит он.
Шипы под запрет
Что касается уже действующего 80-километрового участка, то здесь главной задачей остается внедрение автоматизированной системы управления движением (АСУДД). По словам главного инженера ДСТО Сергея Шпакова, проектирование и монтажные работы находятся в завершающей стадии. Уже установлены информационные табло и достраивается единый диспетчерский центр. Полностью ввести в строй АСУДД должны к маю 2011 года. К этому времени к ней должны быть подключены все прилегающие к КАД улицы и федеральные трассы. В Дирекции подчёркивают, что подобной системы в стране до сих пор не было, лишь некоторые элементы используются на 3-м транспортном кольце Москвы.
Кроме того, в ДСТО намерены вплотную заняться проблемой излишней колейности кольцевой, которая возникает из-за движения большегрузных автомобилей и легковушек с шипованной резиной. «По нормативам предельная нагрузка на ось не должна превышать 11,5 тонн. Однако из-за дороговизны железнодорожных перевозок автомобильным транспортом перевозят теперь даже металл. В результате нагрузка в 2-3 раза превышает предельно допустимую. Мы намерены устанавливать отечественные системы, позволяющие взвешивать автопоезда даже на скорости 120 км/час и обратимся к законотворцам, чтобы нам разрешили штрафовать нарушителей, причём не на символические 500 рублей. А шипованную резину нужно запретить к использованию в летний период, как это сделано в Финляндии», - уверен Вячеслав Петушенко.
Павел Гинёв, "Фонтанка.ру"