В петербургском клубе «Зал ожидания» выступила исландская группа múm – с презентацией пятого номерного альбома «Sing Along to Songs You Don't Know». Находящийся в поисках новой концепции звука, múm напоминает теперь камерный оркестрик – с выверенной акустикой и бережным вниманием к деталям инструментовки.
Начинал исландский коллектив (в 1997 году) с более сгущенного звучания, перегруженного мерцающей электроникой. Узнать его можно было не столько по «игрушечному» саунду, сколько по вокалу сестер-близняшек Кристин и Гиды Валтисдоттир. Но Гида оставила группу, а Кристин, мультиинструменталистка с классическим образованием, придумала себе проект Kria Brekkan, вышла замуж за лидера Animal Collective и теперь записывает пластинки в его компании – с мудреным продюсированием и песнями эзотерической красоты. (Кстати, в прошлом году Kria Brekkan выступали в Петербурге.)
Перестановки в составе, смена вокалистов и понятное желание múm не стоять на месте, а развиваться уже дали результат три года назад – на пластинке «Go Go Smear The Poison Ivy» появился мужской вокал, перемешались краски в звуковой текстуре, а программирование ударных стало еще более парадоксальным. В нынешнем альбоме старые подвиги повторять уже не с руки – на этот раз качественного скачка не произошло, и переход от прежнего материала к новейшему выглядит плавным и логичным.
На концерте в «Зале ожидания» múm, вооружившись виолончелью, трубой и «мелодикой» – крошечной клавиатурой, в которую надо дуть, играли в основном песни с двух последних альбомов. Фолк с русалочьими голосами («If I Were a Fish», «Illuminated») легко превращался в рассыпающуюся на пиксели электронику в духе Casiotone For the Painfully Alone, собирался обратно в пасторальные зарисовки (композиция с чудным названием «The Smell of Today is Sweet Like Breastmilk in the Wind»). Во второй половине концерта исландцы дали пару песен с драйвом и простецкими гармониями финской польки, разве только в не слишком бодром темпе. А старая вещь «A Little Bit, Sometimes» звучала почти как застольно-плясовая, причем столкновение живых и синтезированных звуков достигало уровня драматического конфликта. Правда, струнные инструменты не всегда были отчетливо слышны, и от этого терялось ощущение продуманной детализации песен, свойственное múm.
Хотя в целом звук в «Зале ожидания» оказался отменным: прекрасно звучали кристальные тембры вокалисток Хильдюр и Мистер Силла, точные даже на опасной высоте, бархатно подпевал мужской голос, органично вписывалась в ансамбль труба. Силла шалила, используя скрипку в качестве укулеле. Хороши были и комментарии к песням: например, перед одной из композиций внимание зрителей обратили на то, что она начинается и заканчивается на одной и той же ноте. «Это приятно... вроде как делает песню цикличной», – комментировали музыканты с долей иронии.
У múm получилось составить настолько сбалансированную программу, что обычного в их случае чувства, будто слушаешь одну безразмерную зарисовку из серии хрупкого электронного неофолка, не возникало. Динамика росла не только за счет прыгучих композиций образца 2007 года, но и от самой музыкантской подачи, собранной и энергичной. Так что насильно короновать múm «третьими» исландскими музыкантами после масштабных проектов Björk и Sigur Rós не выйдет. Впрочем, у них есть общая черта – воля к эволюции и способность снова и снова открывать миру свою уникальность.
Оксана Булах
«Фонтанка.ру»
Фото: mum.is
Анонсы концертов, репортажи, рецензии и интервью с музыкантами читайте в рубрике «Музыка»