В Доме кино показывают новый фильм Кена Лоуча «В поисках Эрика» («Looking for Eric»). Одну из главных ролей исполняет легендарный футболист Manchester United Эрик Кантона: к тому же он играет сам себя. «Культурная столица» попросила известного спортивного журналиста Кирилла Легкова посмотреть фильм и поделиться размышлениями после просмотра с читателями «Фонтанки».
Я знал, что Эрик Кантона, звезда английского Manchester United и сборной Франции по футболу 1990-х, снимается в кино, но как-то не казалось это интересным. Хочет человек славы – и ладно. А посмотрев фильм «В поисках Эрика», понял, что славы у Кантона предостаточно – теперь ему важно оставаться собой.
Главный герой фильма – вечно небритый Эрик Бишоп (Стив Иветс) – испытывает жизненные неурядицы. Задолбало работать почтальоном, возле дома установили бетономешалку, старший приемный сын путается с бандитами, а младший «смотрит ему в рот». Почтальон едва не погибает, выехав на встречную полосу. Главная боль Эрика – утерянная супруга Лили, которую он сам оставил много лет назад, наслушавшись советов отца. С Лили Эрик боится даже встречаться. Хотя надобность есть: иногда нужно приглядеть за внучкой, так как дочь сдает выпускные экзамены в университете.
Друзья Эрика, такие же почтальоны и болельщики Manchester United, пытаются вернуть приятеля к жизни, устраивают психотерапевтические сеансы. Но гордый Бишоп встречает помощь возгласом «Fuck!». По вечерам курит травку и рассматривает портреты игроков MU, развешанные в его комнате. Главный портрет – Эрик Кантона во весь рост. Когда почтальон уже близок к тому, чтобы в отчаянии проломить лохматой головой стену, Кантона вдруг появляется у него за спиной. Материализовался, чтобы помочь.
Легендарный футболист понадобился режиссеру Кену Лоучу (кстати, в мире кино фигуре не менее легендарной) не случайно. Кантона – не просто звезда. Мы говорим «Кантона», подразумеваем «Manchester United», а Manchester United – это не только команда, но и ее болельщики. Представители разных кланов спорят в пабах до матюгов, не зазорно ли набивать карманы семье американского миллиардера Глейзера, владеющей знаменитым британским клубом с 2005 года. И следует ли продолжать смотреть матчи любимой команды на стадионах – или надо объявить бойкот заокеанским выскочкам-миллионщикам и ограничиться просмотром телетрансляций. Кажется, еще чуть-чуть – начнется драка. Но вместо этого фанаты MU объединяются, дабы прийти на помощь одному из своих – тому самому Бишопу, который спасает пасынка, «повисшего на крючке» у криминального авторитета. На двух фанатских автобусах, с именем Кантона на устах, они заваливаются на виллу бандита, вооруженные битами, пульверизаторами и видеокамерами. Все как один… в масках Эрика Кантона. Бандит обрызган (конечно, красной краской) и унижен, его пистолет разбивают кувалдой под общий хохот. «Эту армию ты не победишь никогда!» – объясняют ему многочисленные Кантона.
Жизнь Эрика Бишопа налаживается. Он едет на матч Manchester United, как много лет назад, и Лили на выпускном вечере дочери смотрит на него так, как давным-давно на ее крестинах. А финальный кадр возвращает нас к моменту падения другого Эрика – Кантона. Тот произносит памятную фразу, что была сказана на пресс-конференции после девятимесячной дисквалификации за удар ногой болельщика Crystal Palace: «Если чайки летят за трейлером, так это только потому, что они знают – скоро в море бросят сардины». Она адресована журналистам, пообещавшим с пристрастием отслеживать каждый шаг центрального форварда MU.
Два Эрика проходят один и тот же путь. Один повторяет психологический подвиг другого, возрождается, словно Феникс из пепла, – только не в футболе, а в жизни. Английские кинозрители эту параллель, наверняка, считывают с первых кадров.
Дело в том, что у Эрика Кантона большой опыт возвращений в большой спорт из, казалось бы, безвыходных ситуаций. Он бил не только болельщиков, но и партнеров, судей, ругался, плевался, кидался бутсами. Чего только ни делал на поле и за его пределами, заслужил прозвище футбольного enfant terrible, но для болельщиков MU остался «королем Эриком», человеком, с которым ассоциируются главные победы. Точнее даже, не просто человеком, а сверхсуществом. «I’m not a man, I’m Kantona» – это полушутливая самоаттестация футболиста в разговоре со своим тезкой Бишопом. А с другой стороны, в фильме Кантона такой же небритый, как и почтальон, – это, видимо, для придания ему сходства с людьми, чтобы те поняли: от них самих в жизни тоже кое-что зависит.
Я вот думаю, найдется ли в российском футболе хоть один игрок, которого кто-то согласится послушать в минуту отчаяния? А не просто когда он будет что-то мямлить в телекамеру или в «Мульте личности». Есть ли у наших болельщиков кумир настоящий, а не вымышленный? И способны ли они сами протянуть руку помощи? Или их подвиг только в том, чтобы хором орать: «Быстров – свинья»?
Эрик Кантона в фильме Лоуча много говорит о себе и, кажется, не врет. Эгоцентризм эгоцентризмом, но главным своим достижением на футбольном поле он считает не какой-то гениально забитый мяч, а пас, который отдал партнеру в одном из матчей. В этом, собственно, идея фильма. Пас – как протянутая рука. Но не каждый имеет силу ее протянуть, и не каждый способен за нее ухватиться.
И еще. «В поисках Эрика» – пример того, как можно рассказать о футболе, не заставляя актеров в него играть, потому что у них всё равно никогда не получится. Всего лишь несколько кадров с участием Manchester United и Эрика Кантона, которого окружают Райан Гиггз, Пол Скоулз, Дэвид Бекхэм. Чтобы сделать такой фильм в России, опять-таки нужно, чтобы было, что показывать и кого снимать.
Где ты, Эрик? Мы тебя тоже ищем.
Кирилл Легков,
«Фонтанка.ру»
Фото и видео: IFC Films
О новостях кино и новинках проката читайте в рубрике «Кино»